Пояснительная записка
Интегрированная образовательная деятельность для детей подготовительной группы, составлена в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду “Радуга”, авторы Т.Н. Доронова, Т.И.Гризик и др.
Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
- Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей)
- Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)
- Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)
- Принцип психологической комфортности
Для достижения программного содержания были использованы такие методы и приемы:
- Наглядный метод (мультимедийная презентация, картинки с изображением деревьев, модель березы).
- Наглядно-практический метод (творческие упражнения с карточками , моделирование ситуации – почему ты так думаешь, а моги такие деревья расти у нас).
- Словесный метод (рассказ-сопровождение для презентации).
- Прием эмоциональной заинтересованности (письмо от Лунтика).
- Игровой прием (игра-физмкультинутка).
По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены знаниями из нескольких областей. Решение задач осуществляется через такие образовательные области:
- социализация (игра “Наряди дерево”);
- коммуникация (игра “Подбери ласковые слова”, игра “Скажи, что где?”);
- здоровье (физкультминутка);
- познание (рассказ воспитателя, просмотр презентации).
Применение инновационных технологий – использование мультимедийной презентации, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей. На протяжении всей образовательной деятельности у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия. Это позволяет сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.
На организационном этапе реализуется мотивационная задача – усилить интерес к занятию через участие детей в мероприятии (Клуб для любознательных “Хочу все знать, получение посылки от Лунтика).
Интегрированная образовательная деятельность состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Она началась, с организационного момента, где активизировалось внимание детей и поддерживалось на протяжении всего времени. Дети посещают “Художественную галерею, где закрепляют знания о деревьях нашего края. Наряжают березу словами прилагательными, превращаясь в волшебников. Смотрят мультимедийную презентацию с необычными деревьями мира: колбасное дерево, конфетное дерево, гигантский бамбук, железное дерево, молочное дерево, Секвойя, Баньян, деревья-лес.
Затем дети посещают игровую комнату, где закрепляют предлоги и образовывают ласковые слова. Дети обсуждают, какой подарок можно подарить Лунтику и решают нарисовать русскую березу.
Чтобы заинтересовать детей был использован необычный способ рисования березы – пеной для бритья + зеленой гуашью, путем примакивания смятого целлофана.
Всем детям хотелось порадовать Лунтика, рисовать аккуратнее. Поэтому работали дети с интересом. На протяжении хода образовательной деятельности прослеживается реализация личностно-ориентированной модели. Учитывалась точка зрения, чувства, эмоции детей, а также налажены партнерские отношения с детьми.
После проведения интегрированной образовательной деятельности вместе с детьми подведен итог посещения клуба для любознательных детей “Хочу все знать!” .
Цель. Использование нетрадиционных техник рисования в интегрированной образовательной деятельности.
Задачи.
- Расширять знания детей о деревьях.
- Учить детей правильно передавать строение дерева в рисунке.
- Учить детей нетрадиционным техникам рисования.
- Развивать речь и словарный запас детей.
- Развивать фантазию, воображение у детей.
- Развивать коммуникативные навыки у детей.
- Приобщать детей к миру искусства.
- Воспитывать любовь к природе.
Предварительная работа.
- Беседа о деревьях нашего края.
- Рассматривание иллюстраций, энциклопедий и заучивание стихотворений о деревьях.
- Работа с предлогами, именами прилагательными, преобразование существительного в ласкательное.
- Рисование дерева на занятиях по изобразительной деятельности и в самостоятельной художественной деятельности.
Оборудование. Мультимедийная презентация “Необычные деревья мира”, иллюстрации деревьев, карточки со словами прилагательными на аппликации из листьев, картинка с изображением дерева для работы с предлогами, черный картон, мел, палочки, краска гуашь, пена для бритья, баночки под воду, целлофан. салфетки.
Атрибуты. Объемный модуль “Береза”, игрушка-Степашка, ТСО, посылка – картонная коробка, сюрпризы для детей.
Ход образовательной деятельности
Организационный момент.
Дети входят в группу и встают в полукруг. Их встречает воспитатель со сказочным героем Степашкой.
Воспитатель. Здравствуйте ребята!
(Дети здороваются.)
– У нас сегодня гость. Вы узнали кто это?
Ответы детей (Степашка).
– Степашка приглашает вас в клуб для любознательных детей “Хочу все знать!”. Посетив клуб “Хочу все знать” вы не только многое узнаете интересного, но и сами ответите на вопросы Степашки.
– Вы знаете, где находится Степашкин дом?
Ответы детей (Степашкин дом находится в лесу).
– Молодцы! Ребята, предлагаем вам посетить “Художественную галерею” клуба “Хочу все знать!”.
Воспитатель предлагает детям пройти к иллюстрациям с изображением деревьев.
– Что изображено на картинах?
Ответы детей (на картинах изображены деревья).
– Да. Вы правильно отметили, что в галерее размещены картины с изображением разных деревьев.
– Какие виды деревьев вы знаете?
Ответы детей (деревья могут быть лиственные и хвойные).
– Какие лиственные деревья вы знаете ?
Ответы детей (береза, дуб, липа, клен, яблоню, тополь, осина).
– Какие хвойные деревья вы знаете?
Ответы детей (ель, пихта, сосна, можжевельник, лиственница, кедр).
– Молодцы, ребята! Степашка вместе с вами вспомнил виды деревьев.
– У Степашки есть любимое дерево, которым восхищаются многие поэты и писатели. А какое, вы догадаетесь сами, когда прослушаете музыку.
Звучит музыка на русскую народную песню “Во поле береза стояла”.
– О каком дереве поется в этой песне?
Ответы детей (в этой песне поется о березе).
Игра “Наряди дерево”.
