8-б класс, в классе 29 человек. Класс среднего уровня подготовки. Сильных детей немного – 10 чел., есть слабые дети – 2 чел. (больше ленивые). Активность класса возрастает только при собственной заинтересованности, потенциал хороший. Но не все дети умеют его использовать. В целях повышения познавательной активности на уроке используется игровая форма – “урок-ярмарка”.
Цели и задачи урока: Используя нетрадиционную форму обучения, закрепить знания, особенностей каждой зоны, показать его значение в жизни человека. Познакомить учащихся с традициями нашей страны, одеждой, истоками их зарождения. Развивать логическое мышление детей через установление причинно-следственных связей, сравнение, развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать; воспитывать бережное отношение к природе, коммуникабельности, доброжелательного отношения друг к другу.
Урок является обобщающим, поэтому тип урока-повторение и закрепление пройденного материала.
Методы обучения:
- словесные (беседа, рассказ, объяснение),
- наглядные (слайды)
- практические (самостоятельная работа),
- а также исследовательский метод изучения нового материала – дети сами находили материал для новой темы.
Актуальность проблемы экологической культуры и исследовательской деятельности подрастающего поколения на современном этапе развития школы всё больше возрастает, поэтому включение на уроке экологического аспекта как одного из приоритетных является целесообразным. Образ России, формируемый у школьников, должен быть, с одной стороны, целостным, а с другой – территориально дифференцированным, разнообразным. Представление о целостности вырабатывается в процессе усвоения знаний о всеобщей связи явлений, при изучении природы, населения и хозяйства России.Учить детей понимать и любить природу, значит, воспитывать их людьми нравственными, для которых трудовая и производственная деятельность будет связана с ответственностью за её экологические последствия.
Экологическое воспитание и деятельность человека рассматривается сегодня как один из важнейших аспектов социализации личности, т.е. активного приспособления к среде обитания, принятие и ответственное выполнение законов существования человека в природе и обществе. Процесс социализации включает:
- формирование умения осуществлять различные роли, без которых невозможно взаимодействие человека и природы, безболезненное и неопасноедля обеих сторон.
- развитие определённых оценочных суждений, норм и социально - значимых мотивов поведения. Познакомить учащихся с традициями нашей страны, одеждой, истоками их зарождения, подготовка к будущей профессиональной деятельности связанной со сферой экономики являлось целью моего урока.
Урок позволяет использовать для формирования экологической культуры наиболее благоприятный период, охватывающий детские и юношеские годы.подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз
В ходе урока географии “Природные зоны лесов и лесостепей” применяется ИКТ на этапе формирования у школьников представлений об экологической культуре, бережного отношения к природе и использование богатств родного края, показ слайдов с помощью мультимедиапроектора, позволяет в яркой, наглядной формепредставлять учащимся информационный материал. Информационные технологии позволили добиться более высокого уровня наглядности демонстрируемого материала, что способствует повышению информационной культуры школьников.
Все этапы между собою связаны, материал подбирался с учетом возрастных особенностей, очень разнообразный. Урок получился насыщенным.
Обстановка на уроке доброжелательная.
Цели и задачи выполнены полностью. Все что запланировано – выполнено в полном объеме.
Цель: Используя нетрадиционную форму обучения, закрепить знания, особенностей каждой зоны, показать его значение в жизни человека. Познакомить учащихся с традициями нашей страны, одеждой, истоками их зарождения. Подготовка к будущей профессиональной деятельности связанной со сферой экономики.
Оборудование: Журналы: “Иностранные языки в школе”, “Волга”, “Воспитание школьников”, “Начальная школа”; “Школьникам о лесе”, “Хрестоматия”, “Лекарственные травы”. Подделки из материала зон, диагностика лесного хозяйства России, робот, лотки коробейников, русские и татарские костюмы, записи с русскими народными песнями, кассета “Русская рапсодия”, слайды.
Подготовительная работа: учащиеся готовили описание природных зон: тайги, смешанных лесов, лесов и лесостепи, рекламу товаров, продукцию зон.
Парты поставлены буквой “П”.
Слева – Московская область (зона смешанных лесов). На столе: деревянные шкатулки, грибы, варенье. Лекарственные травы, шапка, деревянная ложка, кружева.
Посередине – Иркутская область (тайга). На столе: целлюлоза, кедровые орехи, клюква, бумага, брусника, соболь.
Справа: Татарстан (лесостепная зона). На столе: мука-пшеница, печенье, булочки, конфеты.
Перед уроком играет музыка, поют птицы, учащиеся одеты в русские, татарские костюмы.
Учителя объявляют тему и цели урока.
Вводное слово учителя.
