Задачи урока:
Образовательные:
- Отработка навыка выразительного чтения;
- Формирование речевых навыков и умения выражать свои мысли в устной форме;
- Систематизация знания учащихся;
- Расширять кругозор учащихся; развивать речь и воображение;
- Учить детей использовать знания, полученные на уроках, в самостоятельной работе.
- Познакомить с биографией автора;
- Пробудить интерес к изучению творчества В. Губарева.
Развивающие:
- Корригировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся;
- Пополнять активный и пассивный словарь учащихся;
- Развивать связную устную речь учащихся.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к чтению, чувство прекрасного;
- Способствовать привитию интереса к предмету;
- Воспитывать общечеловеческие ценности;
- Учить наблюдать за текстом и находить в нём главную идею произведения.
Ход урока
I. Введение в тему урока. Слайд 2.
Отгадайте загадку:
Маленькой девочке не повезло:
Здесь жаба - Абаж, а Оля - Яло!
Но польза большая от этой страны:
Увидеть себя можно со стороны!
II. Постановка темы урока.
Друзья, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказочной стране Королевство Кривых зеркал. Все вы, наверное, помните о приключениях девочки, попавшей в сказочную страну, где ей пришлось пережить много опасных приключений, похожих на те, о которых она читала в старых сказках. Перед вами удивительная страна и мы с вами отправимся в сказочное путешествие, проходя через испытания, подобные тем, о которых мы прочитали в повести. В пути мы повстречаемся с героями повести – сказки “Королевство кривых зеркал”.
III. Беседа об авторе. Слайд 3.
Губарев Виталий Георгиевич (1912 – 1981)
Виталий Георгиевич Губарев родился в Ростове–на–Дону в семье учителя. Детство писателя прошло на хуторе Большая Козинка. Его журналистская жизнь началось с выпуска школьных стенных газет и рукописных журналов. Печататься начал с 14 лет. В ростовском журнале “Горн” был опубликован его первый рассказ “Гнилое дерево”. В 16 лет он был принят в Российскую ассоциацию пролетарских писателей. После окончания Высших курсов журналистики и Литературного института им. А.М. Горького он становится главным редактором газеты “Пионерская правда”. Губарев много ездит по стране, встречается с детьми и это помогает ему при написании книг.
В 1932 году Губарев участвовал в расследовании дела об убийстве деревенского мальчика П.Морозова. Накопленный в результате расследования материал, лег в основу повести “Павлик Морозов” (1933год).
Героическую тему писатель продолжает повестью о Великой отечественной войне – “Солнце Полесья”, о подвиге мирных дней - “Монтигомо – Ястребиный коготь” (1965 год).
Документальные повести – одно из главных направлений его творчества.
В более поздний период писатель увлекся жанром повести – сказки. Самой известной его сказочной повестью стала книга “Королевство кривых зеркал”. (1951 год). В 1963 году по этой повести был создан кинофильм, ставший очень популярным. Истинной находкой писателя стали “зеркальные слова”, имена героев: Яло, Гурд, Абаж. Все поколения детей пользуются этим “шифром”, секретничая и играя знакомыми словами.
В другой сказочной стране – “В Тридевятом царстве” – спортсменка – лыжница Оксана, став по воле случая принцессой, изменяет несправедливые законы царства.
“Пиратская” сказка “Трое на острове” (1959 год) проводит детей через опасные приключения в борьбе с отрицательными персонажами. Истории Древней Руси посвящены сказочные повести-сказки “Преданье старины глубокой” и “Часы веков”. Стиль Губарева интересен соединением элементов сказки, исторических романов и фантастики.
В своей сказочной повести “Преданье старины глубокой” Губарев с уверенностью сказал своим читателям: “Есть такие скучные люди, которые не верят в Волшебство. Не верь этим людям, дружок! Я даже знаю некоторых волшебников: Любовь, Дружба, Честность. Красивые имена, правда?” Произведения Губарева любимы многими поколениями детей.
IV. Викторина по содержанию книги. Слайд 4.
- Кто автор сказочной повести “Королевство кривых зеркал”?( Виталий Губарев.)
- Назовите имя главной героини повести?( Оля.)
- Что съела без разрешения бабушки Оля?(Варенье и шоколадку)
- Как звали отражение Оли? (Яло)
- Как Оля и Яло попали в сказочный город? (Через страницу в книге сказок.)
- Почему Оле нельзя было разбить зеркало, через которое она попала в Королевство кривых зеркал? (Она навсегда осталась бы в Королевстве кривых зеркал)
- Какая лестница вела в город с вершины холма? (Стеклянная.)
