Пояснительная записка.
География – единственная учебная дисциплина, изучающая природные и социально-экономические явления и процессы в их взаимосвязи, что позволяет показать специфику антропогенного воздействия на различные природные комплексы, объяснить способы организации рационального природопользования.
До настоящего времени не существовало обобщённого материала по физической географии Демянского района.
В отличие от действующей программы, краеведческий компонент вписывается в базовое содержание и является основополагающим в формировании основных мировоззренческих идей, а также в выявлении причинно-следственных зависимостей.
Программа школьного курса географии предусматривает широкое использование краеведческого принципа, позволяющего обеспечить знание природы и экономики родного края. Это необходимо для связи изучаемого географического материала с жизнью, чтобы выпускники наших школ сознательно и активно включались в общественно-полезный труд.
В курсе физической географии 6 класса формирование общих понятий, опираясь на местный материал, будет способствовать усвоению тем: “Литосфера”, “Гидросфера”, “Атмосфера”, “Биосфера”, а также взаимосвязи природы и человека, т.к. учащимся более понятны и знакомы примеры из окружающей их природы. В курсе физической географии Демянского района имеется много примеров по этим темам.
В 8 классе природные компоненты нашего района могут рассматриваться как части целого, т.к. район является частью России и Новгородской области.
Общие цели сводятся к решению следующих задач:
- способствовать формированию географического мышления, развитию творчески мыслящей личности;
- дать учащимся сумму знаний по географии района, обладание которыми поможет им ориентироваться в современном мире;
- на основе знаний о районе формировать у школьников представление о целостности окружающего мира, его многообразии, проблемах;
- способствовать формированию духовности, воспитанию патриотизма, уважения к их культуре, экологическому и эстетическому воспитанию;
- развивать у школьников, с учётом географической специфики, словесно-логическое и образное мышление;
- формировать картографическую грамотность – важную составляющую культуры каждого человека;
- приобщать учащихся к постижению истины и определению ими своего места и роли в окружающем мире.
Вместе с тем, программа преследует и более узкие цели и воспитательные задачи:
- дать школьникам целостное, комплексное представление о природе и хозяйстве Демянского района;
- на основе краеведческого материала углубить теоретические знания школьников;
- раскрывая взаимосвязи между компонентами природы, между природой и хозяйственной деятельностью человека, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам;
- совершенствовать у школьников умение работать с различными источниками географической информации ( в частности, с атласом Демянского района и Новгородской области).
Введение (1 час)
Понятие о краеведении. Что изучает физическая география Демянского района. Разделы курса географии Демянского района. Знакомство с картами атласов Новгородской области и Демянского района.
Тема1. Территория и географическое положение
Демянского района (2 часа)
В каких полушариях находится район. Его положение на карте области. Границы. Размеры территории. Связи с соседними районами. Транспортные пути. Торговый путь из “варяг в греки”.
Практическая работа:
- Найти на карте области Демянский район, определить его границы, отметить на контурной карте.
Тема 2. Рельеф и полезные ископаемые района (2 часа)
Основные формы рельефа. Приильменская низменность и Валдайская возвышенность. Демянская низина. Тригорье или Валдайский уступ. Селигерское Поозерье. Формы рельефа, образованные ледником, в разных частях района. Наибольшие и наименьшие высоты над уровнем моря. Горные породы, слагающие поверхность района, их происхождение. Полезные ископаемые района, их использование.
Практические работы:
- Определение по карте географического положения и высоты самой высокой и низкой точек района.
- Определение горных пород, слагающих поверхность района.
Осенняя экскурсия: описание форм рельефа.
Тема 3. Климат района (4 часа)
Распределение солнечного света и тепла в зависимости от времени года, от географической широты. Особенности климата района. Зависимость климата от рельефа, преобладающих ветров. Погода. Температура воздуха. Наибольшая и наименьшая температуры, среднегодовые, среднемесячные температуры. Осадки, распределение по территории района, по временам года. Высота снежного покрова. Фенологические явления на территории района.
Практические работы:
- Ведение календаря погоды.
- Описание наблюдаемой погоды за день, неделю, месяц.
- Наблюдение за изменением суточного хода температуры воздуха.
- Составление графиков хода температур, “розы ветров”, диаграмм облачности и осадков.
- Экскурсия на метеостанцию с целью ознакомления с оборудованием, фиксирующим изменения погоды, профессией метеоролога.