Ярмарка с польского – ежегодный рынок, ежегодно повторяющаяся распродажа товаров, иногда с ограничениями на определенный сезон, товар (например: мед, овощи и т.д.). Слайд 1
В прошлом ярмарки обычно располагались в хорошо защищенных местах, на пересечении торговых путей, во время праздников. Право на проведение давало высокопоставленное лицо.В средневековье ярмарки были одним из важнейших событий в обществе. Не только потому, что на них продавались разные товары, но и потому, что купцы приезжали из разных городов, оставались в городе продолжительное время и тратили часть вырученных средств в магазинах и т.д. Также люди могли обменяться новостями из отдаленных регионов. На ярмарках присутствовали гадалки, музыканты и т.д. Таким образом, ярмарка была еще развлекательным центром для людей.С развитием рынка из центров оптовой торговли ярмарка превратились в выставки образцов. В настоящее время многие ярмарки проводятся в рамках тех или иных выставочных мероприятий. В отличие от обычной выставки, посетители ярмарки часто имеют возможность сразу купить понравившиеся им экспонаты. Сохранились и традиционные ярмарки – ярмарки выездной торговли. Эти выставки имеют большое значение для охраны безопасности и развития связи в нашей республике. Они знакомят нас с новациями в этих сферах. Слайды 2,3
Главные участники нашей сегодняшней ярмарки – это купцы из Московской области, Иркутской области, с республики Татарстан.
Первая ведущая: Добрый день, гости званые и желанные! Вы купцы российские, татарские, люди торговые! Собрались на ярмарку, веселую, старинную (играет медленная музыка).
Музыка стихает, один из коробейников говорит: “Давай, подходи и других не подводи! Хоть я сам не пригож, товар привез хорош”.
Вторая ведущая: Пролегли от городов в пути-дороженьки по всему белому свету. Как по этим путям-дороженькам идет славушкавеликая про Землю нашу русскую.
Первая ведущая: А ты думаешь, что сидя в этом зале, во многих городах побывать можно?
Вторая ведущая: На ярмарке все возможно. Покупайте, продавайте и жетоны набирайте.
Первая ведущая: Тогда с ярмарки и начнем.Всем кто подходит, и всем, кто уже есть, объявляем важную весть. Приехали к нам торговые купцы из далекой Иркутской области.
- Рассказ об Иркутской области (о тайге). (См. приложение №1, слайд 4)
- Реклама товара. Привезли мы товару разного: ягоды, орехи, соболя. Послушайте, люди добрые, о нашем товаре, может и купите.
- Реклама орехам, бруснике, клюкве, витаминам (см. приложение №1 слайды 5-8)
Вторая ведущая: Ярмарка,ярмарка! Веселись, народ, ну-ка, красавица, выходи вперед. (Исполняют русский танец).
Первая ведущая: Московские купцы, что вы нам привезли?
- Рассказ о Московской области, о Москве (смешанный лес, слайд 9).
- Реклама продукции: ложки, вологодское кружево, грибы, лекарственные травы(см. приложение №2 слайды 10-13)
Вторая ведущая: Глядите, не моргайте, рты не разевайте, ворон не считайте,подешевле покупайте. Ну что за товар! И тот хорош! И другой хорош! Выбирай который хошь.
Первая ведущая: Балалайка звонкая, тульский самовар. Праздник на ярмарке. Праздничный базар. (Игра на ложках, на баяне). Исполняют частушки.
Вторая ведущая: А это к нам пожаловали купцы с Татарстана, с Альметьевска.
Стихотворение: “На берегах степногоЗая”. (Слайд 14)
- Рассказ о Татарстане (лесостепи). (Слайд 15)
- Реклама о хлебе, хлебобулочных изделий, о бумаге для ксерокопирования, конфетах (см. приложение №3).(Слайды 16-18)
Первая ведущая: Тары-бары, растабары. Есть хорошие товары. Не товар, а сущий клад, забирайте нарасхват. (Песня “Валенки”).
(В это время учащиеся подходят к центру, делают вид, что покупают товары и отдают за каждый купленный товар жетоны). Как музыка заканчивается, идут на свои места.
Вторая ведущая: Кто больше продал товар? Какой купец самый ловкий, быстрый, удачливый? Что продавали московские купцы? (Учащиеся называют количество жетонов).
- Сколько продали Иркутские купцы?
- Сколько продали татарские купцы?
- Лучшими купцами оказались... Они продали почти все свои товары.
Первая ведущая: Подходи честной народ! Стою на краю, чуть недаром отдаю: за загадки, пословицы, кроссворды, викторины. Следующий товар- пословицы. Найдем вторую часть пословиц.
Лес без лешего не стоит.
Лес видит, а поле слышит.
Лес да вода поле красит.
Лес и вода, родные брат и сестра.
Лес кругом, а без дров живем.
Лес рубят, щепки летят.
Следующий товар – загадки:
- На горе шумит, а под горой молчит (лес).
- Изба белена, а маковка зелена (береза).