- Назовите особенность стеклянного города. (Везде на улицах и площадях расставлены кривые зеркала.)
- Из чего были построены бесчисленные башни и шпили города Кривых зеркал?(Из разноцветного стекла.)
- Что находилось в центре городской площади?( Фонтан.)
- Зачем были нужны кривые зеркала? (Для того чтобы обманывать людей – ведь если посмотреть в такое зеркало, то жизнь кажется прекрасной.)
- Кого девочки назвали дедушкой? (Церемониймейстер.)
- Как девочки попали во дворец? (В подводе с продуктами для королевского дворца.)
- Кто нашел девочек в корзине с фазанами?( тетушка Аксал.)
- Где раньше работала кухарка Аксал? (на зеркальных болотах)
- Почему тётушка Аксал называла девочек “фазанята мои”? (Потому что обнаружила их в корзине с фазанами).
- Как звали его величество Королевства кривых зеркал? (Топсед Седьмой. )
- В чем заключалось “одно важное государственное дело” короля? (Сосчитать общее количество зеркал в королевстве и этим прославиться.)
- Кто построил Башню смерти? (Нушрок.)
- Кем является Нушрок? (хозяином зеркальных мастерских)
- Назовите имя узника Башни смерти? (Гурд.)
- За что Гурд был посажен в тюрьму? (за разбитое зеркало)
- Зачем Оля и Яло хотели непременно попасть к королю? (Для того чтобы попросить его отменить смертный приговор, вынесенный Гурду.)
- Как тетушке Аксал удалось устроить встречу девочек с королем? (Она добыла костюмы пажей, одевшись в которые, Оля и Яло смогли попасть во дворец.)
- Как представились Оля и Яло королю? (Коля и Ялок.)
- По какому предмету Оля дала урок королю?( По математике.)
- Кем назначил король юных пажей? (Главным математиком и помощником.)
- Чем король пообещал платить жалование Оле и Яло? (Шоколадом.)
- Какую известную басню вспоминает Оля в разговоре с королём? ("Слон и Моська").
- Какую фразу должен был реже всего произносить король? (“Такова была моя воля”.)
- Какое задание дал Топсед своим пажам? (Сосчитать все зеркала королевства.)
- Какое условие поставила Оля в обмен на то, что они с Яло сосчитают все зеркала? (Отложить день казни Гурда.)
- Где висел ключ от оков Гурда?( Над троном короля.)
- С какой целью Оля и Яло отправились во дворец к министру Абажу? (За вторым ключом от оков Гурда.)
- На какую букву походило тело стражника Башни смерти, когда он нагибался в поклоне перед пажами Его Величества?( На букву “Г”.)
- Кто приехал к Анидаг, когда Оля и Яло были в ее замке? (Министр Нушрок.)
- Какие родственные узы связывали министра Нушрока и прекрасную даму Анидаг? (Анидаг – дочь Нушрока.)
- Каким сильным оружием обладал министр Нушрок?( Убийственным взглядом.)
- Как Яло узнала о подземном ходе, соединяющем дворцы Анидаг и Абажа? (Подслушала разговор Анидаг и Нушрока.)
- Какой заговор готовил Нушрок? (Сменить власть и стать королем самому.)
- Кого Нушрок решил сделать королевой?( Анидаг.)
- Почему Абаж не хотел отдавать ключ Нушроку? (ключ подходит к кладовым с государственной казной)
- Что Нушрок собирался выпускать вместо кривых зеркал? (Оружие.)
- Как Оле удалось сбежать от Нушрока? (Она прыгнула в реку из окна замка Анидаг.)
- Спрыгнувшую в реку Олю течение понесло к водопаду. Что спасло девочку от гибели? (Ветка дуба.)
- Каких хищных зверей повстречала Оля на своем пути? (Шакалов.)
- Где начинался подземный ход в замке Анидаг? (В винном погребе.)
- Как звали слугу Анидаг? (Бар.)
- Кто отвел Яло в винный погреб? (Дядюшка Бар.)
- Что увидела в винном погребе Яло?(Рыцарские доспехи.)
- Как Яло попала в подземный ход? (Облокотилась на рыцарский щит, он сдвинулся с места, стены опустились с места.)
- Какой поступок Оли и Яло так удивил Анидаг? (Девочки защитили Бара.)
- Кто отвез Олю и Яло в город, чтобы спасти Гурда? (Дядюшка Бар.)
- Кто бросился в погоню за девочками? (Нушрок.)
- Как Бар и пастух преградили дорогу злому министру?(Завалили дорогу камнями.)
