Сочинение-рассуждение по высказыванию (С2)

Разделы: Русский язык


Пояснительная записка

Представленная на конкурс работа по теме “Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Выполнение задания части 3. С 2.”

(в номинации “Готовимся к государственной итоговой аттестации”) - сценарий урока русского языка в 6классе.

Написание сочинения-рассуждения (задание 3 части), предлагаемое в рамках новой формы итоговой аттестации в IХ классе, имеет целью проверить умение учащихся адекватно понимать информацию, заключенную в тексте, и логически и аргументированно рассуждать на предложенную тему.

Написание сочинения – рассуждения на лингвистическую тему, кроме сказанного выше, требует от обучающихся необходимости проявить теоретические знания по предмету, умение выбрать правильную аргументацию (примеры предложений) в предложенном тексте и создать текст в научном стиле.

Написание сочинения-рассуждения - один из наиболее трудных и в то же время полезных видов работы, способствующих развитию логического мышления, формированию речевых умений. При этом востребованными оказываются не репродуктивные, а продуктивные коммуникативные умения, и прежде всего умение отбирать лексические и грамматические средства, помогающие связно и точно передать информацию.

Однако тема предложенного урока актуальна не только в рамках подготовки обучающихся к итоговой аттестации в 9 классе. Умение обучающихся рассуждать на предложенную тему в научном стиле является общеучебным умением и формируется при изучении ряда предметов.

Представленный урок – один из уроков в системе уроков развития речи, на которых формируется умение строить текст- рассуждение. Специфика данного урока состоит в том, что для построения рассуждения на основе высказывания К.Г.Паустовского необходимо повторить и ситематизировать конкретные лингвистические знания.

Цель представленного урока – совершенствование умения писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Для достижения данной цели обучающимся в 6 классе необходимо решить несколько задач:

  • повторить структуру рассуждения;
  • повторить языковые средства связи предложений в тексте научного стиля;
  • научиться находить примеры для аргументации тезиса;
  • повторить сведения по конкретной лингвистической теме.

Цели урока:

  • совершенствование умения писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему;
  • подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку.

Задачи:

  • повторение структуры сочинения-рассуждения и овладение алгоритмом написания сочинения – рассуждения на лингвистическую тему;
  • совершенствование языковой и коммуникативной компетенций: умения отбирать лексические и грамматические средства языка, нужные для правильного построения рассуждения в научном стиле;
  • развитие внимания, памяти, логического мышления;
  • воспитание любви и уважительного отношения к русскому языку.

Тип урока – урок формирование умений и навыков.

Методы, используемые на уроке: иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый.

Формы работы: коллективная работа, работа в парах, индивидуальная.

Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационная минутка.

II. Тема урока (слайд 1)

Цели урока (слайд 2)

III. Пунктуационный анализ текста, на основе которого необходимо написать сочинение.

Ученики получают текст. В предложениях пропущены знаки препинания. (См. приложение).

Учитель:

  • Можно ли предложения, написанные на карточках, назвать текстом?
  • Что такое текст?
  • Какую функцию выполняют знаки препинания в конце предложений?

Задание 1.

  • Определите тему текста, идею.
  • В каком стиле написан текст?
  • Определите используемый автором тип речи.

Задание 2.

  • Произведите пунктуационный разбор предложений в тексте. Расставьте недостающие знаки препинания.
  • Определите функции поставленных вами знаков препинаний.
  • Проверка пунктуационного разбора.

Обучающиеся объясняют, в каких предложениях были пропущены знаки препинания, определяют функции вставленных знаков препинаний. При проверке обучающиеся сверяют свои варианты с правильным вариантом в презентации. Повторяются правила постановки знаков препинания в сложном предложении и простом осложненном предложении.

(См. слайды 3-14, приложение 1).

Учитель: Найдите в тексте средства выразительности. С какой целью автор использует их в тексте?

IV.  Выполнение задания части 3 ГИА. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему на основе высказывания К.Г.Паустовского: “Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.”

V. Знакомство с заданием части 3, С 2.

(слайд 15 ).

Учитель:прочитайте слова К.Г.Паустовского,согласны ли Вы с ним?

Задание 1. Сформулируйте и запишите утверждение. Это и будет тезисом вашего сочинения.

Задание 2. Вспомните, какова структура сочинения-рассуждения.

(См. слайд 12).

В каком стиле мы должны написать сочинение на лингвистическую тему?

Задание 3. Назовите в качестве аргументов разные языковые явления. Подтвердите аргументы примерами из текста. (Достаточно два аргумента).

Задание 4. Существуют устойчивые выражения, которые можно использовать для связи частей и предложений текста (клише). Их необходимо знать и использовать.

(См. слайд 16).

Напишите вторую часть (аргументацию) вашего сочинения, используя клише.