- Никто не пугает, а вся дрожит (осина).
- У кого одна нога, да и та без башмака (гриб).
- Что не сеяно, родится? (трава).
- Какую траву и слепой знает? (крапива)
- Летом одевается, а зимой раздевается? (лиственный лес).
А сейчас посмотрим сюжет из лесной рапсодии. А вы знаете, что такое рапсодия?
- Природа под музыкой Моцарта, Бетховена, Чайковского, Штрауса.
Следующие товары: “Наш город”, кроссворд.
Итого – оценки.
Домашнее задание. К следующему уроку повторить безлесныеприродные зоны.
Первая ведущая: Спасибо вам гости дорогие, за ваш товар. Приезжайте к нам еще. До свидания.
Приложение 1
Основную часть лесов России составляет тайга. В ней растут сосны, ели, пихта, кедр, лиственница. Тайга шумит нефтяным, ровным шумом. Хорошо и беззаботно мне на траве, среди сосен зеленых в тихой и безвестной стороне. В нашей области самый холодный месяц январь, средняя температура которого колеблется от - 20 до -25. Средняя температура июля +18. Осадков выпадает 400 мм в год. Устойчивый снежный покров устанавливается в октябре, а сход снега начинается в апреле - мае. Почвы разные, но основной тип почв - подзолистые. Хвойные леса занимают 70% площади. Животный мир разнообразен: лось, марал, кабарга, медведь, зубр, горный козел и другие. Основное богатство тайги – ценный мех белки, соболя, горностая. Экономические районы, в котором расположена тайга – это Северо-Западный, Северный, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток. (Слайд 4)
Реклама:
1) Я жду опять дождя грибного,
2) Я по лесам бродить привык,
И жду опять, когда пробьется снова
Едва приметный боровик.
Покупайте грибы: соленые, сушеные.
3) Орехи кедра. Покупайте орехи! Орехи – это до 36% жирного масла, крахмала, клетчатки, витаминов. В скорлупе орехов 12% дубильного вещества. Ядра орехов содержат 0,65 мг витамина В , до 10 мг витамина Е. Скорлупу орехов применяют в виде настоя от глухоты. Масло орехов используют в парфюмерии, консервировании. Орехи по питательным качествам превосходят такие продукции, как молоко, мясо.
4) Брусника. Это не только вкусно, но и полезно. Даже листья брусники лечат! Чего только нет в листьях брусники! А ягоды! Чай с брусничным вареньем. Какое наслаждение!
5) Клюква. Покупайте клюкву! Она может храниться очень долго, благодаря бензойной кислоте. Ягоды вкусные, полезные. В них есть витамин - С, каротин, железо, разные кислоты, которые необходимо человечеству. (Слайды 5-8)
Приложение 2
Московская область находиться в зоне смешанных лесов.
Зона смешанных лесов протянулась с запада до Уральских гор, а затем тонкой полосой до истока реки Оби. Находятся они в умеренном поясе, где лето продолжительное и теплое, а зима короткая и холодная. Температура июля от +16 до +24, а в январе от – 8 до -16. Осадков выпадает 600 мм в год. Тепла и влаги достаточно для роста деревьев. Почвы бурые лесные и серые лесные. Климат мягкий и влажный. Растительный мир разнообразен – осины, березы.
Береза моя, березонька!
Береза белая, береза кудрявая.
Стоишь ты, березонька, посередь долинушки.
На тебе, березонька, листья зеленые.
Под тобой, березонька, травка шелковая...
Липа, клен, дуб, встречается ель и сосна. В этом лесу обитают лоси, белки, зайцы, косули, рыси. Экономические районы, расположенные в смешанных лесов: Центральный экономический район, Волгло-Вятский экономический район, Уральский, Северо-Западный и муссонные смешанные леса Дальневосточного экономического района.
(слайд 9)
Реклама
Покупайте лекарственные травы! Лекарственные травы полезны всем. Например, ромашка. Она содержит все необходимые вещества. Необходимо 1 столовую ложку залить кипятком и процедить, можно добавлять сахару. Крапива. Листья крапивы содержат витамины К, муравьиную кислоту, витамины С и В2. Крапива широко используется в пищу – для борщей, супов. Хлорофилл используется в кондитерском деле как краситель.
Здесь, в зарослях, где все для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех умеющих тайну разгадать.
Ложки. Покупайте ложки! Из каменного века дошли до нас первые орудия труда из камня, в том числе и ножи, которыми можно было грубо выстругивать и выдалбливать ковши – предвестники ложек. Спрос на деревянные лодки, продолжавший расти в городе и в деревне, покрывали в основном крепостные монастырские и помещичьи крестьяне, хотя подобным ремеслом занимались и стрельцы. Высоким мастерством славились резчики Архангельской, Новгородской, Московской, Владимировской, Калужской, Тверской школ. Разнообразнее становилась пища, и варьировалась форма ложки. Миниатюрные, кажущиеся хрупкими и невесомыми вошли в быт людей зажиточных чайные и кофейные ложки. Но и незамысловатые обеденные ложки не были безликими, ярко выражая традиции своей местности или промысла.