- Как погиб Нушрок? (Нушрок не смог выдержать взгляда Оли и свалился с Башни смерти, разбившись на тысячу стеклянных осколков.)
- Как девочкам удалось спасти Гурда? (Гурд вышел из Башни смерти в Олином костюме пажа.)
- Кто помог девочкам спасти Гурда? (Тетушка Аксал, дядюшка Бар.)
- Почему Оля так решительно заступалась за Гурда? (Она знала: нельзя оставлять человека в беде без помощи.)
- Любимое словечко Оли до путешествия? ("подумаешь!")
V. Чьи это песенки.
“Аппетит у короля, Слайд 5.
Ох, велик, тра-ля-ля-ля!
Очень любит кушать он,
Целый день на кухне звон!” (поварят)“А если трудный час придёт, Слайд 6.
Не унывай, дружок!
Пусть тьма, пусть ночь, - шагай вперёд
...И помни наш флажок!” (Олина)“Нас ждут великие дела, Слайд 7.
Но нашей правде, братья, верьте!
Долой кривые зеркала!
Сожжём, разрушим Башню смерти!” (зеркальщиков)
VI. Кроссворд. Слайд 8.
В выделенных клеточках должно получиться название волшебной вещи, с помощью которой Оля попала в Королевство кривых зеркал и вернулась оттуда домой.
- Название книги, которую Яло отдала Оле. (Икзакс)
- Правитель Королевства кривых зеркал. (Топсед)
- Хозяин всех зеркальных мастерских королевства. (Нушрок)
- Самый добрый персонаж сказки. (Аксал)
- Владелец всех рисовых полей королевства. (Абаж)
- Главная героиня сказки. (Оля)
- Тот, на кого был похож хозяин всех зеркальных мастерских. (коршун)
- Что же это за вещь?
VII. Угадайте персонаж.
Слайд 9.
Девочка в черном переднике, с красным галстуком на шее, две русые косы с бантом и большие голубые глаза. Она считала себя очень красивой и поэтому, оказавшись перед зеркалом, долго не могла оторваться от него. (Оля.)
Слайд 10.
“ Низенький уродец. Приплюснутая голова всегда опущена; толстые растянутые почти до самых ушей губы всегда шевелились, как будто он разговаривал сам с собой. Бесцветные, ничего не выражающие, рыбьи глаза. Слабеньким ножкам трудно было носить тяжелое тело”. ( Топсед Седьмой.)
Слайд 11.
“Толстый, словно состоящий из двух шаров человек, одетый в зеленый костюм, расшитый золотом. Большой шар был туловищем с четырьмя конечностями, а маленький шар – лысая голова с пухлым лицом. Выпуклые зеленоватые прищуренные глаза его прикрывали темные и сморщенные, как у жабы, веки”. (Министр Абаж.)
Слайд 12.
Кто-то вздохнул длинно и печально. А когда этот “кто-то” заговорил, то голос у него оказался красивый и звенящий, словно ударились друг о дружку хрустальные стеклышки. (Волшебное зеркало.)
Слайд 13.
Нос у этого человека загнут книзу, словно клюв, а черные и хищные глаза пронизывают всех насквозь. (Нушрок.)
Слайд 14.
Два маленьких пажа в бархатных костюмах, с пышно завитыми светлыми волосами вошли в пустынный зал дворца. Позвякивая сверкающими туфельками по хрустальному паркету, пажи подошли к огромному обеденному столу и стали по бокам королевского кресла. (Оля и Яло.)
Слайд 15.
На тонконогой белой лошади скакала женщина. Она была одета в длинное черное платье, а за ее плечами вился легкий шарф. Ее мелодичный голос походил на колокольчик, а черные сверкающие глаза смотрели из-под больших, загнутых кверху ресниц удивленно и вопросительно. (Анидаг.)
Слайд 16.
В самом углу, притаившись за бочкой, стоял человек. На нем были металлические шлем и доспехи, а лицо закрывало опущенное забрало. В одной руке человек держал щит, на котором Яло разглядела герб с коршуном, а в другой – копье. (Рыцарские доспехи в погребе Анидаг.)
VIII. Что это за место?
По фрагменту, зачитанному учителем, дети должны определить место, где происходит действие.
Слайд 17.
Вот перед ним стена длинного строения из черного стекла, освещенная изнутри какими-то мерцающими огнями. Из широкой двери клубами вырывался дым. Это было темное, наполненное дымом помещение. В полумраке вспыхивали огни каких-то печей. Едва различимые в дыму, как призраки, двигались полуобнаженные мужчины и юноши, занятые непонятной работой. (Мастерская по изготовлению зеркал.)
