Тип урока: Повторно-обобщающий. Урок-путешествие.
Цели урока:
- закрепить правописание безударной гласной в корне слова;
- повторить части речи: а) имя существительное; б) имя прилагательное; в) местоимение.
Задачи урока:
Образовательная: находить изученные части речи по их признакам и давать им полное определение. Уметь определять род, число, склонение, падеж, лицо. Уметь проверять безударные гласные в корне слова.
Развивающая: развивать орфографическую зоркость, мышление, память, внимание, речь.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью.
Оборудование. Компьютеры, диапроектор, сигнальные карточки (в виде светофора), учебник “Русский зык”, толковый словарь.
Ход урока
I. Орг. момент.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Чтобы грамотно писать –
Чаще надо повторять
Правила, задания,
Что учили ранее.
Сообщение темы. – Сегодня на уроке мы совершим путешествие и повторим ранее изученные темы, а какие – это вы определите выполнив следующее задание. (На доске стихотворение):
С…сна на зелён…й полянк…
Ясного неба касается.
Её пуш…стая веточ?ка
(От) тихого ветра качается.
(С) ней со…нце играет в пря…ки,
Лучи свои пряча в тра…к...
– Прочитайте стихотворение. Объясните пропущенные орфограммы Мы будем работать только со словами, которые написаны зелёным цветом.
Задание:
1-ый ряд – выпишет те слова, которые обозначают предметы;
2-ой ряд – выписывает слова, которые употребляются вместе с именами существительными;
3-ий ряд – выписывает слова, которые, которые употребляют вместо имён существительных.
– Проверяем. Какие части речи вы выписали? Так что мы сегодня будем повторять? На экране появляется тема урока (Слайд 1)
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА;
ЧАСТИ РЕЧИ:
а) ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ;
б) ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ;
в) МЕСТОИМЕНИЕ.
– Ребята, сегодня на уроке мы побываем в гостях у леса и соберём осенние листья (за правильные ответы даются осенние листья).
(На экране появляется картина леса) (Слайд 2)
Воспитательная беседа.
– Как надо вести себя в гостях? (Вежливо, культурно).
– А как вести себя в лесу? (Не мусорить, не губить природу, не шуметь и т.п.) – Для чего летом люди ходят в лес? (Отдыхать, собирать лекарственные растения, грибы и ягоды.)
(Появляются картинки – гриб, земляника, лесной цветок)
– Как правильно надо собирать грибы? (Их надо срезать ножиком.)
– Все ли грибы и ягоды можно собирать в лесу? Почему? (Высказывания учащихся).
– Кроме грибов и ягод в лесу растут и цветы. Скажите, можно ли срывать цветы просто потому, что нам захотелось? (Нет.) Верно, есть цветы, которые внесены в красную книгу, например, ландыш. Но есть и лекарственные растения, которые люди собирают в разумном количестве. Когда ваша рука потянется, чтобы просто так сорвать цветок, вспомните стихотворение, которое сейчас услышите (читает ученица)
С целым миром спорить я готов…
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.
Кто не верит – вас зову я в сад –
Видите, моргая еле-еле,
На людей доверчиво глядят
Все цветы, как дети в колыбели…
– Ребята, скажите, а что кричат люди в лесу, если они заблудились? (АУ)
Минутка чистописания @у @у @у (Слайд 3)
На экране слова: Вуаль, у паука, в лазури, по аулу, с арбузом, про фауну, за соусом, под паутин..й, Урал, в саун.. .
– Посмотрите, некоторые слова потерялись и кричат о помощи. Выпишите те слова, в написании которых есть сочетание @у. Напишите одно своё слово с сочетанием @у. Проверяем (один ученик зачитывает слова). На экране остаются: у паука, по аулу, про фауну, под паутиной, в сауну. (Свои слова: аут, караул, раунд, баул и т.п.)
– Поднимите сигнальный кружок (зеленый) кто верно выписал слова и (жёлтый) – кто что то пропустил.
– Все ли значения слов вам понятны? (Ученик по толковому словарю находит и зачитывает значение слов аул, фауна, сауна). Один ученик вслух определяет часть речи выписанных слов, склонение и падеж.
(В это время 2 ученика за компьютером выполняют задание. Диск “Семейный наставник по русскому языку 4 класс” – 1 уч-ся – диктант и 1 уч-ся выполняет задания по теме “Имя существительное”).
Повторение и закрепление изученного
а) Повторение правил. – Посмотрите, какую ромашку я нашла. Она поможет нам вспомнить и закрепить правила. (На каждом лепестке задание)
(Отрывают лепестки и читают задания):
– Дайте определение имени существительному.
– Что такое местоимение?
– Как проверить безударную гласную в корне слова?
– Что называют именем прилагательным?
– На какие 2 группы можно разделить безударные гласные в корне слова? (проверяемые и непроверяемые)
(+ все, что можно определить у данных частях речи: род, число, падеж, склонение, лицо и чем данная часть речи является в предложении).
б) Работа со словосочетаниями. (Слайд 4)
– Мы пришли на полянку, которая приготовила нам испытания.