А как делали ложки?
Перво – наперво разрубали поленья березы, клена ,осины, ольхи или липы на одинаковые чурки – баклуши. Затем из легко поддающейся ложку древесины резали ложки. Далее грунтовали, втирая разведенную в воде глину, а поверх (после просушки) наносили несколько слоев олифы: на не досохшую и чуть липкую поверхность наносили тонко протертый порошок олова (сейчас алюминия). По серебристому фону масляными красками писали рисунок. После этого изделия покрывали тонким слоем лака. И наконец, последняя операция – закалка в печи при температуре 300. Из печи серебристая ложка появляется преобразившаяся в золотую.
Вологодские кружева. Недалеко от Москвы есть город Вологда, который находится в Северном экономическом районе. Русские мастерицы издавна славились искусством плетения кружев. Из белых или цветных нитей с помощью маленьких деревянных коклюшек создавали они прозрачные узоры. И сейчас это искусство процветает. Кружево делится на два вида предметы декоративного назначения (скатерти, дорожки, салфетки) и украшения к женскому платью (воротники, манжеты, косынки). Оно выплетается преимущественно из тонких катушечных ниток, но вокруг узор обвивается более толстой ниткой. Преобладает растительный узор с включениями птиц и других изобразительных мотивов. Мастерицы делают узор то плотным, то ажурным, придавая орнаменту еще большую невесомость.
Деревянная шкатулка. Покупайте деревянные шкатулки. Они изготавливаются из элитных сортов древесины. В эти шкатулки вы можете положить все что угодно, вплоть до булавки, а какие на них замечательные рисунки. Наши деревянные шкатулки – самые деревянные шкатулки в мире.
(Слайд 10-13)
Приложение 3
А это – край кормилец
Земля – матушка, а хлеб – батюшка.
У народа есть слова: хлеб – всей жизни голова.
Без золота проживешь, а без хлеба нет.
Когда хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
Хлеб на столе, а стол – престол.
А хлеба ни куска и стол – тоска.
Хлеб в закромах – счастье в домах, каравай хлеба.
Не свалится с неба.
Вот он, хлебушка душистый, с хруст ной корочкой витой
Вот он – теплый, золотистый, словно солнцем налитой.
В каждый дом, на каждый стол он пожаловал – пришел. (Слайд 14)
Татарстан является частью Поволжского экономического района. Он расположен в лесостепной зоне, где континентальный климат переходит от влажного климата к сухому климату, сочетание лесной и степной растительности. Главные почвы – черноземные. Лесостепь протянулась на юге нашей страны. В основном она бывает лесная и разнотравная. Она характеризуется прохладным влажным летом, умеренно холодной и снежной зимой. Годовое количество садков превышает 525 мм. Выделено большое число заказников, памятников природы, как Акташский провал, озеро. Территория сильно распахана, теперь здесь небольшие лесные участки чередуются со степью. Выращивают пшеницу, сахарную свеклу, кукурузу и другие культуры. (Слайд 15)
Реклама
В Альметьевске хлебозавод начал выпускать новый сорт лечебно-профилактического хлеба – богатырский. Вырабатывается он из смеси пшеничной и ржаной муки с добавлением зерновой смеси, кунжута, дрожжей, соли и весит не по-богатырски – всего 0,25 кг.
Но благодаря использованию в рецептуре многокомпонентной зерновой смеси из дробленой пшеницы, ржи, льна, сои, солода, содержащих витаминов, полноценные растительные белки, минеральные вещества, хлеб имеет повышенную биологическую и пищевую ценность.
Добро пожаловать в хлебобулочный комбинат. Хлебобулочные изделия. Вы можете увидеть разнообразный ассортимент, можете позволить себе это лакомство, совсем недорого. Наша компания работает уже давно. Мы пользуемся самой новейшей технологией. В продукты добавляются натуральные ингредиенты, мы не используем различные химикаты. Покупайте наши изделия, и вы всегда будете сытым и довольным. Поддержи отечественного производителя! Доставь себе капельку удовольствия!
Альметьевскийбумагокомбинат предлагает бумагу для ксерокопирования по самым низким ценам. Качество нашей бумаги говорит само за себя: наше предприятие является поставщиком в 25 крупнейших странах мира. Постоянным покупателям 10% скидки.
Сегодня мы представляем вам новую серию Альметьевских конфет. Вам ни за что не разгадать их секреты приготовления. Стоит лишь раз попробовать и вам захочется еще, еще, еще.
(Слайды 16-18)