1. Структура урока.
- Организационный момент (1 мин.)
- Актуализация опорных умений и знаний (10 мин.)
1) Устная работа.
2) Проверка домашней задачи.
- Объяснение нового материала (12 мин.)
- Физкультминутка (2 мин.)
- Закрепление изученного материала (15 мин.)
- Подведение итогов (5 мин.)
2. Цели урока.
1) образовательные:
– знать какое уравнение называется линейным с двумя переменными, что является решением такого уравнения, какие уравнения являются равносильными, свойства уравнений.
2) воспитательные:
– формирование интереса к решению уравнений; развитие внимания, мышления и памяти; воспитание чувства взаимопомощи, самоконтроля и математической культуры.
3) практическая:
– выражать одну переменную через другую, определять является ли пара чисел решением уравнения.
4) развивающие:
– развитие внимания, логического мышления и памяти, уметь систематизировать и применять полученные знания, математически грамотной речи.
3. Оборудование урока: мультимедийная установка, экран, карточки с заданиями, набор уравнений в конвертах.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым понятием.
2. Актуализация опорных умений и знаний
1) Устная работа.
Упражнение №1
Вопрос: Что называют уравнением?
Ответ: Равенство содержащее переменную называют уравнением.
Вопрос: С какими уравнениями вы знакомы?
Ответ: Линейными уравнениями.
Вопрос: Какое уравнение называется линейным?
Ответ: Уравнение вида ax+b=c называется линейным.
Заполните таблицу и ответьте на вопросы:
№п/п |
Уравнение |
Решение уравнения |
1 | 14·х = -7 | |
2 | 3·х = 0 | |
3 | = 8 | |
4 | = -9 | |
5 | 0·х = 0 | |
6 | 0·х = 9 | |
7 | x2 = 64 | |
8 | x2 = -9 | |
9 | = 4 | |
10 | = -4 |
Вопросы:
- Укажите номера линейных уравнений?
- Укажите номера уравнений, которые не имеют корней?
- Укажите номера уравнений, у которых любые числа являются корнями?
- Укажите номера уравнений, которые имеют два корня?
- Укажите номера уравнений, у которых корнем является число 0?
Упражнение №2
Вопрос: Число 11 является корнем только одного из следующих уравнений. Назовите это уравнение.
.
Ответ:.
Упражнение №3
Выразите каждую из букв, входящих в формулу, через остальные:
а) v·t = s; б) J·R = U;
2) Проверка домашней задачи. Рассмотрим задачу:
Группу из 35 туристов решили расселить на теплоходе в трехместные и четырехместные каюты так, чтобы в каютах не оставалось свободных мест. Составьте математическую модель задачи.
Решение: (На доске решает ученик).
Пусть х – количество трехместных кают,
у – количество четырехместных кают.
Тогда 3х – всего туристов в трехместных каютах,
4у – всего туристов в четырехместных каютах.
Составим модель задачи 3х+4у=35.
Ответ: 3х+4у=35.
Учитель: По условию задачи мы составили математическую модель.
Вопрос: Встречались мы с такой моделью?
Ответ: Нет.
3. Объяснение нового материала.
Вопрос: Какую особенность имеет эта модель.
Ответ: Уравнение с двумя переменными.
Вопрос: Как выглядит это уравнение.
Ответ: Уравнение с двумя переменными. Степень переменных первая. Составлено из коэффициента, переменной х, знака сложения, коэффициента, переменной у, знака равно и в правой части число.
Вопрос: Как можно назвать это уравнение?
(Линейное уравнение с двумя переменными).
Учитель: Сегодня на уроке мы изучим с вами новую тему: Линейное уравнение с двумя переменными. Вы узнаете какое уравнение называется линейным с двумя переменными, что является решением данного уравнения, свойства уравнения.
Возьмите конверт в руки и рассмотрите уравнения из конверта.
1. 2x-y=13; | 2. x+y2=4; | 3. 2x+y=5; | 4. 6a-4b-1=0; |
5. 2c-17d=3; | 6. ; | 7. xy+3=0; | 8. x-1+2y=0; |
9. x-y+4=0; | 10. 8y-5=6; | 11. 5х-4=1; | 12. 2у=6. |
Вопрос: Есть ли среди этих уравнений линейное уравнение с одной переменной.
