Цели занятия:
- Расширить представление о том, где растут ягоды, о свойствах и признаках ягод.
- Обогащать пассивный и активный словарь по теме.
- Совершенствовать естественные движения детей, такие как ходьба, бег, прыжки.
- Обучать детей некоторым приёмам игрового массажа.
- Развивать слуховое внимание, логическое и комбинаторное мышление.
- Укреплять мышцы пальцев, кистей рук.
- Воспитывать чувство ритма; учить детей воспроизводить музыкальный ритмический рисунок.
- Проводить эмоционально-волевой тренинг. Учить невербальному выражению основных эмоций.
- Учить детей создавать пластические, графические и словесные образы.
- Работать над темпом дыхания и речи.
- Воспитывать музыкальный вкус у детей.
Оборудование: нотный материал, аудиокассеты, картинки с изображением ягод, разрезные картинки – “пироги”, глиняные горшочки, ложки с изображением букв, карточки со словами, корзинка с заданиями, ягоды-трафареты, фломастеры, ведра со снегом, корзинка с угощением.
Ход занятия
I. Орг. момент.
Хоровод “по малину в сад пойдём” (Слова Т.Волгиной, музыка А.Филиппенко) Движения выполняются по тексту:
“По малину в сад пойдём,
В сад пойдём,
В сад пойдём,
Плясовую заведём,
Заведём,
Заведём.
Припев:
Солнышко на дворе,
А в саду тропинка.
Сладкая ты моя,
Ягодка-малинка!”
Ведущая:
– Ну, в какой сад вы пойдёте? Какие ягоды? Весна на дворе!
А ведь ягоды собирают не только летом. Многие созревают осенью: рябина, калина, клюква, например. А зимой мы едим ягоды в виде варенья, повидла, мармелада, пастилы. Правда? Давайте поговорим сегодня о ягодах. Садитесь, ребята.
(Дети садятся на стульчики)
А скажите-ка, ребятки,
Любители ли вы загадки?
Вот загадки вам лесные,
Непростые, озорные.
(По мере отгадывания загадок ведущая ставит картинки с изображениями ягод на наборное полотно).
1-й ребёнок:
Красненька матрёшка,
Беленько сердечко. (Малина)
2-й ребёнок:
В сенокос – горька,
А в мороз – сладка,
Что за ягодка? (Калина)
3-й ребёнок:
Я красна, я кисла.
На болоте я росла,
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)
4-й ребёнок:
Рассыпает солнце стрелы,
Сосны зажигая.
Что за ягода созрела,
Черная такая?
На кусточки, под листочки
Кто-то бусы бросил, –
Все поляны в черных точках,
У зелёных сосен. (Черника)
5-й ребёнок:
Вкус у ягоды хорош.
Но сорви её поди-ка:
Куст в колючках, будто ёж, -
Вот и назван … (Ежевика)
6-й ребёнок:
Две сестрицы летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая чернеет. (Красная и черная смородина)
7-й ребёнок:
Осень в сад
пришла,
Красный факел
Зажгла.
Здесь дрозды
Зимой снуют
И, галдя, его клюют. (Рябина)
8-й ребёнок:
На пригорке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелёк
Держит алый огонёк.
Разгибаем стебельки,
Собираем огоньки. (Земляника)
Ведущая:
Все загадки отгадали,
Ягоды пора искать!
Вас, рябинки и берёзки,
Просим детям помогать!
II. Пальчиковая гимнастика
Ведущая:
Чтобы научиться быстро собирать ягоды, нужны сноровка и внимание. Потренируем пальчики!
(Логоритмическое упражнение “Земляничная полянка” (музыка и слова Л.Олифировой))
“Расскажите мне, осинки,
Расскажите мне, рябинки,
Расскажите мне, берёзки,
Где мне ягоды найти?
И сказали мне осинки,
И сказали мне рябинки,
И сказали мне берёзки:
“Ты вперёд смелей иди!”
Припев:
Земляничная полянка,
Словно скатерть-самобранка,
Приглашает отобедать
Мишку, зайца и лису.
Словно скатерть-самобранка,
И корзинку спелых ягод
Я с полянки той несу.
Расскажу я всем зайчатам,
Расскажу я всем бельчатам,
Расскажу я всем ежатам,
Где полянку ту найти.
Но, конечно, очень жадным,
Но, конечно, очень жадным,
Только очень-очень жадным
К землянике нет пути.
Припев:
Ведущая:
Дети, а где растут ягоды?
Заглянем в лесное царство. Посмотрим, что же там происходит?