Тема 4. Внутренние воды (7 часов)
Реки района. Пола и реки её бассейна. Водораздел между Балтийским и Каспийским морями. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Особенности речных долин рек района. Питание рек. Поведение рек в течение года (паводок, половодье, межень, ледостав). Роль рек в историческом развитии района. Реки района и человек.
Озёра района. Происхождение озёрных котловин. Краткая характеристика наиболее крупных озёр района. Хозяйственное значение озёр.
Болота, их размещение по территории района. Типы болот по происхождению. Хозяйственное значение болот.
Практические работы:
- Описание “путешествия” капельки из своего населённого пункта.
- Определение географического положения рек, озёр, болот района и нанесение их на контурную карту.
- Описание реки или озера по плану.
- Экскурсия с целью ознакомления с элементами речной долины реки.
Тема 5. Почвы (2 часа)
Плодородие почв района. Основные виды почв – подзолистые, глеевые, торфяные.
Практическая работа:
- Знакомство с почвенными разрезами на местности.
Тема 6. Растительный и животный мир района (8 часов)
Растительный мир лесов, лугов, болот. Смешанные и хвойные леса. Влияние человека на растительность: вторичные леса. Лекарственные растения района. Ягодные растения. Хозяйственное значение растений.
Животный мир лесов, лугов, болот, водоёмов района. Животные населённых пунктов. Хозяйственное значение животных. Охрана редких и исчезающих животных.
Практические работы:
- Ознакомление с наиболее распространёнными растениями и животными нашего района.
Тема 7. Природные комплексы района. Воздействие на них человека (2 часа)
Природные комплексы района. Взаимодействие компонентов природы на примере своей местности. Изменение человеком природных компонентов.
Практическая работа:
- Описание природных комплексов своей местности по плану.
Тема 8. Население и его хозяйственная деятельность (3 часа)
Расселение человека на территории района в древности и в настоящее время. Численность населения района. Крупные населённые пункты района. Хозяйственная деятельность населения.
Практическая работа:
- Найти и обозначить на контурной карте крупные населённые пункты района (свой населённый пункт).
Тема 9. Охрана природы района (3 часа)
Источники загрязнения окружающей среды в районе. Меры, принимаемые для сохранения природной среды.
Требования к уровню ЗУН учащихся
1. Называть и (или) показывать:
Местоположение района на картах полушарий, России, Новгородской области: широту и долготу, границы.
Основные формы рельефа: Демянская низина, Тригорье, Селигерское Поозерье, наибольшую и наименьшую по высоте точки над уровнем моря, полезные ископаемые; температуру, годовое количество осадков, преобладающие направления ветров.
Реки – Пола, Явань, Полометь, Кунянка, Ладомирка. Их основные части, бассейны, водоразделы. Озёра – Селигер, Вельё, Истошенское, Мосылинское, Полонец. Болота – Невий Мох.
Основные виды почв; основных представителей растительного и животного мира района, некоторые виды лекарственных и ягодных растений, полезных и вредных насекомых; компоненты природного комплекса; численность населения, крупные населённые пункты – Демянск, Полново, Кневицы, Лычково, свой населённый пункт; источники загрязнения окружающей среды.
2. Определять (измерять):
Расположение относительно сторон горизонта; протяжённость района; абсолютную и относительную высоты различных точек района; расстояние до областного или районного центров; виды горных пород, формы рельефа района; температуры воздуха, атмосферное давление, направление ветров, среднемесячные и среднегодовые температуры; направление течения рек; виды почв, типы растительности, источники загрязнения окружающей среды
3. Описывать (характеризовать):
Различные природные объекты (по плану); погоду; воздействие человека на окружающую среду; природные комплексы своей местности.
4. Объяснять:
Особенности рельефа района, связанные с действием внешних и внутренних процессов; причины различий элементов климата в разных частях района; зависимость характера течения рек от рельефа, образование порогов; причины различных сроков фенологических явлений в западной и восточной частях района; причины разнообразия природных комплексов; необходимость охраны природы района.
5. Прогнозировать:
Изменение погоды по местным признакам; возможные изменения компонентов местного природного комплекса вследствие воздействия человека на один из компонентов природы.
Литература.
- Акимов В.Ф., Акимова Г.Н. Физическая география Демянского района. Пособие, Великий Новгород, 2002.
- Атлас Демянского района Новгородской области.
- Атлас Новгородской области.