Ответ: Да. № 10,№11,№12. (Положите их в конверт)
Вопрос: Как вы думаете, какие из этих уравнений не являются линейными? Почему?
Ответ: №7,№6,№2 (убираются уравнения которые имеют степень больше 1).
Вопрос: Какой вид имеют оставшиеся уравнения. Ответ: (ax+by+c=0).
Учитель: Давайте запишем определение:
Линейным уравнением с двумя переменными называется уравнение вида ax+by+c=0, где a,b,c– некоторые числа, x и y переменные.
3) Заполним таблицу:
Уравнение | a= | b= | c= | Таблица значений | Количество решений |
2x-y=13; | 2 | -1 | -13 | Бесконечное множество | |
2x +y=5; | 2 | 1 | -5 | Бесконечное множество | |
6a-4b-1=0 | 6 | -4 | -1 | Бесконечное множество | |
c-d=3; | 1 | -1 | -3 | Бесконечное множество | |
х-1-2y=0; | 1 | -2 | -1 | Бесконечное множество | |
x-y+4=0; | 1 | -1 | 4 | Бесконечное множество |
Вопросы: Определите коэффициенты в каждом уравнении.(…..)
Вопрос: Что является решением уравнения с двумя переменными?
Ответ: Решением уравнения ax+by+c=0 называют всякую пару чисел (х; у), которая удовлетворяет этому уравнению, т.е. обращает равенство с переменными ( ax+by+c=0) в верное числовое равенство.
Вопрос: Найдите корни в каждом уравнении.( ……)
Вопрос: Единственным будет решение. (Нет).
Вопрос: А сколько решений имеет такое уравнение. ( Бесконечное множество).
Вопрос: Удобно находить корни уравнения методом подбора? (Нет)
Учитель: Внимание! Условимся записывать корни уравнения в круглых скобках (х ;у).
На первом месте Записываем значение х , на втором значение.
4. Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять (шаги на месте)!
Все мы умеем считать (хлопки в ладоши),
Отдыхать умеем тоже (прыжки на месте).
Руки за спину положим (руки за спину),
Голову поднимем выше (поднять голову выше)
И легко-легко подышим (глубокий вдох – выдох).
Подтянитесь на носочках столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев (показали, сколько пальцев на руках)
На руке у вас (поднимаемся на носочках 10 раз)
5. Закрепление материала:
Работа по учебнику:
1. №247 (а, в) 2.№253 (а) 3.№ 256 (а) 4.№264 (а, в) 5.№ 265 (а),
6. Самостоятельная работа (10 мин).
I вариант
- Является ли решением уравнения 10x+y=12 пара чисел: а) (1;2); б) (3; -20)?
- Найдите три решения уравнения 5x– 2y=1.
II вариант
- Является ли решением уравнения 4x-3y=12 пара чисел: а) (3;0); б) (2; -7)?
- Найдите три решения уравнения 7x+ 2y=3.
Самопроверка.
7. Подведение итога урока:
Вопрос: Что нового вы узнали на уроке?
Вопрос: Какое уравнение с двумя переменными называется линейным?
Вопрос: Что является решением уравнения с двумя переменными?
Домашнее задание:
1. №247 (б), 2. №253 (в), 3. № 256 (б), 4. №264 (б, г), 5.№ 265 (б, г).
Литература:
- А.Г. Мордкович “Алгебра. 7 класс. Часть 1.Учебник ”М.: “Мнемозина”, 2007.
- А.Г. Мордкович “Алгебра. 7 класс. Часть 2.Задачник ” М.: “Мнемозина”, 2007.
- Лебединцева Е.А “Алгебра. 7 класс Задания для развития обучения учащихся” М.: Интеллект – центр, 2002.
- Ю.Н. Макарычев “Алгебра. 7 класс М.: “Просвещение”, 2007.
- Г.И. Глейзер “История математики в школе VII – VIII классы”, М.: “Просвещение.