Программа спецкурса "Физическая география Демянского района"

Разделы: География


Пояснительная записка.

География – единственная учебная дисциплина, изучающая природные и социально-экономические явления и процессы в их взаимосвязи, что позволяет показать специфику антропогенного воздействия на различные природные комплексы, объяснить способы организации рационального природопользования.

До настоящего времени не существовало обобщённого материала по физической географии Демянского района.

В отличие от действующей программы, краеведческий компонент вписывается в базовое содержание и является основополагающим в формировании основных мировоззренческих идей, а также в выявлении причинно-следственных зависимостей.

Программа школьного курса географии предусматривает широкое использование краеведческого принципа, позволяющего обеспечить знание природы и экономики родного края. Это необходимо для связи изучаемого географического материала с жизнью, чтобы выпускники наших школ сознательно и активно включались в общественно-полезный труд.

В курсе физической географии 6 класса формирование общих понятий, опираясь на местный материал, будет способствовать усвоению тем: “Литосфера”, “Гидросфера”, “Атмосфера”, “Биосфера”, а также взаимосвязи природы и человека, т.к. учащимся более понятны и знакомы примеры из окружающей их природы. В курсе физической географии Демянского района имеется много примеров по этим темам.

В 8 классе природные компоненты нашего района могут рассматриваться как части целого, т.к. район является частью России и Новгородской области.

Общие цели сводятся к решению следующих задач:

- способствовать формированию географического мышления, развитию творчески мыслящей личности;

- дать учащимся сумму знаний по географии района, обладание которыми поможет им ориентироваться в современном мире;

- на основе знаний о районе формировать у школьников представление о целостности окружающего мира, его многообразии, проблемах;

- способствовать формированию духовности, воспитанию патриотизма, уважения к их культуре, экологическому и эстетическому воспитанию;

- развивать у школьников, с учётом географической специфики, словесно-логическое и образное мышление;

- формировать картографическую грамотность – важную составляющую культуры каждого человека;

- приобщать учащихся к постижению истины и определению ими своего места и роли в окружающем мире.

Вместе с тем, программа преследует и более узкие цели и воспитательные задачи:

- дать школьникам целостное, комплексное представление о природе и хозяйстве Демянского района;

- на основе краеведческого материала углубить теоретические знания школьников;

- раскрывая взаимосвязи между компонентами природы, между природой и хозяйственной деятельностью человека, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам;

- совершенствовать у школьников умение работать с различными источниками географической информации ( в частности, с атласом Демянского района и Новгородской области).

Введение (1 час)

Понятие о краеведении. Что изучает физическая география Демянского района. Разделы курса географии Демянского района. Знакомство с картами атласов Новгородской области и Демянского района.

Тема1. Территория и географическое положение

Демянского района (2 часа)

В каких полушариях находится район. Его положение на карте области. Границы. Размеры территории. Связи с соседними районами. Транспортные пути. Торговый путь из “варяг в греки”.

Практическая работа:

  1. Найти на карте области Демянский район, определить его границы, отметить на контурной карте.

Тема 2. Рельеф и полезные ископаемые района (2 часа)

Основные формы рельефа. Приильменская низменность и Валдайская возвышенность. Демянская низина. Тригорье или Валдайский уступ. Селигерское Поозерье. Формы рельефа, образованные ледником, в разных частях района. Наибольшие и наименьшие высоты над уровнем моря. Горные породы, слагающие поверхность района, их происхождение. Полезные ископаемые района, их использование.

Практические работы:

  1. Определение по карте географического положения и высоты самой высокой и низкой точек района.
  2. Определение горных пород, слагающих поверхность района.

Осенняя экскурсия: описание форм рельефа.

Тема 3. Климат района (4 часа)

Распределение солнечного света и тепла в зависимости от времени года, от географической широты. Особенности климата района. Зависимость климата от рельефа, преобладающих ветров. Погода. Температура воздуха. Наибольшая и наименьшая температуры, среднегодовые, среднемесячные температуры. Осадки, распределение по территории района, по временам года. Высота снежного покрова. Фенологические явления на территории района.

Практические работы:

  1. Ведение календаря погоды.
  2. Описание наблюдаемой погоды за день, неделю, месяц.
  3. Наблюдение за изменением суточного хода температуры воздуха.
  4. Составление графиков хода температур, “розы ветров”, диаграмм облачности и осадков.
  5. Экскурсия на метеостанцию с целью ознакомления с оборудованием, фиксирующим изменения погоды, профессией метеоролога.

