Программное содержание:
– закреплять умение проводить звуковой анализ и синтез слов;
– совершенствовать навыки словообразования;
– закрепить грамматические категории: образование притяжательных прилагательных, пользование простыми и сложными предлогами;
– развитие связной речи;
– воспитание воображения и инициативы.
Оборудование: схема предложения “Мышка под елкой”; клетки. Картинки животных: лось, лиса, мышка, слон, волк, тигр, схемы слов. Пять снежинок с буквами “С”, “А”, “Н”, “К”, “И”. Картинки: снегоход, санки, коньки, лыжи. Елочка.
Ход урока
I. Организационный момент.
Л.: Ребята, я сегодня на своем столе нашла схему, не пойму что это такое, помогите разобраться. Вместе с детьми рассуждаем, что это может быть. Подвожу детей к тому, что на схеме изображен зоопарк, показываю детям приглашение.
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в зоопарк. Нас встретит директор зоопарка.
Создание проблемной ситуации
Л.: Что мы видим в зоопарке?
Д.: Пустые клетки.
Л.: Действительно клетки для животных пусты. Как вы думаете, что могло произойти?
Л.: Оказывается, животные убежали, и сотрудники зоопарка просят нас помочь их вернуть. Как мы будем животных искать?
(Предположительные ответы детей)
Д.: Животные убегая оставляют следы. По ним мы и будем искать животных.
Л.: Пешком мы не пойдем. Посмотрите на картинки и назовите на чем можно прокатиться?
Д.: Называют картинки: снегоход, лыжи, санки, коньки.
Л.: Переверните снежинки, в каждой из которых спрятались буквы, составьте из них слово и впишите его в эти пять клеточек, и вы узнаете, на чем поедите.
II. Основная часть.
Л.: Садитесь в санки. Произнесем скороговорку.
По семеро сами уселись в сани.
Гимнастика для глаз
Зима. Подул ветер, поднял снежинки. Следим глазами за снежинками. Посмотрите высоко, посмотрите низко. Посмотрите далеко, посмотрите близко. Снежинки в сторону веду, а потом в другую. Большой круг глазами нарисуем.
Дыхательная гимнастика
Колючий иней обсыпал нас с головы до ног. Сдуем иней с воротника. Слегка опускаем голову вниз и, вытянув губы “Трубочкой” дуем.
Л.: Поднесите к губам спрятанную под инеем картинку и “сдуйте с картинки снег”. Назовите картинки и выделите первый звук. (Выборочно дети дают характеристику звука: гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий).
Л.: Ребята, встанем и посмотрим, куда нас ведут дальше следы. Будьте внимательны и наблюдательны.
Мы подошли к елке. Здесь подсказка. “Рассмотрите елку”.
Л.: Проведем руками от верхушки к нижним веткам. Потрогаем. На какую геометрическую фигуру похожа елка?
Д.: Елка похожа на конус.
Л.: Какие у елки ветки?
Д.: Ветки колючие. Ветки елки можно назвать колючими лапами.
Л.: Что на них лежит?
Д.: На колючих лапах елки лежит пушистый снежок.
На елке дети находят подсказки, зашифрованные схемы предложений.
Мышка под елкой.
Л.: Мышка была под елкой, откуда мы достали мышку?
Д.: Мышку взяли из-под елки.
Физминутка. Мышка прыгала, скакала
Всю семью свою позвала,
Никого не потеряла.
Л.: Назовите родственные слова к лову мышь.
Д.: Мышка, мышонок, мышата, мышечка, мышиная.
Л.: Дальше идем пешком в лес. Ищем животных. Попробуйте узнать животное по его части.
Дети видят. (Лисица – оранжевый круг; волк – темно-серое пятно; слон – хобот; лось – видны рога)
Л.: Чья из-под снега видна оранжевая шкура?
Д.: Лисья.
Л.: Чей виден хобот? Чьи видны рога?
Д.: Ответы детей.
III. Итог.
Л.: Мы нашли и вернули животных в зоопарк, а сами возвращаемся в детский сад.