Пояснительная записка
Представленная на конкурс работа по теме “Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Выполнение задания части 3. С 2.”
(в номинации “Готовимся к государственной итоговой аттестации”) - сценарий урока русского языка в 6классе.
Написание сочинения-рассуждения (задание 3 части), предлагаемое в рамках новой формы итоговой аттестации в IХ классе, имеет целью проверить умение учащихся адекватно понимать информацию, заключенную в тексте, и логически и аргументированно рассуждать на предложенную тему.
Написание сочинения – рассуждения на лингвистическую тему, кроме сказанного выше, требует от обучающихся необходимости проявить теоретические знания по предмету, умение выбрать правильную аргументацию (примеры предложений) в предложенном тексте и создать текст в научном стиле.
Написание сочинения-рассуждения - один из наиболее трудных и в то же время полезных видов работы, способствующих развитию логического мышления, формированию речевых умений. При этом востребованными оказываются не репродуктивные, а продуктивные коммуникативные умения, и прежде всего умение отбирать лексические и грамматические средства, помогающие связно и точно передать информацию.
Однако тема предложенного урока актуальна не только в рамках подготовки обучающихся к итоговой аттестации в 9 классе. Умение обучающихся рассуждать на предложенную тему в научном стиле является общеучебным умением и формируется при изучении ряда предметов.
Представленный урок – один из уроков в системе уроков развития речи, на которых формируется умение строить текст- рассуждение. Специфика данного урока состоит в том, что для построения рассуждения на основе высказывания К.Г.Паустовского необходимо повторить и ситематизировать конкретные лингвистические знания.
Цель представленного урока – совершенствование умения писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Для достижения данной цели обучающимся в 6 классе необходимо решить несколько задач:
- повторить структуру рассуждения;
- повторить языковые средства связи предложений в тексте научного стиля;
- научиться находить примеры для аргументации тезиса;
- повторить сведения по конкретной лингвистической теме.
Цели урока:
- совершенствование умения писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему;
- подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку.
Задачи:
- повторение структуры сочинения-рассуждения и овладение алгоритмом написания сочинения – рассуждения на лингвистическую тему;
- совершенствование языковой и коммуникативной компетенций: умения отбирать лексические и грамматические средства языка, нужные для правильного построения рассуждения в научном стиле;
- развитие внимания, памяти, логического мышления;
- воспитание любви и уважительного отношения к русскому языку.
Тип урока – урок формирование умений и навыков.
Методы, используемые на уроке: иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый.
Формы работы: коллективная работа, работа в парах, индивидуальная.
Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационная минутка.
II. Тема урока (слайд 1)
Цели урока (слайд 2)
III. Пунктуационный анализ текста, на основе которого необходимо написать сочинение.
Ученики получают текст. В предложениях пропущены знаки препинания. (См. приложение).
Учитель:
- Можно ли предложения, написанные на карточках, назвать текстом?
- Что такое текст?
- Какую функцию выполняют знаки препинания в конце предложений?
Задание 1.
- Определите тему текста, идею.
- В каком стиле написан текст?
- Определите используемый автором тип речи.
Задание 2.
- Произведите пунктуационный разбор предложений в тексте. Расставьте недостающие знаки препинания.
- Определите функции поставленных вами знаков препинаний.
- Проверка пунктуационного разбора.
Обучающиеся объясняют, в каких предложениях были пропущены знаки препинания, определяют функции вставленных знаков препинаний. При проверке обучающиеся сверяют свои варианты с правильным вариантом в презентации. Повторяются правила постановки знаков препинания в сложном предложении и простом осложненном предложении.
(См. слайды 3-14, приложение 1).
Учитель: Найдите в тексте средства выразительности. С какой целью автор использует их в тексте?
IV. Выполнение задания части 3 ГИА. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему на основе высказывания К.Г.Паустовского: “Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.”
V. Знакомство с заданием части 3, С 2.
(слайд 15 ).
Учитель:прочитайте слова К.Г.Паустовского,согласны ли Вы с ним?
Задание 1. Сформулируйте и запишите утверждение. Это и будет тезисом вашего сочинения.
Задание 2. Вспомните, какова структура сочинения-рассуждения.
(См. слайд 12).
В каком стиле мы должны написать сочинение на лингвистическую тему?
Задание 3. Назовите в качестве аргументов разные языковые явления. Подтвердите аргументы примерами из текста. (Достаточно два аргумента).
Задание 4. Существуют устойчивые выражения, которые можно использовать для связи частей и предложений текста (клише). Их необходимо знать и использовать.
(См. слайд 16).
Напишите вторую часть (аргументацию) вашего сочинения, используя клише.
Задание 5. Любое рассуждение заканчивается выводом. При написании 3 абзаца работы используйте клише (См. слайд 17).