III. Инсценировка “Чудесный сон”
(Слова и музыка З.Я.Роот из сборника З.Я.Роот “Осенние праздники для малышей”)
“На пеньке среди берёзок
Задремал лесовичок:
То на правый, то на левый
Повернулся он бочок.Припев:
Ах, какой чудесный сон
Вдруг ему приснился,
С легкой бабочкой
В вальсе он кружился”.
IV. Развитие логического и комбинаторного мышления.
Работа с разрезными картинками.
Ведущая:
Как же нам выйти из леса? Какой хитрый лесовичок! Хоть бы подсказки оставил! Ой! Корзинка! В ней задания:
Пирогов я вам испек-
Дух от них идёт лесной,
Земляничный и черничный.
И рябиновый, и малинный…
(Эстафета: “Соберите из кусочков 4 пирога”. Задание: найти кусочек своего пирога и выложить целый пирог. В результате выполненной работы у детей получаются круглый, квадратный и треугольный пироги.)
Какой формы получился земляничный пирог? (Черничный, рябиновый, малиновый)
V. Развитие слухового внимания. Звуковой анализ и синтез.
Ведущая:
А теперь поговорим про варенье.
Ребёнок:
Когда мы с мамой варим вишню,
Наверно, осам это слышно,
И осы к нам в окно летят:
Варенья нашего
Хотят.
На кухне, где кипит варенье,
Осиное столпотворенье.
За ним нужен глаз да глаз.
От них мы закрываем таз.
Ведущая:
Хозяин леса – лесовичок, просит наших детей определить, какое варенье хранится в горшочках. Какое варенье может быть в этом горшочке?
(На горшочках буквы: С, З, К, М.)
Дети:
В горшочке с буквой С – смородиновое варенье,
в горшочке с буквой З – земляничное варенье,
в горшочке с буквой К – клюквенное,
в горшочке с буквой М – малиновое варенье.
Ведущая:
Лесовичок просит нас исправить ошибки и превратить слова в названия ягод:
Марина – малина
Галина – калина
Злюква – клюква
Грустника – Брусника
VI. Аттракцион “Нарисуй ягоду не простую, а …смешную”
(Дети превращают ягодки-трафаретки в “грустнику” и “веселику” фоном звучит инструментальная музыка)
VII. Мимическая гимнастика:
Ребята, что будет, если съесть Грустнику?
Покажите. – О
Веселику? Покажите – И
Злюкву? Покажите – У
Вреднику? Покажите – Ы
VIII. Развитие воображения, фантазии.
Криомассаж кистей рук (снижение локально-мышечного тонуса)
Ведущая:
Малину, землянику, чернику можно собирать
летом.
Рябину, калину – осенью.
Злюкву, веселику – круглый год в зависимости от
настроения.
А какая ягода созревает только зимой? Я
догадалась!
Ведущие вместе с детьми исполняют песню
“Снеженика”
(Слова М.Пляцковского, музыка Я.Дубравина).
Что такое снеженика?
Я ответить вам могу
Это ягода такая.
Что искрится на снегу.
Лесовичок спрашивает, из чего сделана “снеженика” и просит угостить его этой ягодой (вносят ведра со снегом и салфетки. Дети лепят снеженику).
Ребята, кого же из сказочных героев мы можем угостить снеженикой?
Только тех героев, в названии которых спряталось слова “снег”.
Отвечают дети: снеговика, Снегурочку, снегиря, Снежную королеву, Снежинку, снежную бабу, девочку Снежану.
Ведущая:
Проплясали по снегам
Снежные метели
Снегири снеговикам
Песенки пропели.
Дети исполняют песню “Сказки гуляют по свету” (слова М.Пляцковского, музыка З.Я.Роот из сборника З.Я.Роот “Новогодние праздники для малышей”)
Сказки гуляют по свету.
Ночь, запрягая в карету,
Сказки живут на волшебных полянах.
Бродят на зорьке в туманах.
Мир, озарив чудесами,
Сказки летят над лесами
На подоконник высокий садятся
В окна, как в речку, глядятся.
Сказки со мною повсюду.
Из никогда не забуду.
Стоит сомкнуть мне тихонько ресницы,
Сказка любая присниться.
Ведущая:
Ребята, покажите, какая сказка вам сейчас приснилась?
(Дети изображают сказочных героев)
IX. Итоги занятия:
Ведущая:
А вот и последняя загадка лесовичка: Зелена, сладка, пахучая
Ягода заморская
Очень-очень сочная. (Киви)
Ведущая, от имени лесовичка, угощает детей киви.