Внеклассное мероприятие "Великие истории"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 Б)


Интегрированное театрализованное представление, основанное на реальных героях - летчиках Великой Отечественной войны.

В настоящее время, в условиях реформирования общественно-политического устройства страны одним из важнейших направлений в деятельности школы является патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Патриотизм в нашей стране - не что-то искусственно придуманное, навязанное нам извне. Это своеобразная народная идеология.

Именно сегодня, как никогда, школа, семья должны почувствовать свою ответственность за настоящее и будущее России, и в нашей памяти всегда должно быть место великому подвигу нашего народа, совершенного во благо будущих поколений.

Оборудование:

  • кино- и видеофрагменты;
  • карта “Великая Отечественная война 1941-1945 гг.”;
  • плакат “Родина-мать зовет!”;
  • презентации – творческие учеников, посвященные летчикам ВОВ;
  • выставка книг о войне.

Цель:

  • Воспитание гражданственности и преданности Родине, сохранение исторической памяти, традиций и преемственности поколений.

Задачи: 

  • формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и их подвигах;
  • способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны;
  • развивать творческие способности обучающихся;
  • развивать навыки нетрадиционной работы по предмету.

На доске слова поэта Мусы Джалиля:

“Всему меняться суждено
В природе, в жизни, в человеке.
Но что-то быть должно одно,
Что не меняется вовеки”.

Добрый день!

Мы расскажем Вам о славных подвигах летчиков ВОВ 1941-1945 годов. О характере боев, о стойкости воинов. Это было страшное и тяжелое время.И спустя более 60 лет мы вновь и вновь обращаемся к событиям войны, в те суровые годы, к тем героическим дням.

Учитель. Что остается вечно в человеке, что не меняется?

Ученик. Человеческая память.

(В качестве разминки мы предлагаем вам ответить на несколько вопросов:)

  1. Как назывались первые русские воины? (Дружинники).
  2. Как называется часть войск, идущая впереди главных сил? (Авангард).
  3. Как прозвали в народе гвардейский миномет “БМ-13” в годы Великой Отечественной войны? (“Катюша”).
  4. Имена каких полководцев и военачальников Великой Отечественной войны вы знаете? (Г. К. Жуков, Р. Я. Малиновский, А. М. Василевский, И, С. Конев и др.).
  5. Какой подвиг в годы Великой Отечественной войны совершил летчик капитан Николай Гастелло? (Он направил свой горящий самолет на колонну вражеских танков и автомашин).
  6. Назовите имена летчиков — трижды Героев Советского Союза, получивших эти звания за подвиги в годы Великой Отечественной войны. (А. И. Покрышкин, Г. К. Жуков, М. Н. Кожедуб).

Учитель. Подвиг советского народа и его Вооруженных Сил в войне — не только история. Это наше сегодняшнее оружие, могучий источник воспитания новых поколений защитников Родины. Подвиг воинов-авиаторов — это боевая слава Военно-воздушных сил, бесценное достояние, которое с годами не стареет. Массовый героизм советских воинов и в том числе летного состава, их стойкость и мужество отнюдь не являются лишь "природной выносливостью и неприхотливостью", "загадочностью славянской души" и другими подобными "загадками. Лишь чувство долга способно породить величие духа.

Фрагмент видеофильма о летчиках Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (1 мин)

Учитель. Отстоять свободу и независимость Родины, разгромить фашизм — главные побудительные мотивы героизма.

Ученик. Героизм наших летчиков воспитан был партией, он проявлялся в испанских событиях, у озера Хасан, на Халхин-Голе, в советско-финляндской войне. Наша авиация вступила в Великую Отечественную войну в крайне неблагоприятных условиях. Особенно трудными оказались первые дни войны, когда был нанесен большой урон нашей авиации на аэродромах. Врагу удалось завоевать господство в воздухе. Однако ему не удалось достичь главной цели — сломить высокий моральный дух советских летчиков, их непоколебимую стойкость, стремление выполнить боевую задачу любой ценой.

Ученик. В первом налете утром 22 июня участвовало около 800 бомбардировщиков и до 500 истребителей врага. Отражая первый и последующие налеты авиации противника, наши летчики смело вступали в воздушные бои. В этих боях, наряду с применением оружия, советские летчики успешно применяли и таранные удары по вражеским самолетам, стремясь любыми средствами предотвратить удары фашистской авиации по нашим войскам и объектам тыла.