Задание 5. Любое рассуждение заканчивается выводом. При написании 3 абзаца работы используйте клише (См. слайд 17).

Проверка ученических работ: чтение несколькими обучающимися своих вариантов сочинения.

VI. Подведение итогов урока: Итак, мы с вами познакомились с алгоритмом написания сочинения- рассуждения на лингвистическую тему по высказыванию.

Алгоритм работы высвечивается на слайде.

(См. слайд18,).

VII. Домашнее задание: Используя данный алгоритм, напишите сочинение - рассуждение на основе текста по следующему афоризму: “Тот , кто не изучал грамматики не знает законов языка”(С.Я. Маршак)

Заключение.

Цель урока можно считать достигнутой, если обучающиеся справятся с домашним заданием: написанием сочинения – рассуждения по высказыванию С.Я.Маршака. Это даст возможность определить, насколько ребята овладели алгоритмом написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Первая часть урока (пунктуационный анализ текста) необходима для того, чтобы обучающиеся повторили пунктуационные правила, вспомнили средства выразительности, не допустили ошибок при выборе предложений в качестве примеров.

Наглядный и репродуктивный методы работы в начале урока сменяются продуктивными при выполнении последних заданий: написать вторую и третью часть сочинения (привести аргументы, доказывающие тезис, и написать вывод).

Успешное использование полученных знаний и умений в новых условиях при выполнении домашнего задания должно свидетельствовать о том, что обучающиеся овладели умением создавать тексты - рассуждения, грамотно аргументируя выдвинутый тезис.

Наличие презентации помогает сделать урок мобильным, быстро переходить от одного вида работы к другому, активно использовать самопроверку и взаимопроверку, организовывать коллективную и индивидуальную работу обучающихся.


Приложение 1

Слайд 1.

Выполнение задания части 3. С 2.

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Слайд 2.

Цели урока:

  • совершенствование умения писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
  • подготовка к государственной итоговой аттестации

Задачи:

Слайд 3. 1)В воскресенье я проснулся рано утром и посмотрел в окно.

Слайд 4. (2)Перед самым стеклом, как маленький вертолёт, висел в воздухе воробей.

Слайд 5. (3)Вдруг он стукнулся о стекло, упал на карниз, потом опять подпрыгнул.

Слайд 6. (4)Тут я увидел большую зелёную муху.

Слайд 7. 5)Она жужжала и металась по стеклу.

Слайд 8. (6)Воробей видел муху у самого клюва, а клюнуть не мог.

Слайд 9. 7)Вот воробей разлетелся и вдруг через форточку пулей влетел в комнату.

Слайд 10. (8)Мне стало жалко и воробья, и муху.

Слайд 11. (9)Утро такое хорошее, а они попались.

Слайд 12. (10)Я спрыгнул с кровати и распахнул окно.

Слайд 13. (11)Летите, глупышки, по своим делам!

Слайд 14. (12) Я выглянул в окно, и мне тоже захотелось на улицу.

Слайд 15. Часть3

  • С 2. Напишите сочинение-рассуждение,раскрывая смысл высказывания К.Г.Паустовского:
  • “Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.”
  • Аргументируя свой ответ,найдите и приведите 2 примера из прочитанного текста.
  • Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
  • Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

 Слайд 16.

Сочинение-рассуждение

  1. Тезис (утверждение)
  2. Аргументы (доказательства)
  3. Вывод

Слайд 17.

2 абзац

  • Во-первых, ... В качестве примера можно привести предложение №...
  • Во-вторых, ... Примером могут служить предложения № ...

3 абзац

  • Итак,...
  • Таким образом,...
  • Значит,...

Слайд 18.

Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

  1. Внимательно прочитайте текст. Изучите, как используется в нем определенное лингвистическое явление.
  2. Сформулируйте тезис (утверждение).
  3. Приведите два аргумента, доказывающие правоту вашего утверждения. Подтвердите аргументы примерами из текста. Напишите вторую часть (аргументацию) вашего сочинения, используя клише.
  4. Любое рассуждение заканчивается выводом. При написании 3 абзаца работы используйте клише.

 (1)В воскресенье я проснулся рано утром и посмотрел в окно. (2)Перед самым стеклом, как маленький вертолёт, висел в воздухе воробей. (3)Вдруг он стукнулся о стекло, упал на карниз, потом опять подпрыгнул.

(4)Тут я увидел большую зелёную муху. (5)Она жужжала и металась по стеклу. (6)Воробей видел муху у самого клюва, а клюнуть не мог.

(7)Вот воробей разлетелся и вдруг через форточку пулей влетел в комнату. (8)Мне стало жалко и воробья, и муху.(9)Утро такое хорошее, а они попались.

(10)Я спрыгнул с кровати и распахнул окно. (11)Летите, глупышки, по своим делам! (12) Я выглянул в окно, и мне тоже захотелось на улицу.