"Сравнение безударных окончаний имен прилагательных женского и мужского рода". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цель урока: учить правописанию окончаний имён прилагательных мужского и женского рода в безударном положении путём их сопоставления.

Задачи урока:

Oбразовательные:

  • учить сопоставлять безударные окончания имён прилагательных женского рода (-ой, -ей) с окончаниями имён прилагательных мужского рода (-ый, -ий)
  • упражнять в правописании имён прилагательных мужского и женского рода в безударном положении
  • упражнять в склонении имён прилагательных
  • способствовать обогащению словарного запаса детей
  • осознание практической необходимости правильного написания безударных падежных окончаний имён прилагательных

Развивающие:

  • развивать устную речь учащихся
  • совершенствовать культуру речи детей
  • развивать орфографическую зоркость
  • расширять кругозор младших школьников
  • развивать мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать выводы
  • развивать интерес к изучаемому предмету

Воспитательные:

  • воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания, любознательности и пытливости в процессе учения
  • воспитание умения работать в коллективе

Оборудование урока: демонстрационная карточка с буквами для чистописания, иллюстрации с изображением ромашки, ягоды малины, зимнего пейзажа, лисицы.

Ход урока

I. Организация учащихся, сообщение темы и цели.

Какую часть речи изучаем? имя прилагательное Сегодня продолжим работу над этой частью речи. Какую часть слова вы учитесь правильно писать? окончание На уроке мы сравним правописание безударных окончаний имён прилагательных женского и мужского рода, научимся правильно их писать, но сначала повторим уже изученное.

II. Основная часть.

1. Оформление тетрадей.

Запись числа, объяснение правописания орфограмм в написанных словах, нахождение среди написанных слов словарных.

2. Словарная работа.

Как по-другому называют слова из словаря? Сейчас в кроссворд запишем некоторые из них. Если правильно напишете каждое слово, то в выделенных клетках появится новое слово из словаря. Вызванный ученик заполняет кроссворд на доске, а остальные пишут слова в тетрадях. Ученик произносит слово с ударением, называет ударный гласный и букву, которую нужно запомнить. Слова в кроссворде заполняются только по горизонтали, начиная сверху. В выделенных клетках по вертикали образуется слово “семена”.

По горизонтали:

1. Он бывает речным, морским и даже сахарным. Песок

2. Про неё говорят белоствольная, кудрявая, стройная. Берёза

3. Какой это мастер на стёкла нанёс и листья, и травы, и заросли роз? Мороз

4.

Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?
Картофель

5.

Закончите фразу в рифму:
Не жалей труда и сил
И имей терпение,
Чтобы из земли в горшке
Выросло растение.

6. Про неё мы можем сказать: плохая, хорошая, солнечная, ветреная, дождливая. Её прогнозом мы интересуемся каждый день. Погода

Какое слово появилось в выделенных клетках? Семена Произнесите его с ударением, назовите ударный звук и букву, которую нужно запомнить. Какая ещё орфограмма есть в этом слове?

3. Чистописание.

Вспомним, как нужно правильно писать строчную букву “е”. На доске демонстрационная карточка с буквами и рисунок ветки дерева на двух строках. Сначала необходимо с помощью карточки проанализировать написание буквы. Что нарисовано? Нарисуйте такую же ветку в тетради. В какое время года бывают такие ветки? Превратим её в летнюю. Что нужно ещё нарисовать? А листья будут такие...Написать несколько строчных букв “е” вокруг нарисованной ветки. Соединим правильно букву “е” с другими буквами в словах. Напишем слово “ветка”. Показать написание слова на доске. У каких растений есть ветки? Пишем слово “дерево”. Как называют место, где растёт много деревьев? Пишем слово “лес”.

4. Физминутка.

5. Объяснение нового материала.

Продолжим урок. В тетради мы записали разные слова. К какой части речи все они относятся? Какие ещё части речи знаете? Что такое имя прилагательное? Что значит просклонять имя прилагательное? Какая часть слова при этом изменяется? Попробуйте самостоятельно просклонять словосочетания “свежий зелёный (лес)”, “свежая зелёная (ветка)”. На доске заранее написать и закрыть названия падежей с дополнительными словами, рядом с падежами – вопросы и окончания прилагательных мужского и женского рода. Дети 1-го и 2-го рядов склоняют прилагательные мужского рода, а 3-его и 4-ого – женского. Сначала назовите падежи с дополнительными словами-помощниками.