(На экране появляются словосочетания):
Л..сной | …рех |
В…сенний | цв…ток |
С…сновый | п…нёк |
…довитые | гр…бы |
П…левая | мыш… |
Дети цепочкой читают словосочетания и объясняют написание букв.
(По ходу проговаривания появляются пропущенные буквы)
– Скажите, какое сочетание может быть “лишним” и почему?
лесной орех (непроверяемая гласная),
ядовитые грибы (мн. ч.),
полевая мышь (ж. р.),
весенний цветок (у прил. мягкая основа).
– Постарайтесь запомнить эти словосочетания. (На экране остаются только прилагательные с пропущенными гласными, а существительные убираются).
– Вам надо восстановить и записать словосочетания 1 вар. – в Р.п.
2 вар. – в Д.п. и у прилагательных выделить окончания.
(В это время 1 ученик работает за компьютером – вставляет в тексте пропущенные безударные гласные. Диск “Фраза” – обучающая программа по русскому языку – 4000 заданий.)
– Проверяем. Поднимите сигнальную карточку, кто легко справился с заданием (зелёную), кому сложно было – жёлтую, кто не справился – красную.
Физкультминутка.
– Без каких звуков трудно представить лес? (Шум листвы, пение птиц).
Руки подняли и помахали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В стороны руки и помахали – это к нам птицы летят,
Как они тихо сядут покажем– крылья сложили назад.
Слайд 5
На экране: Стройн… б…л…ствольн…
Словарная работа.
– Как вы думаете, о каком существительном говорят эти определения?
(Появляется картинка с берёзами. Далее дети восстанавливают словосочетание “стройные белоствольные берёзы”).
– Скажите, кто из вас знает, почему это дерево назвали именно “берёза”?
(Предположения детей.)
На экране появляется:
СПРАВКА.
Раньше в языке существовало слово “бер”, что значит “светлый”, “ясный”, “белый”, от которого и образовалось сначала слово “берза”, а впоследствии – берёза (по белому цвету коры).
– Составьте и запишите предложение, в котором словосочетание СТРОЙНЫЕ БЕЛОСТВОЛЬНЫЕ БЕРЁЗЫ у первой группы будет в Р.п., а у другой группы – в В.п.
Пока дети работают над составлением предложений, учитель проверяет задания работающих за компьютером учеников.
(Проверяем. Несколько человек зачитывают свои предложения).
в) Работа над предложением. Слайд 6.
– Ребята, слышите, кто-то кричит о помощи? На экране:
Н…сет меня л…са за темн… л…са…
Объясняют написание созвучных слов – ЛИСА и ЛЕСА (смысловое значение).
Далее дети объясняют пропущенные орфограммы и одновременно появляются эти буквы. Устно разбирают предложение, дают характеристику, определяют падеж у созвучных слов ЛИСА и ЛЕСА. У местоимения определяем лицо, число, падеж. Также выясняем, о чём говорит многоточие в конце предложения. Затем исчезают вставленные буквы и местоимение. На экране остаётся:
Н…сет (он) л…са за темн… л…са…
– Девочки, запишите это предложение в виде сложного, а мальчики – с однородными дополнениями. Разберите свои предложения по членам предложения.
Проверка у нескольких учеников + сигнальные карточки.
Например: (Несет его лиса за темные леса, за горы и реки.
Несет его лиса за темные леса, но кот крика петуха не слышит.)
Музыкальная физминутка для глаз “Лунтик” (на диске).
На парте у каждого ученика лежит листочек с заданием (Ломоносовская школа Т.А Божко, “Русский язык”, 4 класс, развивающие задания.
– Проверьте (на другой стороне задания ответы).
– На улице пока ещё зима и сейчас мы попадем в зимний лес.
(Появляется картина зимнего леса):
Физкультминутка.
Все мы в зимние деньки
Любим поиграть в снежки.
А потом стряхнуть снежок
С рукавичек и сапог.
Далее выясняем, ходят ли люди зимой в лес и для чего?
г) Составление однокоренных слов.
– Чем зимой укрыты деревья? Что стоит на улице? На экране появляются:
СН…Ж…К М…РО…
Далее восстанавливаем слова, объясняя орфограммы и определяя корни слов.
Дети по выбору с одним из данных корней записывают однокоренные слова и разбирают по составу. Проверка. (Снег, заснеженная, снежное, снежинка…)
(Заморозок, морозильник, морозит…).
Далее даётся задание по учебнику выполнить одно из двух упражнений по выбору учащихся (по теме урока).
– Вот и подходит к концу наше путешествие. Давайте попробуем проанализировать его.
Итог урока.
– Кому сегодня во время путешествия приходилось испытать небольшие трудности, положите на парту жёлтый кружок,
– Кому было легко и комфортно – зелёный.
– Ну, а кому очень было тяжело – красный.
– А мне в сегодняшнем путешествии больше всего помогали не сбиться с пути учащиеся, которые работали на уроке активно, отвечали правильно и собрали больше всех осенних листьев.
– Что больше всего вам понравилось и запомнилось из сегодняшнего путешествия? А какие задания вызывали затруднения?