Тип занятия – формирование новых умений (по И.П.Подласову).
Цель:
- формирование представлений о вербальном и невербальном общении;
- развитие мыслительных способностей, внимания;
- приобретение навыков невербального общения, обогащение опыта межличностного взаимодействия;
- развитие эмпатии, толерантности.
Задачи:
- познакомить обучающихся со средствами вербального и невербального общения; способствовать раскрепощению участников.
- установить психологический и эмоциональный контакт с детьми;
- учить детей анализировать свое поведение, мимику, позы, жесты, а также других людей.
Наглядные средства и оборудование: магнитная доска, схемы.
Методы:
- словесные (беседа на этапе орг.момента, при подготовке к акт. познав. деятельности, при анализе эпизодов, при подведении итогов занятия, на этапе рефлексии);
- наглядные (при подготовке к активной познавательной деятельности, при выводах урока, на основном этапе - как сопровождение);
- наблюдение (непосредственное, целенаправленное восприятие новых знаний посредством органов чувств);
- практические (развивающие игры);
- ИКТ.
Форма проведения занятия: групповая.
Предполагаемый результат: благоприятный психологический климат. Упражнения проходят весело, активно, в результате чего, у детей повышается настроение, снижается усталость.
Разминка, игры, способствуют развитию выразительного поведения, побуждают участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой стороны, искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим.
Занятие доступное, построенное с учетом психологических и возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.
Содержание учебного материала и виды работы, используемые на занятии, направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.
Внимание детей привлекается постоянным опросом и комментариями, выделением главных участков фраз. Занятие построено с учетом репрезентативных систем обучающихся:
- на слуховое восприятие: постоянно звучит речь психолога (вопросы к обучающимся, фразы, направляющие ход урока), обучающихся (ответы).
- ориентировка на зрительное восприятие: схемы на доске.
Игры направлены, в том числе, и через кинестетическое восприятие детей.
Время используется довольно эффективно.
На данном занятии поставленные задачи решаются эффективно и перегрузки учащихся как физической, так и психической, нет, благодаря смене видов деятельности и форм работы.
I. Мобилизационный момент.
Обучающиеся и психолог сидят в кругу на стульях.
Психолог. Сегодня у нас с вами не обычный урок математики или русского языка, а урок общения. И задания, которые вы будете выполнять на этом уроке, тоже необычные.
Тема нашего занятия – “Секреты общения”. Вывешивается схема на доску (или см. презентацию).
Ребята, общаться с одними людьми нам приятно, у нас поднимается настроение, а при общении с другими людьми у нас портится настроение, мы огорчаемся.
Давайте сегодня мы попытаемся разгадать такие секреты, которые помогут вам быть приятным собеседником, избегать конфликтов, лучше понимать друг друга.
II. Приветствие.
Давайте познакомимся и поприветствуем друг друга разными способами.
Разминка “Поприветствуй соседа”.
Инструкция:
Рукопожатие “Импульс”
“Ребята, давайте встанем в круг, я сейчас каждому из вас передам свое рукопожатие, а вы его будете передавать до тех пор, пока оно не вернется ко мне”. Ускоряя темп. Повторяем 3 раза. Молодцы!
По имени. А теперь поприветствуем друг друга другим способом. Соседа справа мы назовем по имени и, скажем “Здравствуй, Света…” с улыбкой, по кругу.
А теперь следующим способом “Привет”.
Ребята, а еще какие способы приветствия вы знаете? Дети называют и вместе с психологом выполняют приветствие (например, обнять при встрече).
Дети садятся на стулья
III. Способы общения: Ребята, видите, сколько способов общения существует. И общаться можно при помощи слов. А можно при помощи жестов, прикосновений, мимики, улыбки, глаз. Все они делятся на вербальные и невербальные.
(Схемы вывешиваются на доску ли см.презентацию) “ВЕРБАЛЬНОЕ, НЕВЕРБАЛЬНОЕ”. Те способы общения, которые мы выражаем с помощью слов, речи называются вербальными, а те, которые мы выражаем с помощью мимики, позы, жестов, называются невербальными. И у каждого способа общения есть свои секреты.
Часто в жизни мы сталкиваемся с тем, что при обращении к нам в одних случаях к нам обращаются по имени, а других наше имя не называют.