Ученик. Опыт первых двух месяцев войны убедительно показал, что в руках Ставки ВГК должен быть постоянный авиационный резерв, маневрируя которым можно последовательно переносить усилия авиации с одного направления на другое и, не имея общего превосходства в силах, завоевывать господство в воздухе на отдельных направлениях, отражать удары наступавших войск противника, решать внезапно возникавшие задачи.

Ученик. Так это было, например, в ходе контрнаступления под Москвой и под Сталинградом. В качестве такого резерва авиации до осени 1942 года создавались резервные, ударные, маневренные и другие авиационные группы и даже авиационные армии РВГК. С августа по октябрь 1941 года было сформировано шесть резервных, а с марта по апрель 1942 года — десять ударных авиационных групп РВГК. Три авиационные армии РВГК были сформированы в июле 1942 года.

Ученик Завоевание стратегического господства в воздухе в 1943 году явилось важнейшим условием успешного проведения ряда крупнейших стратегических наступательных операций Советскими Вооруженными Силами в третьем периоде Великой Отечественной войны. При этом решающая роль в этой борьбе принадлежала истребительной авиации. Это положение актуально, и в наши дни. Успех действий сухопутных войск еще в большей степени стал зависеть от того, кто владеет инициативой в воздухе.

Ученик. Советские летчики летали днем и ночью, действовали в сложных метеорологических условиях. Им был присущ высокий моральный дух, глубокая идейная убежденность, ненависть к врагу, готовность к самопожертвованию. Только советские летчики были способны и шли на таран.

Ученик. Уже в первый день войны советские летчики-истребители самоотверженно таранили 16 вражеских самолетов. При этом шестеро из них остались живы. Тремя первыми советскими летчиками, получившими в ходе начавшейся войны Героя Советского Союза, были летчики-истребители — М.И. Жуков, С.И. Здоровцев и П.Т. Харитонов. Они получили свои награды 8 июля 1941 года.

(Театрализованное представление учащихся от первого лица)

Ученик 1. Я летчик Александр Иванович Покрышкин, совершая разведывательный полет с напарником в районе реки Прут на границе с Румынией, вступил в бой с пятью "мессершмиттами" и хотя его МиГ-3 был поврежден в схватке, сумел сбить Ме-109.

Ученик 2. Однако советские летчики очень скоро разгадали тактические приемы противника. Были внесены определенные коррективы в действия истребителей и уже на второй день боев летчики авиационного полка, которым командовал А.И. Покрышкин, сбили 30 немецких самолетов, не потеряв ни одного своего.

Ученик 3. Известно, что А.И. Покрышкин старательно и творчески лично отрабатывал тактические приемы воздушного боя, внимательно изучал тактику противника, охотно делился своим опытом с молодыми летчиками, собиравшимися вечерами у него в палатке. Эффективность такого обучения наглядно подтверждается всего одним фактом: 30 летчиков, которые участвовали в первых боях под руководством А.И. Покрышкина, стали впоследствии Героями Советского Союза, а шестеро из них дважды удостоились Золотой Звезды Героя. За время войны только они уничтожили 500 немецких самолетов.

Ученик 4. Я старший лейтенант Александр Константинович Горовцев, вступил в бой с 20-ю немецкими бомбардировщиками, в котором решительно атаковал их и сбивал в каждой атаке по самолету, пока не израсходовал все боеприпасы. Уничтожил в одном воздушном бою девять вражеских машин. За этот подвиг мне было присвоено звание Героя Советского Союза.

Ученик 5. Я летчик Алексей Петрович Маресьев, летал с протезами на обеих ногах, вел воздушные бои, стремился уничтожить врага в любых условиях и одерживал в них блестящие победы. Только за два дня в боях на Курской дуге сбил пять фашистских самолетов и был удостоен звания Героя Советского Союза.

Ученик 6. Я летчик Александр Николаевич Ефимов, назначен в 1943 году командиром эскадрильи, когда мне исполнилось всего 20 лет. Я не только лично сам метко разил врага на земле, но и успешно сбивал истребители противника в воздушных боях.

Ученик 7. Я Советский ас Иван Никитович Кожедуб, получивший боевое крещение в битве под Курском, к концу войны имел на своем боевом счету более 60 уничтоженных фашистских самолетов. В битве за Берлин сбил свой 62-й самолет, которым оказался реактивный истребитель "мессершмитт-262".