Проверка ученических работ: чтение несколькими обучающимися своих вариантов сочинения.
VI. Подведение итогов урока: Итак, мы с вами познакомились с алгоритмом написания сочинения- рассуждения на лингвистическую тему по высказыванию.
Алгоритм работы высвечивается на слайде.
(См. слайд18,).
VII. Домашнее задание: Используя данный алгоритм, напишите сочинение - рассуждение на основе текста по следующему афоризму: “Тот , кто не изучал грамматики не знает законов языка”(С.Я. Маршак)
Заключение.
Цель урока можно считать достигнутой, если обучающиеся справятся с домашним заданием: написанием сочинения – рассуждения по высказыванию С.Я.Маршака. Это даст возможность определить, насколько ребята овладели алгоритмом написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Первая часть урока (пунктуационный анализ текста) необходима для того, чтобы обучающиеся повторили пунктуационные правила, вспомнили средства выразительности, не допустили ошибок при выборе предложений в качестве примеров.
Наглядный и репродуктивный методы работы в начале урока сменяются продуктивными при выполнении последних заданий: написать вторую и третью часть сочинения (привести аргументы, доказывающие тезис, и написать вывод).
Успешное использование полученных знаний и умений в новых условиях при выполнении домашнего задания должно свидетельствовать о том, что обучающиеся овладели умением создавать тексты - рассуждения, грамотно аргументируя выдвинутый тезис.
Наличие презентации помогает сделать урок мобильным, быстро переходить от одного вида работы к другому, активно использовать самопроверку и взаимопроверку, организовывать коллективную и индивидуальную работу обучающихся.
Приложение 1
Слайд 1.
Выполнение задания части 3. С 2.
Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Слайд 2.
Цели урока:
- совершенствование умения писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
- подготовка к государственной итоговой аттестации
Задачи:
Слайд 3. 1)В воскресенье я проснулся рано утром и посмотрел в окно.
Слайд 4. (2)Перед самым стеклом, как маленький вертолёт, висел в воздухе воробей.
Слайд 5. (3)Вдруг он стукнулся о стекло, упал на карниз, потом опять подпрыгнул.
Слайд 6. (4)Тут я увидел большую зелёную муху.
Слайд 7. 5)Она жужжала и металась по стеклу.
Слайд 8. (6)Воробей видел муху у самого клюва, а клюнуть не мог.
Слайд 9. 7)Вот воробей разлетелся и вдруг через форточку пулей влетел в комнату.
Слайд 10. (8)Мне стало жалко и воробья, и муху.
Слайд 11. (9)Утро такое хорошее, а они попались.
Слайд 12. (10)Я спрыгнул с кровати и распахнул окно.
Слайд 13. (11)Летите, глупышки, по своим делам!
Слайд 14. (12) Я выглянул в окно, и мне тоже захотелось на улицу.
Слайд 15. Часть3
- С 2. Напишите сочинение-рассуждение,раскрывая смысл высказывания К.Г.Паустовского:
- “Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.”
- Аргументируя свой ответ,найдите и приведите 2 примера из прочитанного текста.
- Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
- Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Слайд 16.
Сочинение-рассуждение
- Тезис (утверждение)
- Аргументы (доказательства)
- Вывод
Слайд 17.
2 абзац
- Во-первых, ... В качестве примера можно привести предложение №...
- Во-вторых, ... Примером могут служить предложения № ...
3 абзац
- Итак,...
- Таким образом,...
- Значит,...
Слайд 18.
Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
- Внимательно прочитайте текст. Изучите, как используется в нем определенное лингвистическое явление.
- Сформулируйте тезис (утверждение).
- Приведите два аргумента, доказывающие правоту вашего утверждения. Подтвердите аргументы примерами из текста. Напишите вторую часть (аргументацию) вашего сочинения, используя клише.
- Любое рассуждение заканчивается выводом. При написании 3 абзаца работы используйте клише.
(1)В воскресенье я проснулся рано утром и посмотрел в окно. (2)Перед самым стеклом, как маленький вертолёт, висел в воздухе воробей. (3)Вдруг он стукнулся о стекло, упал на карниз, потом опять подпрыгнул.
(4)Тут я увидел большую зелёную муху. (5)Она жужжала и металась по стеклу. (6)Воробей видел муху у самого клюва, а клюнуть не мог.
(7)Вот воробей разлетелся и вдруг через форточку пулей влетел в комнату. (8)Мне стало жалко и воробья, и муху.(9)Утро такое хорошее, а они попались.
(10)Я спрыгнул с кровати и распахнул окно. (11)Летите, глупышки, по своим делам! (12) Я выглянул в окно, и мне тоже захотелось на улицу.