Школьный туризм и краеведение как средство расширения кругозора и накопления знаний учащихся. Путешествие по земле Пересвета

Разделы: География, Внеклассная работа, Классное руководство


Туристско-краеведческая деятельность является одной из важных форм обучения, воспитания и оздоровления учащихся, разумного использования их свободного времени.

  • Школьный туризм и краеведение носит комплексный, интегративный характер, воздействует на личность и коллектив, так как дает в руки педагога инструмент разностороннего воздействия на воспитанников: позволяет глубоко изучить личность каждого воспитанника; быт, труд, воля, интеллектуальные процессы, эмоциональность – все раскрывается в живом общении;
  • позволяет реализовать краеведческий принцип в изучении основ наук;
  • туризм по своей природе невозможен без элементов познания, невозможно путешествовать, ничего не узнавая;
  • дает возможность построить педагогический процесс по самой эффективной методике коллективной деятельности.

Школьный туризм и краеведение довольно успешно связывает подростка с учебной деятельностью. Это позволяет учителю использовать их как средство расширения кругозора и накопления знаний, формирование интереса к учебе в целом. Краеведческая работа способствует лучшему пониманию изучаемых в школе материалов.

Туризм усиливает восприятие учащимися того краеведческого материала, который по известным причинам не может быть раскрыт в учебном кабинете. Активизация восприятия достигается за счет зримости, “жизненности” объектов, в результате чего происходит, с одной стороны, конкретизация знаний, усвоенных в школе, а с другой – идет обогащение новыми знаниями и закрепление их на практике.

Краеведческая работа способствует глубокому пониманию изучаемых в школе материалов, приучает учащихся не только смотреть, но и видеть, не только знать, но и понимать природу в целом и природу родного края.

Именно эти принципы были главными при организации мною туристического клуба “Норд” в Рогнединской школе Брянской области.

Находясь почти в центре Русской равнины, Брянский край издавна отличался выгодным положением и играл важную роль в защите русских земель и русского государства.

Положение края на водоразделе двух крупных речных систем – Днепровской и Волжской – оказало большое влияние на его заселение и хозяйственное развитие. Река Днепр, куда несет свои воды Десна, с давних времен был главной артерией западной части Русской равнины, связывал Брянский край с Волгой, Доном, Западной Двиной, а через них – с Каспийским, Азовским, Черным и Балтийским морями. Водный путь “из варяг в греки” втянул край в широкий круг торговых сношений.

Брянская область имеет богатую и разнообразную природу. Здесь можно встретить все типы лесов: хвойный, смешанный, широколиственный, а также лесостепь и культурную степь.

Знаменитый Брянский лес называют легкими Центральной России.

img5.jpg (21721 bytes)

Если посмотреть на географическую карту европейской части России, то самая высокая точка среднерусской равнины – ее макушка, находится именно в Брянской области, в Рогнединском районе.

Главная река области – Десна, уже тысячу лет назад была, во-первых, основной водной магистралью к Киевским Святыням, во-вторых, каналом распространения книжной культуры и просвещения из Ближнего Востока, Византии, Греции к духовным центрам северо-восточной Руси.

Территорию Брянщины издревле населяли славянские племена. В IX-XI веках по Десне жили северяне, а на лесистом водоразделе Десны и Оки – вятичи, радимичи. История края полна бесчисленных примеров того, что ее жители всегда были в числе верных защитников Отечества. Самоотверженная борьба трубчан с половцами в 1185 году воспета в “Слове о полку Игореве” и нашла отражение в гранитных памятниках, которые украшают города области.

Безграничную любовь к родине проявили жители края в 1240 году, мужественно сопротивляясь монголо-татарским завоевателям. Многовековая история нашего края – это отражение исторического, культурного, духовного опыта России. Особая страница в истории России – Куликовская битва. “На Куликово поле пошли дружины отдельных княжеств северо-восточной Руси, а вернулся единый русский народ”. Наш земляк, брянский боярин, а, впоследствии инок, Алксандр Пересвет вписал славную страницу в историю становления Российского государства. Жители Брянщины активно участвовали в разгроме немецких “псов-рыцарей” при Грюнвальде в 1410 году, польско-литовских панов в начале XVII века, громили войска Карла XII и Наполеона.

Многовековая история края – это отражение исторического, культурного, духовного опыта России.