В начале нашего занятия мы приветствовали друг друга по имени и без. Когда вам было приятнее, когда ваше имя называли или нет? (Ответы детей)
Конечно ребята, приятнее, когда называют тебя по имени, ведь имя – это самый важный звук, который мы слышим с детства. (Схема вывешивается “ИМЯ” или см.презентацию).
Вот и узнали один из секретов общения. Оказывается, любому человеку приятно, когда произносят его имя, поэтому если хотите установить с ним хорошие отношения, чаще называйте его в разговоре по имени.
IV. Загадка.
А сейчас я загадаю вам загадку, попробуйте ее отгадать.
“Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда”
Подсказки детям: от чего становится всем светлей?
Ну, конечно же, это улыбка! Вот такой простой, но ценный секрет общения:
“Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь им. И давайте подарим друг другу улыбки от всей души и почувствуем, как становимся богаче, получая улыбки окружающих, а также от того, что дарим свою улыбку друзьям. Вывешиваем на доску.
V. Игра инопланетяне.
А сейчас мы с вами поиграем в необычную игру “Отгадай животное”.
Инструкция: “Представьте, что к нам прилетели инопланетяне. И в зоопарке увидели много разных зверей. Они сейчас пришли к вам и хотят рассказать, какое животное им больше всего понравилось. Но как? Они не знают языка. (Ответы детей)
Вот сейчас мы и поиграем. Выберите то животное, которое понравилось инопланетянину. По очереди мы будем показывать его, а остальные ребята постараются его угадать.
Вопросы детям:
- А по каким признакам вы угадали животное?
- Что вам было проще угадывать или показывать?
- А почему другие ребята не всегда вас понимали? (Все люди разные и используют разные средства общения).
Это еще один секрет общения: все люди разные, и общаться они привыкли по-разному, поэтому если хотите понимать собеседника, слушайте его внимательно, не перебивайте, следите за его мимикой и жестами, старайтесь понять его мысли и чувства.
Наше занятие подходит к концу.
VI. Закрепление.
Давайте вспомним и еще раз проговорим те секреты общения, о которых вы узнали на этом занятии:
- человеку приятно, когда его называют по имени;
- основной вид общения – вербальное общение;
- существуют невербальные средства общения, которые дополняют нашу речь;
- слушайте собеседника внимательно, не перебивайте, старайтесь понять его мысли и чувства; улыбка помогает сделать общение приятным.
И я дарю вам на память замечательный смайлик на память о нашей встрече.
И это далеко не все секреты успешного общения, сегодня мы только познакомились с некоторыми из них. И я надеюсь, что наши секреты общения, с которыми мы сегодня познакомились, вы будете применять и в своей жизни.
Спасибо вам за приятное общение, вы активное поработали, я желаю вам успехов и удачи!
Давайте поаплодируем друг другу. На этом наше занятие закончено. До свидания.
Литература
- Александровская, Э.М. Личностные особенности младших школьников, испытывающих трудности в обучении [Текст] / Э.М. Александровская // Психология учебной деятельности школьников. - М., 2002.- № 2. – С.15.
- Адашкевич, Т.А. Программа психолого-педагогического сопровождения младших школьников в образовательном процессе с учетом их типологических особенностей [Текст] / Т.А. Адашкевич. Ленинск-Кузнецкий, 2009. – С.21-80.
- Венгер, А.Л., Цукерман Г.А.. Психологическое обследование младших школьников [Текст] / А.Л. Венгер. - М.: Владос-Пресс, 2005. - 159 с.
- Волочков, А.А., Вяткин Б.А. Индивидуальный стиль учебной активности в младшем школьном возрасте [Текст] / А.А. Волочков // Вопросы психологии. - 2007. - № 5. - С.10.
- Гамезо, М.В., Герасимова B.C., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития [Текст] / М.В. Гамезо. - М., 2001.
- Дусавицкий, А.К. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте и их зависимость от способа обучения [Текст] / А.К. Дусавицкий // Вопросы психологии. - 2005. - № 1.
- Прихожан, А.М. Тревожность и страх у младших школьников [Текст] / А.М. Прихожан // Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. - М., 1994.
- Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.; Тула, 1993.