Слайд 18.
Перед ними расстилалась площадь, которую окружали красивые дома из желтого, красного, синего и белого стекла. Красивые дамы в длинных шелковых платьях и кавалеры в расшитых золотом тонких костюмах гуляли вокруг фонтана, из которого высоко в небо взлетали прозрачные струи. Падая на землю, эти струи превращались в стекло, разбивались на миллионы сверкающих осколков и наполняли воздух музыкальным звоном. (Город в королевстве.)
Слайд 19.
Лестница круто уходила вверх. Вспугнутые шумом шагов и светом факела, во мраке заметались летучие мыши, наполняя воздух трепетом и шуршанием. В темноте блеснули и скрылись два зеленоватых глаза, кто-то дико захохотал и заплакал, и бесконечное эхо полетело по пролетам лестницы, повторяя эти страшные звуки. (Лестница в Башне смерти.)
Слайд 20.
Замок был выстроен на вершине скалы, которая поднималась из горной реки. Волны со всех сторон омывали эту скалу. (Замок Анидаг.)
Слайд 21.
Далеко-далеко внизу Оля увидела огромное зеркало. Оно начиналось у подножия горы, на которой она стояла, и уходило за линию горизонта, сливаясь с небом. Горы, солнце, облака отражались в зеркале. Это было очень красиво. (Рисовые поля Абажа.)
IX. Чьи это слова? И к кому они обращены?
“Я рад, что разбил это кривое зеркало. Хоть одним лживым зеркалом будет меньше на свете! Вы для того и расставляете по всему городу эти проклятые зеркала, чтобы обманывать народ! Только вашим зеркалам никто не верит!” (Гурд - Нушроку)
“Ты напрасно беспокоишься. Дома никто и не заметит, что тебя нет. Даже, если ты пробудешь здесь целую тысячу лет”. (Яло - Оле)
“Не думаете ли вы, что мы чего-нибудь достигнем, если снимем корону с уродливой куклы и наденем её на красивую куклу”. (Абаж - Нушроку)
“Хорошо, только не подсказывай мне решение. Я до всего люблю доходить сам, своим умом. Итак, один глупец два дня считал 18 зеркал...” (Топсед - Оле)
X. Подведение итогов урока.
- Что поняла Оля, побывав в Королевстве кривых зеркал? (Иногда маленькие недостатки могут помешать в трудную минуту.)
- Что помогло Оле избавиться от многих своих недостатков? (Она посмотрела на себя со стороны.)
- Как изменился характер Оли, после посещения сказочной страны? (Она стала послушной, перестала грубить бабушке)
1 Слайд 22.
Если в руках твоих зеркало есть,
Сможешь пословицу эту прочесть!
Как прочитать, поскорей догадайся,
Ну и запомнить её постарайся.
(На зеркало нечего пенять, если рожа крива)
- Как вы понимаете эту пословицу?
- "Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок", – говорил Александр Сергеевич Пушкин.
- Чему вас учит сказка "Королевство кривых зеркал"? (надо быть аккуратными, все вещи класть на место, говорить всегда правду, быть вежливыми со взрослыми).
Слайд 23.
В заключение урока хочу вам посоветовать: "Поступайте всегда так, чтобы вам не было стыдно посмотреть на себя со стороны".
Слайд 24.
XI. Домашнее задание.
Вписать в вертикальные ряды фигуры слова, являющиеся ответами на поставленные вопросы. Буквы горизонтального ряда облегчат решение задачи.
1. Книга, которую Оля читала в постели допоздна.
2. Мальчик-зеркальщик, которого девочки спасли из Башни смерти.
3. Что у Оли было на правой щеке, а у Яло на левой?
4. Нога, которую натерла Оля, идя во дворец.
5. Класс, в котором училась Оля.
6. То, чего Оля боялась больше всего на свете.
7. Во что девочки спрятались, чтобы въехать на подводе во дворец?
8. Арифметическое действие, с помощью которого была решена задача о зеркалах.
9. Министр с носом, похожим на клюв коршуна.
10. Что потеряли девочки, когда ехали спасать Гурда?
11. Кто не пускал девочек во дворец, стоя перед воротами?
12. Имя девочки, которую Оля встретила за зеркалом.
13. Министр, похожий на жабу.
Ответы: 1. Сказки. 2. Гурд. 3. Родинка. 4. Левая. 5. Пятый. 6. Темнота. 7. Корзина. 8. Умножение. 9. Нушрок. 10. Ключ. 11. Стражники. 12. Яло. 13. Абаж