В настоящее время в рамках Национального проекта “Образование” одним из приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе. От классного руководителя ждут работы, наполненной новым содержанием, новыми технологиями воспитательного процесса. Применяя ИКТ, классный руководитель может готовить разнообразные материалы для использования непосредственно при проведении классного часа, внеклассного мероприятия, родительского собрания. Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их творческими, упрощается процесс общения с учениками и их родителями. Внедрение ИКТ во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих учащихся, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях.
В “Школе 2100” ученики :
- работают над сложными творческими заданиями, которые требуют глубокого проникновения в предмет и умения управлять своим собственным образованием ;
- сотрудничают со сверстниками и учителями , работая над заданиями, требующими навыков мышления высокого уровня;
- используют информационные технологии для творчества, решения задач и принятия решений .
Стандарт второго поколения ориентирован на такого ученика.
И одной из основных задач учителя начальной школы является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Интерес в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности. Цифровая среда, в которой предстоит жить нашим детям должна привести к переосмыслению методов обучения и преподавания. Наши сегодняшние ученики должны быть готовыми успешно интегрироваться в это общество и решить эту задачу помогает массовое внедрение ИКТ в образовательный процесс. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности учащихся не только среднего и старшего, но и начального звена.
Компьютер объединил учителя, учеников, родителей. Не секрет, что сегодня многие, имея дома компьютер, используют его как игрушку. Поэтому , мы решили направить интерес учеников к компьютеру в несколько другое русло. Решили научить их создавать презентации. И ребята заинтересовались. Стали делать небольшие презентации .
С применением компьютера на уроке появились неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения, как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. И, действительно, исходя из собственного опыта, можем сказать, что внедрение ИКТ в практику работы существенно окрасило и оживило, усовершенствовало образовательный процесс, позволило разнообразить формы и средства обучения, а также, повысило творческую активность учащихся, качественную успеваемость, повысило мотивацию обучения, активность и инициативность учащихся, способствует развитию навыков самообразования и самоконтроля, развивает информационное мышление детей.
В классе во время мультимедийных уроков создается обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.
Ребята стали готовить небольшие проекты по окружающему миру, например, “Животные Мурманской области”, “Растения из Красной книги, растущие в нашем крае”, “Реки Мурманской области”. Работы состояли из нескольких слайдов с картинками, рисунками, фотографиями, схемами и сопровождались устным рассказом детей. При подготовке к урокам внеклассного чтения, когда нужно рассказать о своей любимой книге или о книге, которую ты прочитал недавно, дети стараются сделать небольшие презентации. Такие проекты вызывают большой интерес одноклассников. Такая работа во много раз повышает мотивацию к учению, познавательную активность учащихся, их самооценку, развивает навыки самостоятельной работы по отбору материалов, учит детей выступать перед аудиторией, четко излагать свои мысли, комментировать, чувствовать уверенность в своих знаниях и делать свои выводы. Да и совершенно очевидно, что основные пользовательские навыки лучше усвоятся в раннем возрасте.
Дети, владея пользовательскими навыками, вместе с родителями участвуют в виртуальных викторинах и конкурсах. Например, им очень нравится участвовать в викторинах и конкурсах центра “ Снейл”.
На уроках математики с помощью слайдов осуществляется демонстрация задач на доске, примеров, цепочек для устного счета, организуются математические разминки и самопроверка. Проводится тестирование по целому ряду тем “Табличное сложение и вычитание”, “ Вычислительные навыки”, “Скорость счета”, “Внетабличное сложение и вычитание”, “ Внетабличное умножение и деление”, “ Приемы устных вычислений”, “ Решение текстовых задач”.
На уроках письма в первом классе огромное количество сил и времени уходит на то, чтобы проверить, все ли дети правильно нашли строчку для работы. Обычно учителю в первое время приходится несколько раз пройти по классу, проверяя, где пишут дети. Мультимедийный проектор, проецирующий изображение страницы прописи на белую доску, способен решить эту проблему. Это сэкономит время на уроке, повысит эффективность работы, поможет избежать “ рассеивания” внимания первоклассников.
Уместно использование презентаций при изучении правил , словарных слов , работе над орфограммами на роках русского языка. Необходимо отметить, что большую роль в создании презентации для уроков русского языка играет анимация, т.е. движение картинки, буквы, слова или текста. Это подходит для заданий: “ Вставь пропущенную букву”, “ Исправь ошибки”, “ Восстанови текст”, “ Напиши по памяти” и другие. Появление правильного написания на экране позволяет детям убедиться в правильности своего ответа, а “убегающая” буква покажет его неправильность. Проводится тестирование по темам “ Словарные слова”, “ Правописание проверяемых гласных и согласных в корнях слов”, “ Правописание непроверяемых гласных и согласных в корнях слов”, “Части речи” и т.д.
Экран притягивает к себе внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст.
На уроках окружающего мира мультимедийные презентации позволяют совершить виртуальные экскурсии в прошлое, будущее, в отдаленные уголки нашей страны, земного шара, Вселенной, в заповедники, в ботанический сад.
Нами созданы презентации к урокам окружающего мира (2 и 3 класс): “Тропические леса”, “Степи и пустыни”, “Реки”, “Природные зоны холодного пояса”, “Экологические системы”, “Озера”, “Обитатели морей и океанов”, “Горные экосистемы”, “Превращение энергии”, “Аквариум — маленькая искусственная экосистема” и другие, а также к урокам математики, русского языка и литературного чтения.
Уроки с использованием мультимедийных презентаций не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.
С помощью ИКТ проводятся:
- литературные гостиные;
- общешкольные и классные праздники, турниры, КВНы;
Это лишь некоторые из возможностей, которыми пользуются учителя начальной школы нашего образовательного учреждения. Создан и регулярно пополняется банк данных:
- разработок литературных гостиных;
- разработок открытых уроков;
- родительских собраний;
- научно-исследовательской деятельности учащихся.
Таким образом, труд, затраченный, на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:
- повышает качество знаний;
- продвигает ребёнка в общем развитии;
- помогает преодолеть трудности
- вносит радость в жизнь ребёнка;
- позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития;
- создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Грамотное использование возможностей современных информационных технологий способствует активизации познавательной деятельности; повышению качественной успеваемости школьников; достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов; развитию навыков самообразования и самоконтроля у школьников; повышению уровня комфортности обучения; снижению дидактических затруднений у учащихся; повышению активности и инициативности школьников на уроке; развитию их информационного мышления, формирование информационно - коммуникационной компетенции; приобретение навыков работы на компьютере, начиная с учащихся начальной школы, с соблюдением правил безопасности.
В завершение можно сделать вывод, что ИКТ, безусловно, важная и неотъемлемая составляющая современного преподавания. Но их использование на уроке должно быть продуманным, целесообразным и грамотным. Одним словом, профессиональным.