Одна из самых ярких и потрясающих страниц истории Второй Мировой Войны – партизанское движение на Брянщине. Нет в нашей стране человека, который не знал бы песни “Шумел сурово брянский лес”. Эта песня – гимн Брянской области. На огромной территории в тылу врага партизаны освободили и удерживали свыше 500 сел и деревень с населением около 200 тысяч человек.

Есть на Брянщине место, о котором говорят: “Когда там поет петух, то слышат его и в Белоруссии, и в Украине, и в России”. Это место – на стыке трех славянских государств. Здесь воздвигнут монумент Дружбы, здесь проходят ежегодные молодежные фестивали. Брянщина впитала в себя язык, народную мудрость, традиции, обычаи трех славянских народов.

Изучать родной край лучше всего в походах. А где лучше, чем в походе учащиеся научатся читать топографическую карту, пользоваться компасом, делать описания ландшафтов. И ничего нет лучше, чем путешествовать по родным местам. Наши походы начинались ранней весной в марте и заканчивались в октябре.

Тематика маршрутов была разнообразна:

  • Изучения истоков реки Габья, протекающей по территории Рогнединского района;
  • Определение местонахождения (В Рогнединском районе) самой высокой точки Смоленско-Московской возвышенности;
  • Изучение поймы р. Десна и т.д.

И каждый наш поход обязательно сопровождался изучением истории родного края, его военным прошлом, нашему клубу было дано задание от местного военкомата – определить местонахождения заброшенных могил времен Великой Отечественной войны. Ребята нашего клуба являлись участниками поискового отряда по поднятию и захоронению останков советских солдат в районе д. Владимировка – д.Осовик (Рогнединского района).

Природа Брянской области и красива и сурова. Дикая природа этого края, без сомненья, уникальна. Здесь причудливо переплелись элементы различных географических зон: таежных и широколиственных лесов, лесостепи...

Проходя многодневными маршрутами, наш отряд попадал под власть сумрачного Брянского леса. Особенно ярко и немножко боязливо эту власть мы ощущали, ступая под сень Сокольего бора, находящегося в Рогнединском районе.

Поистине могучие деревья со свисающими с их веток обрывков мха – сказочный лес и богатства в нем тоже сказочные: муравейники высотой до человеческого пояса, грибы, ягоды и…..военные доты и дзоты.

А как прекрасны пойменные луга Брянской области. Пойменные берега по Десне необыкновенно привлекательны. Смотришь с правого нагорного берега и видишь, как петляет река, плавно извиваясь среди низких берегов, а воды блестят в солнечных бликах.

Особенно красочны они до покоса: в конце июня – начале июля.

Здесь мы всегда останавливались на привалы и ночевки. Купающимся в реке ребятам легко объяснить почему глубина русла реки у одного берега значительно глубже, и как примерно можно определить наличие брода в реке.

Наше путешествие от истоков р. Габья имело большое познавательное значение. Практически незаметно вытекает маленький ручеёк из небольшого болотца на территории Смоленской области и потихоньку превращается в прохладную речку с достаточно большой глубиной в отдельных местах. Двигаясь от самого истока ребята в течение трех дней наблюдали это превращение.

Не обошли стороной мы и Владимирский заказник, находящийся на территории Рогнединского района.

Путешествия нашего клуба проходили не только по территории Рогнединского района, мы регулярно участвовали в областных походах поБрянскому, Навлинскому, Карачевскому, Жуковскому, Дубровскому районам, заглядывали к нашим соседям в Смоленскую и Калужскую области (на Безымянную высоту). Вспоминая слова песни “У безымянного поселка, на безымянной высоте….”, ребята гадали, о каком из двух рядом находящихся поселков идет речь в песне.

Многие походы имели цель микроисследований. На основе данных исследований были написаны работы, которые заняли призовые места в конкурсах разных уровней. Например, микроисследование “Быть ли озеру?” привлекло внимание не только членов комиссии, но и администрации района к самому озеру. Работа учащихся “Соколий бор – вчера, сегодня, завтра”, получила поощрение на Всероссийском конкурсе.

Каждый поход оставил в сердцах детей неизгладимые впечатления. Как бы трудно не было участники клуба никогда не сошли с маршрута. Воспоминания о каждом походе хранились до следующего сезона.

Фото