Ученик 8. Я летчик-истребитель, генерал-лейтенант Василий Федорович Голубев: 9 мая, в день, когда уже был подписан акт о капитуляции Германии, сбил над Прагой "Ме-109". Это был последний самолет, сбитый в воздушном бою во второй мировой войне на Европейском театре.

Ученик 9. Я летчик-истребитель, полковник Петр Тимофеевич Харитонов:

“В тот день, 25 августа 1941-го, помню, шел дождь. Я и лейтенант Иозица - странная фамилия у него была, чешская, кажется, - сидели на поле в готовности номер один. К самолетам привезли обед. Но поесть нам так и не удалось: было приказано срочно вылететь на перехват фашистских бомбардировщиков, направляющихся к Ленинграду.

Поднявшись в воздух, мы сразу же обнаружили самолеты противника и, подойдя к ним поближе, завязали бой. Фашисты не ожидали столь стремительного нападения и на какое-то мгновение замешкались. Это решило исход боя. Через несколько минут оба бомбардировщика были сбиты, а третий, тоже изрядно изрешеченный, лег на обратный курс. Я лечу над ним и веду огонь с возможно более близкой дистанции. Противник, естественно, огрызается, и мне приходится постоянно маневрировать. Но вот боезапас израсходован. Что делать? Кружусь над этим проклятым “Хенкейлем-111”, размышлять особенно некогда, чувствую, еще немного и уйдет. Принимаю решение - таранить. Падаю вниз, выжимая из “ишачка” всю возможную скорость, рублю плоскостью по хвостовому оперению бомбардировщика. Конечно, обе машины потеряли управление… Еле выбрался из кабины.

Ученик 10. Я девятнадцатилетний комсомолец-сибиряк Николай Тотмин, в жестоком бою в районе Рожкополья с двенадцатью вражескими самолетами израсходовал весь боезапас. Можно было попытаться уйти от противника, и никто не упрекнул бы меня за это. Но я рассудил иначе: я должен драться до последнего вздоха. Кончились патроны, но есть таран. И я пошел на лобовой таран!. Вражеский пилот попытался увернуться от удара, но не успел, и мой советский истребитель врезался в неприятельскую машину. Я каким-то непостижимым чудом уцелел и спустился на парашюте.

Ученик 11. Нетрудно представить себе даже неосведомленному человеку, что такое лобовой таран. Это - верная смерть. Две машины на огромной скорости несутся навстречу друг другу. Счет жизни измеряется секундами. У кого окажутся крепче нервы? Кто сдаст первым? Но и в случае, если кто-то свернет первым, возможность столкновения велика. Тотмин же шел именно на лобовой таран и сделал все возможное, чтобы противник не уклонился от удара. Такого в истории мировой авиации еще не было.

Ученик 12. Таранные удары в воздухе прочно вошли в практику боя летного состава всех родов авиации. Более 600 раз прибегали к нему наши летчики. И это не было жестом отчаяния, как пытаются представить в настоящее время таранные удары на Западе. Они стали одним из тактических приемов боя, требовавшим высочайшего мастерства и большой самоотверженности. Ряд наших летчиков-истребителей мастерски владели этим приемом, как, например, лейтенант А.С. Хлобыстов, который за один вылет успешно таранил два самолета противника. Лейтенант В.В. Талалихин таранил Ю-88 во время ночного налета немцев на Москву. Летчик С. Дроздов в небе Курска на подбитом штурмовике в воздушном бою отрубил хвостовое оперение истребителя противника. Всего в ходе Великой Отечественной войны летчики-истребители применили воздушный таран в бою 598 раз, штурмовики — 19 раз и бомбардировщики — 18 раз.

Учитель. Эти герои – летчики могли жить в наше время, но им довелось жить в суровое время войны и проявить свои лучшие качества. Человек привыкает ко всему, но к войне и горю привыкнуть нельзя, их можно пережить благодаря поддержке близких и найти минуту, чтобы прочитать и написать письмо, или послушать любимую песню и немного отвлечься, и хотя бы мысленно вернуться к прежней жизни

(Исполняется песня о военных летчиках)

Ученик. В марте 1942 года французский национальный освободительный комитет “Сражающаяся Франция” обратился к властям Советского Союза с предложением направить в СССР группу французских лётчиков и авиационных механиков для участия в боевых действиях против Германии. 25 ноября1942 года было подписано советско-французское соглашение о формировании на территории СССР французской авиационной эскадрильи. Эскадрилья была сформирована 4 декабря в г.Иваново. По желанию личного состава военному соединению было присвоено наименование Нормандия”.