И.п. (есть)

Р.п. (нет)

Д.п. (дать)

В.п. (вижу)

Т.п. (доволен)

П.п. (думаю)

Запишем их в тетрадь с комментированием. Ученик проговаривает вслух, остальные пишут в тетрадях. Теперь просклоняйте имена прилагательные, написав сначала вопрос. У имён прилагательных выделите окончания...

Проверим. Имена прилагательные какого рода вы просклоняли? Мужского и женского.

Назовите только вопрос и окончания имён прилагательных в каждом падеже. Отвечают 2 ученика.

Давайте сравним безударные окончания имён прилагательных мужского и женского рода.

Открыть запись на доске. Cначала обратим внимание на вопросы. Что вы заметили? Встречается один и то же вопрос. Назовите этот вопрос. Напишем его посередине следующей строки: какой?

В каких падежах его использовали для прилагательных мужского рода? И.п., В.п. Для прилагательных женского рода? Р.п., Д.п., Т.п., П.п.

Какие безударные окончания имеют прилагательные мужского рода, отвечающие на вопрос “какой”? -ий, -ый А женского рода? -ой, -ей

Одновременно ведётся запись на доске и в тетрадях:

Какой?, муж., И.п., В.п., -ий, ый

Какой?, жен., Р.п., Д.п., Т.п., П.п., -ой, ей

Какое окончание имеет вопрос? Сравните окончание вопроса и окончания имён прилагательных мужского рода и женского рода. Какой вывод можно сделать? Окончание вопроса и окончания имён прилагательных женского рода в Р., Д., Т., П. падежах одинаковые. Что сейчас делали? Прочитаем сведения по теме урока в учебнике.

6. Закрепление.

А теперь закрепим полученные знания и выполним упражнения.

1) Я буду показывать картинку с изображением предмета, а вы должны подобрать подходящее имя прилагательное и записать в тетрадь словосочетание по схеме “прилагательное+существительное”. Запись ведите в столбик.

  • картинка с изображением ромашки: подберите прилагательное, обозначающее признак этого предмета по цвету
  • картинка с изображением ягоды малины: подберите прилагательное, обозначающее признак этого предмета по вкусу
  • картинка с изображением зимнего пейзажа: подберите прилагательное, обозначающее признак этого времени года по температуре
  • картинка с изображением лисицы: подберите прилагательное, обозначающее признак по окрасу шерсти

Прочитайте написанные словосочетания. Возьмите карточки, которые лежат на партах. Прочитайте названия падежей. Д.п., Т.п., Р.п., П.п. Напишите слова первого словосочетания в Д.п., второго – в Т.п., третьего – в Р.п., четвёртого – в П.п. Выделите окончания у имён прилагательных.

Проверим. Прилагательные какого рода в написанных словосочетаниях? В каких падежах вы их написали? На какой вопрос отвечают прилагательные женского рода в Р., Д., Т., П. падежах? Какие имеют окончания? Называйте падеж, дополнительное слово, словосочетания, чётко произнося окончания слов, назовите окончание прилагательного.

2) Будем работать по учебнику. Т.Г.Рамзаева “Русский язык. 4 класс” с.147 упр.334

Прочитайте произведение.

  • К какому жанру оно относится?
  • Как называется?
  • В каком месяце выпадает первый снег?
  • Как по-другому можно назвать стихотворение?
  • Прочитайте задание под текстом стихотворения.
  • Как вы поняли, что нужно сделать?

Прочитайте первое четверостишье и назовите имена прилагательные. Пустынный.

Найдите имя существительное, с которым оно связано, и назовите словосочетание.

Объясните написание окончания имени прилагательного. –ый, так как в муж. р. в В.п.

III. Домашнее задание.

Данное упражнение предлагается для домашнего задания.

IV. Итог урока.

Итак, какую часть слова у имён прилагательных учились писать? Окончания имён прилагательных какого рода сравнивали? Что узнали о правописании окончаний имён прилагательных мужского рода, женского рода? Понравился ли вам наш урок? Что понравилось, запомнилось? Что показалось трудным?

Поблагодарить детей за работу на уроке, оценить ответы.