Имя прилагательное как часть речи

Разделы: Начальная школа


Цели урока: ознакомить с существенными признаками имени прилагательного и его ролью в нашей речи.

Создание условия для формирования УУД:

– осваивать термин “имя прилагательное”;
– наблюдать за изменениями имени прилагательного;
– находить предложения в тексте и правильно оформлять их границы;
– умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации;
– умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками.

Форма проведения урока: коллективная.

Оборудование:

– учебник;
– карточки с текстом;
– приложение к уроку.

Ход урока

I. Организационная часть урока.

– Ребята, сегодня на уроке нам снова предстоит открыть тайну нашего языка. Мы познакомимся с новой частью речи. Поэтому, вы должны быть внимательными и собранными.

II. Знакомство с новым материалом.

Приложение 1.

– У вас на партах лежат карточки с текстом.(недалеко от чепуховска была маленькая деревня в ней жили медведь, лисица, заяц и другие животные в лесу росли орехи, горячие пироги, молоко в пакетах медведь и заяц выращивали овощи у лисицы в саду росли сладкие ягоды)

– Всё ли в них верно? (нет)

– Почему? (нет границ предложения, предложения не правильно оформлены)

– Давайте исправим этот текст, найдём границы предложения и оформим их верно. (Недалеко от Чепуховска была маленькая деревня. В ней жили медведь лисица, заяц и другие животные. В лесу росли орехи, горячие пироги, молоко в пакетах. Медведь и заяц выращивали овощи. У лисицы в саду росли сладкие ягоды.)

– Скажите, может ли всё это быть на самом деле?

– Где всё это происходило?

– Почему слово Чепуховск нужно писать с заглавной буквы?

– Какие ещё орфограммы вы можете назвать?

– Отгадайте загадку.

Жидкое, а не вода,
Белое, а не снег. (Молоко)

– Что это за слово? (словарное слово)

– Посмотрите, есть ли ещё словарные слова в нашем тексте? (деревня, медведь, лисица, заяц, животные, орех, горячий, молоко, овощи, ягода)

– Давайте их запишем, разделим на слоги и выделим орфограммы.

– На какие группы можно разделить эти словарные слова? (слова состоящие из двух и трёх слогов, кроме слова животные, слова отвечающие на вопрос кто?, что?, кроме слова горячий)

Физминутка.

– Правильно. Слово горячий отвечает на вопрос какой? и обозначает признак предмета, температуру. Это имя прилагательное.

– Давайте прочитаем, правило в учебнике.

– Для чего в нашей речи нужны имена прилагательные? (они делают нашу речь более яркой, красивой, выразительной)

Прочитайте текст, найдите часть речи с которой связаны имена прилагательные. (Имя существительное)

– Выпишите словосочетания.(Деревня маленькая, животные другие, пироги горячие, ягоды сладкие)

Какой признак предмета обозначает прилагательное сладкие? (вкус)

– Давайте узнаем, какие ещё признаки предметов могут обозначать имена прилагательные.

– Прочитайте столбики слов, найдите лишнее слово, определите какой признак обозначает имя прилагательное.

красный

холодная

сладкое

синий

хитрая

горькое

тёплый

тёплая

круглое

жёлтый

горячая

кислое

– Назовите лишнее слово в каждом столбике. (Тёплый, хитрая, круглое)

– Назовите какие признаки предметов обозначает каждое из слов. (Температура, характер, форма)

– А остальные прилагательные? (цвет, вкус).

Физминутка.

– В следующем задании нужно подобрать к прилагательным антонимы. Вспомните, что такое антонимы?

– Запишите антонимы к следующим прилагательным.

Широкий –
Высокий –
Большой –
Мягкий –
Длинный –

– Молодцы! А теперь вернёмся к тексту. Вам необходимо найти и подчеркнуть во всем тексте букву “и”.

– Сколько букв “и” вы нашли? (20)

III. Итог урока.

– А сейчас мы поиграем в игру “Угадай предмет”.

– Я называю вам признаки, а вы должны угадать о каком предмете идёт речь.

1) Большое, круглое, жёлтое, жаркое (солнце)
2) Белое, шоколадное, сладкое, холодное (мороженое)
3) Хищный, серый, дикий, злой (волк)
4) Большой, полосатый, сладкий, зелёный, красный, вкусный (арбуз)
5) Холодный, белый, зимний, искрящийся (снег)
6) Косой, пугливый, белый, серый (заяц)

– Молодцы! К какой части речи относятся слова, которые помогли вам угадать предмет? (имена прилагательные)

– Что вы узнали об этой части речи?

– На этом наш урок закончен. Спасибо.