Фрагмент видеофильмаНормандия-Неман” о летчиках Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (1 мин)

(Театрализованное представление учащихся от первого лица)

Группа учащихся. Нас 72 французских добровольца (14 лётчиков и 58 авиамехаников) и 17 советских авиамехаников. Нашу эскадрилью укомплектовали истребителямиЯк-1, позднее Як-9 и Як-3. после освоения личным составом боевой техники эскадрилья нас направили на Западный фронт, где мы были включены в состав 303-й истребительной авиадивизии1-й воздушной армии и летали вместе с советскими летчиками.

Группа учащихся. За успешное участие в боях по форсированию Немана приказом Верховного Главнокомандующего советскими Вооружёнными силами И. В. Сталиным нашему полку было присвоено почётное наименование “Неманский”, и он стал называться полком “Нормандия-Неман”.

(Исполняется песня о военных летчиках на французском языке)

Ученик 1. За время боевых действий на советско-германском фронте Второй мировой войны мы совершили 5240 боевых вылетов. Потери за время ведения боевых действий составили 42 лётчика. Всего за время ведения боевых действий через эскадрилью прошло 96 человек боевого личного состава.

Ученик 2. На Як-3 вдвоем можно драться против четверых, а вчетвером против шестнадцати. Летая на таких машинах, чувствуешь себя в воздухе полным хозяином.

Ученик 3. Яркой иллюстрацией к этим словам был воздушный бой 15 октября 1944 г. В этом бою эскадрилья Марселя Альбера встретила 20 немецких бомбардировщиков, шедших под прикрытием шести истребителей. Шесть бомбардировщиков и три истребителя противника были сбиты. На следующий день, 16 октября 1944 г., французы на Як-3 добились еще более потрясающего успеха: сбили 29 немецких самолетов без единой потери со своей стороны. Полк "Нормандия-Неман" действовал в тесном содружестве с советскими летчиками.

Ученик 4. Мы прошли боевой путь от Подмосковья до берегов Балтийского моря, участвовали в освобождении Орла, Брянска, Смоленска, Белоруссии и Литвы, в овладении Гумбинненом, Кенигсбергом и другими городами.

Ученик 5. Всего в период пребывания полка “Нормандия-Неман” в Советском Союзе 76 летчиков, принимавших участие в боевых действиях, были награждены советскими орденами, а полк – орденами Красного Знамени и Александра Невского. К концу войны от первого состава эскадрильи “Нормандия” в живых осталось всего трое.

Учитель. Авиаторы всегда пользовались всенародной любовью. Их по праву называли золотым фондом нации, “сталинскими соколами”. Известны слова И.В. Сталина, сказанные в январе 1939 года: "Должен признаться, что я люблю летчиков. Если я узнаю, что какого-нибудь летчика обижают, у меня прямо сердце болит."

Ученик.

Есть у России сыновья!
Они всегда достойно ей служили.
И те, что честно голову сложили,
И те, что тихо умерли от ран,
И те, что до сих пор остались живы…

Ученик. С полным основанием можно утверждать, что сегодняшнее поколение авиаторов, воспитанное на славных и богатых традициях советских летчиков военного поколения, так же надежно и самоотверженно будет защищать интересы нашей Родины, проявлять героизм, совершать подвиги, действовать в боевой обстановке по законам боевого товарищества, которым неизменно руководствовались летчики в годы Великой Отечественной войны.

Учитель. У тех, кто не помнит прошлого, нет будущего. Мы должны твердо знать и помнить тех, кто подарил нам мир и счастье, кто защищал Родину, не жалея своей жизни.

Литература.

  1. Алещенко Н.М. Во имя победы. - М., 1985. - С. 28.
  2. Великая Отечественная война Советского Союза. 1941 – 1945гг. Краткая история. – М., 1965. С. 245.
  3. Историография Великой Отечественной войны. Сборник статей. – М., 1980. – С. 178.
  4. Истории советских летчиков ВОВ. – М., 1960 – 1965. Т. 1-6. С. 186.

Интернет-ресурс.