Тип урока: | изучающего чтения |
Цели | Образовательные: познакомить с
народными сказками, учить анализировать и
оценивать прочитанное, сравнивать сказки,
совершенствовать технику чтения; развивать
речь, пополнять словарный запас, прививать
любовь к устному народному творчеству, учить
передавать голосом чувства (удивление,
восхищение, разочарование), Воспитывать: взаимопомощь, умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной. Формировать УУД: личностные: формировать первоначальный уровень эстетического восприятия художественного произведения; формировать умение выражать свои эмоции в выразительном чтении и определить основы для эмоционального переживания художественного текста, формирование интереса к произведениям народного творчества. регулятивные: понимать цель и смысл выполняемых заданий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение. коммуникативные: воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; принимать участие в обсуждении прочитанного, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления. познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Планируемый результат | Предметные: передавать интонацией
своё отношение к читаемому, пересказывать сказку
по готовому плану, объяснять поступки героев и
аргументировать своё отношение к ним. Личностные: наличие мотивации к работе на результат, к творческому труду. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса. Метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог. |
Ресурсы: | Учебник «Литературное чтение. 2-й класс» (авт. Л.А. Ефросинина), рабочие тетради; презентация. |
Организация пространства | индивидуальная работа, парная, групповая работа |
ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивация к учебной деятельности. Общая готовность детей к уроку. Концентрация внимания детей. |
Здравствуйте ребята. Урок у нас сегодня очень важный, Начать его мы поспешим, Но вначале мы проверим, Как к уроку вы готовы. Все на парты посмотрите, И скорей на них найдите: Дневник, учебник и тетрадку, А в учебнике закладку. Ручку и карандаши. Все нашли вы? Молодцы. Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке: 1. На уроке будь старательным, Будь спокойным и … внимательным. 3. Говорите чётко, внятно, Чтобы было всё … понятно. 4. Если хочешь отвечать – Надо … руку поднимать. |
Самоконтроль готовности к уроку. Реакция на учителя, внимание. |
Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Выявление читательского опыта. Свободное владение прошлым материалом. |
Выявляет уровень знаний. Определяет
типичные недостатки. Организация подготовки
учащихся к чтению текста, прогнозирование его
содержания и тематической, эмоциональной
направленности в соответствии с их возрастом.
Рассмотрите иллюстрации, вспомните изученные произведения. Слайды 2-6 Иллюстрации к сказкам «У страха глаза
велики», «Терёшечка», «Лисичка-сестричка и
волк», «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди». |
Самостоятельное по названию, ключевым
словам, предшествующей тексту иллюстрации, с
опорой на читательский опыт определение
смысловой, тематической, эмоциональной
направленности текста, выделение его героев. Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста. Это русские народные сказки. |
Познавательные: логические –
анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. |
Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока. | – Какие сказки бывают? – В чём отличие? – А сегодня мы познакомимся еще с одной русской народной сказкой – «Дети Деда Мороза». – Какие дети могут быть у Деда Мороза? – А вот о ком мы будем говорить сегодня, вам подскажут загадки. Видно, речка замерзала И укрылась одеялом, А раскрыться вряд ли сможет, Если солнце не поможет. Но когда весна придёт, Одеяло пропадёт. Слайд 7 По ночам, в
морозной мгле, Видел зимнюю картинку? Без рук, без ног, Как вы думаете, почему эти герои собрались вместе? Слайд 11 |
Литературные (авторские) и народные. Предположения детей. Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки
Лёд
Иней
Снежинка
Ветер Предположения детей |
|
Первичное чтение текста. | Организует учащихся по исследованию
проблемной ситуации. Послушайте произведение и скажите, верны ли ваши предположения. Слайд 12 Текст читают дети. – Верны ли ваши
предположения? – Скажите, как называется произведение, которое прослушали? – Назовите жанр этого произведения. – Докажите. – Как обозначим на схеме? – Что можете сказать об авторе? – Определите тему произведения. – Каким цветом обозначим? – Составьте модель обложки этого произведения – в паре. – Посмотрите на экран и сравните образец
обложки со своей работой. Слайд 13 |
Наличие первичной эмоциональной
реакции на текст, её адекватность тексту. Умение
выразить свои чувства, мысли. Проверка своих предположений о содержании и героях текста, рефлексия: почему прогноз оказался неточным? Какой информации оказалось недостаточно? Составляют план достижения цели и определяют средства. («Дети Деда Мороза») (Жанр этого произведения – сказка.) Явления природы представлены живыми существами.) (Круг.) (Народная сказка.) (О природе.) (Зелёным.) (Учащиеся составляют модель обложки в паре.) |
Регулятивные: прогнозирование; уметь
вносить необходимые коррективы в действие после
его завершения на основе его оценки и учёта
характера сделанных ошибок; познавательные – моделирование, коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
Работа с текстом произведения
(аналитическое чтение).
Физкультминутка под музыку. Слайды 15-21 |
Связь с результатами выявления
первичного восприятия. Организация поискового
чтения, диалога с автором через текст. Постановка к тексту вопросов разной смысловой направленности. – Сколько детей было у Деда
Мороза? Злая – Что больше всего волновало Деда Мороза? – Волнения Деда Мороза напрасны? Докажите словами из текста. – Докажите, что Дед Мороз вырастил хороших детей. |
Умение отвечать на вопросы учителя с
опорой на текст, аргументировать свою точку
зрения. Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и "разгадать" авторские подсказки в тексте. Три сына и одна дочь.
Потому что она пожалела землю, людей. Она добрая, заботливая, сочувствующая, отзывчивая,
Каких детей он вырастил, какую пользу они
принесут людям. |
Коммуникативные: владение
монологической и диалогической формами речи в
соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка,
современных средств коммуникации Познавательные: смысловое чтение текста; извлечение информации в соответствии с целью чтения, анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий |
Творческая работа. | Выбор (творческого) задания,
направленного на эмоциональную сферу
читательской деятельности учащихся.
Обоснованность выбора общей художественной
задачей текста. Выбор организационной формы выполнения задания. Ребята,
а кому захотелось сыграть какого-нибудь героя из
этой сказки? |
Выполнение творческого задания в паре,
в группах.
1, 2 группа. На голове у каждого действующего
лица шапочка с героем. Дети читают по ролям
сказку. |
Регулятивные: контроль, коррекция,
выделение и осознание того, что уже усвоено и что
ещё подлежит усвоению, осознание качества и
уровня усвоения; личностные: самоопределение. Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
|
Обобщение изученного. Рефлексия.
Д.з. Вы прочитаете немецкую народную сказку
«Бабушка Метелица» |
Организация подведения итогов урока
учащимися. С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке? Почему сказка называется «Дети Деда Мороза»? Кто из героев вам понравился больше остальных? Почему? – Чтобы вам легче было рассказать
дома, как вы работали на этом уроке, заполните
лист самооценки: если вы это делали часто и
правильно, закрасьте кружок синим; если редко –
желтым; не делали – красным. |
Демонстрация главного итога: ответ на
проблемный вопрос и пр.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Заполняют лист самооценки:
Подсчет результатов. |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование. |