Звучит спокойная музыка.
Воспитатель
– Ребята, вы когда-нибудь мечтали стать волшебниками?
Ответы детей (да).
– Зачем? Для чего?
Ответы детей.
– Степашка может исполнить ваше желание.
Закройте глаза и представьте, что сейчас “Весна”. Тепло, хорошо, кругом растет трава и березки. Но вот, досада….. Злая волшебница заколдовала березки, и листья не могут появиться на дереве.
– Жалко вам березки?
Ответы детей (да).
– Расколдуем их! А для этого ответьте на вопросы.
– Назовите слова-прилагательные к слову “Береза”.
Ответы детей (береза белоствольная, красивая, нарядная, высокая, статная, стройная, пышная, тонкая, гладкая, гибкая… кудрявая раскидистая, лиственная).
Дети наряжают березку листьями.
– В какое время года на деревьях появляются листочки?
Ответы детей (листья на дереве появляются весной).
– Молодцы, ребята! Мы убедились, что вы настоящие волшебники. Вы вернули “Весну” березкам.
Презентация “Необычные деревья”.
Воспитатель. У Степашки есть друг Лунтик. Он прислал вам необычный подарок.
Ребенок достает диск из посылки.
– Давайте пройдем в кинозал и посмотрим что интересное на этом диске прислал нам Лунтик.
Дети со Степашкой рассаживаются на стульчики, смотрят мультимедийную презентацию о деревьях.
– О чем этот сюжет?
Ответы детей (сюжет о деревьях).
– У нас растут такие деревья?
Ответы детей (у нас такие деревья не растут).
– С какими необычными деревьями вы сегодня познакомились?
Ответы детей (я увидел колбасное дерево, конфетное дерево, гигантский бамбук, железное дерево, молочное дерево, Секвойя, Баньян, деревья-лес).
Физкультминутка.
Воспитатель. А сейчас встанем в круг и представим себя деревьями.
Дети встают вкруг и выполняют движения, согласно текста.
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны.)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх.)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед.)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад.)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы.)
Игра “Назови ласково слово”.
Дети приглашаются в игровую комнату.
Воспитатель. Ребята, вы любите, когда вас называют ласковыми именами?
Ответы детей (Да).
– Я буду называть дерева или части дерева, а вы должны произнести их ласково.
Дети по очереди называют деревья и части дерева ласково.
Ель – елочка, сосна – сосенка, береза – березка, иголка – иголочка, ветка – веточка, шишка – шишечка и др.
– Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием.
Игра “Скажи, что где?”
Дети называют предлоги по картине.
– Что вы видите перед дубом? (Перед дубом грибы.)
– Что справа от дерева? (Справа от дерева лежат желуди.)
– Что слева от дерева? (Слева от дерева растет ромашка.)
– Где находится солнце? (Солнце над деревом.)
– Кто ползет по коре? (По коре ползет жук.)
– Выше сова или белка? (Выше белка чем сова.)
– Над ромашкой кто? (Над ромашкой бабочка.)
– Что справа от большого гриба? (справа от большого гриба маленький
гриб.)
– Где находится дупло? (Дупло в центре ствола.)
– Что под землей? (Под землей корни.)
– Где лежат желуди? (Желуди лежат на траве.)
– Молодцы, ребята! Мы со Степашкой видим, что вы хорошо знаете предлоги .
Изостудия “Фантазия”.
Воспитатель. Степашка рассказал, что у Лунтика есть мечта – увидеть русскую березу.
– Давайте сделаем ему подарок, детские рисунки, и отправим ему их по почте. Обратный адрес у нас есть.
Дети рассаживаются за столы, которые стоят по кругу.
Воспитатель. Прежде чем начать рисовать, давайте повторим все, что мы знаем о строении дерева.
– Назовите части дерева?
Ответы детей (у дерева корни, ствол, ветки, крона, листья).
– Чем береза отличается от других деревьев?
Ответы детей (у березы белый ствол в виде извилистой ленты с черными пятнами, сужающий к верху, ветки гнуться к низу).
– С чего нужно начинать рисовать дерево?
Ответы детей (дерево нужно рисовать со ствола, с верхней части ствола).
– Правильно, ветки растут от ствола, а не отдельно от него.
Показ рисования ствола дерева мелом на доске.
Звучит музыка ансамбля Сябры “Вы шумите березы”.
Перед детьми на столах мел и черная бумага.
Воспитатель предлагает нарисовать крону нетрадиционным способом: пеной для бритья и зеленой гуашью.
Показ рисования кроны нетрадиционным способом на доске.
Работа за столами.
- Дети рисуют ствол березы мелом на черном картоне, сверху вниз.
- Простым карандашом рисуют черные пятна .
- В тарелочке смешивают пену для бритья с зеленой гуашью.
- Дети берут целлофан сминают, окунает в полученную смесь и путем примакивания, рисуются листья.
- На готовых рисунках дети простым карандашом пишут свое имя.
Воспитатель. Наше занятие подошло к концу.
– Ребята, Степашка благодарит вас за интересную встречу, правильные и
интересные ответы на вопросы!
– Сейчас мы отправим посылку его другу. Я думаю, наши необычные березки ему
очень понравятся.
Дети складывают рисунки в посылку и находят сюрприз от Лунтика (наклейки и желуди).
Итог образовательной деятельности
Воспитатель: Вам понравилось занятие, ребята?
– Что вы нового узнали о деревьях?
– Какие необычные деревья вы запомнили?
– Какой подарок мы сегодня приготовили Лунтику?
– Чем рисовали деревья?
Приложение 2. Музыка к занятию.
Приложение 3. Фото к занятию.
Приложение 4. Приложение к занятию.