Тема 4. Внутренние воды (7 часов)

Реки района. Пола и реки её бассейна. Водораздел между Балтийским и Каспийским морями. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Особенности речных долин рек района. Питание рек. Поведение рек в течение года (паводок, половодье, межень, ледостав). Роль рек в историческом развитии района. Реки района и человек.

Озёра района. Происхождение озёрных котловин. Краткая характеристика наиболее крупных озёр района. Хозяйственное значение озёр.

Болота, их размещение по территории района. Типы болот по происхождению. Хозяйственное значение болот.

Практические работы:

  1. Описание “путешествия” капельки из своего населённого пункта.
  2. Определение географического положения рек, озёр, болот района и нанесение их на контурную карту.
  3. Описание реки или озера по плану.
  4. Экскурсия с целью ознакомления с элементами речной долины реки.

Тема 5. Почвы (2 часа)

Плодородие почв района. Основные виды почв – подзолистые, глеевые, торфяные.

Практическая работа:

  1. Знакомство с почвенными разрезами на местности.

Тема 6. Растительный и животный мир района (8 часов)

Растительный мир лесов, лугов, болот. Смешанные и хвойные леса. Влияние человека на растительность: вторичные леса. Лекарственные растения района. Ягодные растения. Хозяйственное значение растений.

Животный мир лесов, лугов, болот, водоёмов района. Животные населённых пунктов. Хозяйственное значение животных. Охрана редких и исчезающих животных.

Практические работы:

  1. Ознакомление с наиболее распространёнными растениями и животными нашего района.

Тема 7. Природные комплексы района. Воздействие на них человека (2 часа)

Природные комплексы района. Взаимодействие компонентов природы на примере своей местности. Изменение человеком природных компонентов.

Практическая работа:

  1. Описание природных комплексов своей местности по плану.

Тема 8. Население и его хозяйственная деятельность (3 часа)

Расселение человека на территории района в древности и в настоящее время. Численность населения района. Крупные населённые пункты района. Хозяйственная деятельность населения.

Практическая работа:

  1. Найти и обозначить на контурной карте крупные населённые пункты района (свой населённый пункт).

Тема 9. Охрана природы района (3 часа)

Источники загрязнения окружающей среды в районе. Меры, принимаемые для сохранения природной среды.

Требования к уровню ЗУН учащихся

1. Называть и (или) показывать:

Местоположение района на картах полушарий, России, Новгородской области: широту и долготу, границы.

Основные формы рельефа: Демянская низина, Тригорье, Селигерское Поозерье, наибольшую и наименьшую по высоте точки над уровнем моря, полезные ископаемые; температуру, годовое количество осадков, преобладающие направления ветров.

Реки – Пола, Явань, Полометь, Кунянка, Ладомирка. Их основные части, бассейны, водоразделы. Озёра – Селигер, Вельё, Истошенское, Мосылинское, Полонец. Болота – Невий Мох.

Основные виды почв; основных представителей растительного и животного мира района, некоторые виды лекарственных и ягодных растений, полезных и вредных насекомых; компоненты природного комплекса; численность населения, крупные населённые пункты – Демянск, Полново, Кневицы, Лычково, свой населённый пункт; источники загрязнения окружающей среды.

2. Определять (измерять):

Расположение относительно сторон горизонта; протяжённость района; абсолютную и относительную высоты различных точек района; расстояние до областного или районного центров; виды горных пород, формы рельефа района; температуры воздуха, атмосферное давление, направление ветров, среднемесячные и среднегодовые температуры; направление течения рек; виды почв, типы растительности, источники загрязнения окружающей среды

3. Описывать (характеризовать):

Различные природные объекты (по плану); погоду; воздействие человека на окружающую среду; природные комплексы своей местности.

4. Объяснять:

Особенности рельефа района, связанные с действием внешних и внутренних процессов; причины различий элементов климата в разных частях района; зависимость характера течения рек от рельефа, образование порогов; причины различных сроков фенологических явлений в западной и восточной частях района; причины разнообразия природных комплексов; необходимость охраны природы района.

5. Прогнозировать:

Изменение погоды по местным признакам; возможные изменения компонентов местного природного комплекса вследствие воздействия человека на один из компонентов природы.

Литература.

  1. Акимов В.Ф., Акимова Г.Н. Физическая география Демянского района. Пособие, Великий Новгород, 2002.
  2. Атлас Демянского района Новгородской области.
  3. Атлас Новгородской области.