Предметно-развивающая среда при изучении английского языка с детьми дошкольного возраста

Разделы: Иностранные языки


Введение

Помоги мне сделать это самому.
Мария Монтессори.

Мы привыкли думать, что самое главное – это научить ребенка чему-то, дать ему определенный “багаж” знаний, а лучше всех это сделать сможет только учитель. Но мы совершенно забываем, что не только учитель, но и сам ребенок может учиться, постигать, решать, думать, и помочь в этом ему может не только учитель, но и сам малыш, а также то, что его окружает.

По мнению выдающегося итальянского педагога Марии Монтессори, новая педагогическая проблема заключается, прежде всего в следующем: организовать среду, соответствующую потребностям деятельного ребенка. Необходимость ее очевидна: если место занятий занимает непосредственная деятельность самого ребенка, то нужно предоставить этой деятельности внешний материал, при помощи которого она может проявляться. Задача педагога – предоставить возможность получения оптимального для каждого ребенка объема информации, усвоения и закрепления полученных знаний в систематических ежедневных самостоятельных упражнениях. Помочь в этом может развивающая среда. Ведь знания – это не самое главное. Необходимо предоставить ребенку условия для развития, разбудить его дух познания, а все остальное приложиться.

Раздел 1.

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Предметно-развивающая среда – это необходимый инструмент в организации педагогического процесса. Она стала неотъемлимой частью образования. Ее необходимо организовать так, чтобы она помогала в работе с детьми, а не отвлекала от работы, чтобы она гармонично вписывалась в образовательный процесс, а не нарушала его.

Поиск новых педагогических технологий личностно-ориентированной педагогики и взаимодействия между педагогом и ребенком заставил по-новому посмотреть на функции предметной среды и определить место педагога и ребенка в этой среде.

Существуют следующие функции предметно-развивающей среды:

1. Организующая (как предметы расположены, в каком порядке, для какой цели).

2. Воспитывающая (воспитание отношения друг к другу педагога и ребенка, ребенка и ребенка, ребенка и материала, используемого на занятии или уроке).

3. Развивающая (какие психические и познавательные процессы задействованы на занятии, и как они развиваются при работе ребенка с материалами).

В данной таблице показана структура построения среды, что нужно учитывать при ее создании.

Если среда носит название “предметно-развивающая”, то понятно, что предметы, которые входят в нее не могут быть просто какими-то игрушками, кубиками, картинками. Они должны развивать что-то в детях. Что?

Это могут быть:

1. Представления о культуре стран изучаемого языка:

а) литература (сказки, потешки, стихи, рассказы, скороговорки);

б) музыка (песни, танцы, музыкальные инструменты);

в) обычаи и нравы жителей англоязычных стран (образ жизни, работа, досуг, учеба, игры детей, спорт).

2. Интеллектуальные способности:

а) собственно иностранный язык, как средство общения;

б) познавательные (растительный и животный мир, птицы, насекомые, особенности климата, география).

3. Психические процессы:

а) память;

б) внимание;

в) мышление.

Развитие психических процессов поспособствует общему развитию ребенка, что окажет ему большую помощь при учебе в школе.

4. Личностные качества:

а) доброта друг к другу при выполнении заданий и пользовании материалами из среды (уступить, поблагодарить, одолжить);

б) любовь к людям другой страны, национальности, привычек, уклада жизни, принятия другого человека таким, какой он есть;

в) уважение к носителю другого языка, как к личности с его особенностями.

При построении предметно-развивающей среды необходимо учитывать следующие принципы:

1. Принцип эстетики.

2. Принцип интеграции с другими образовательными областями в ДОУ.

3. Принцип возрастного учета.

4. Принцип целесообразности.

5. Принцип дифференциации обучения и развития ребенка.

6. Принцип наглядности.

7. Принцип позитива.

Рассмотрим данные принципы по-порядку.

1. Принцип эстетики.

Материалы, используемые в работе с детьми, должны иметь красивый внешний вид. Если педагог пытается развить у ребенка эстетический вкус, это невозможно сделать если у материалов, с которыми он соприкасается на занятии, уроке или в режимных моментах, будет неряшливый, некрасивый, убогий вид. Это не будет способствовать восприятию ребенком лексики, звуков. Информация на карточке или картинке, которая с трудом воспринимается зрительно и тактильно, не оправдывает своей цели ни обучающей, ни воспитывающей. Психологически это будет ребенка отталкивать от образовательного процесса.

2. Принцип интеграции с другими образовательными областями в ДОУ.

Взаимодействие между образовательными системами, программами в ДОУ находит свое широкое применение при построении предметно-развивающей среды. Педагог иностранного языка, продумывая работу с детьми, учитывает тематические особенности педагогического процесса. Такие темы, как “Моя семья”, “Животные”, “Погода”, “Цвета”, “Цифры”, “Игрушки” отражаются в других образовательных областях таких, как “Художественная деятельность”, “Познание”, “Социализация”, “Музыка”, “Коммуникация”. Поэтому, педагог использует тематические карточки, игрушки, литературных персонажей английского фольклора, картинки, спортивную атрибутику, маски с животными, рамки-вкладыши, пазлы, строительные наборы, детскую посуду и так далее во взаимной работе с воспитателями, физинструктором, музыкальным руководителем.

Интеграция в использовании материалов среды (групповой и по изучению иностранного языка) способствует лучшему усвоению и развитию коммуникативных умений и навыков у детей. Образовательный процесс идет в одном русле, наблюдается некая общность в организации обучения детей.

3. Принцип возрастного учета.

В основном педагог иностранного языка занимается с группой детей одного возраста. Это дети старшей группы или подготовительной. Но в некоторых детских садах есть разновозрастные группы. Все это необходимо учитывать не только при построении образовательного процесса, но и при создании развивающей среды.

Работать с материалами среды должно быть интересно детям разных возрастов. Они должны соответствовать их уровню развития, восприятия и понимания.

Например, “Building blocks” будут интересны и малышам, и детям постарше. Содержание некоторых тематических карточек смогут освоить только старшие дошкольники. Деткам младшего возраста нужно будет сопоставлять содержание карточки на родном языке, а затем на английском.

4. Принцип целесообразности.

Прежде чем вносить какой-то материал в развивающую среду, педагогу следует спросить себя: “Зачем этот материал нужен?”, “Какая у него цель?”, “Для какого возраста он белее необходим?”, “Поможет ли эта карточка, игрушка в освоении иностранного языка?”.

Если педагог не собирается обучать детей буквам английского алфавита, то зачем они тогда присутствуют в развивающей среде? У материалов должна быть своего рода гармоничность и взаимосвязь друг с другом и с общими целями обучения иностранному языку. Если эта связь не прослеживается, то какой смысл эти материалы держать ?

5. Принцип дифференциации развития и обучения ребенка.

У каждого ребенка свой путь развития и обучения. Одни детки одарены в изучении иностранных языков, другим этот процесс дается сложнее. Поэтому в развивающей среде должны быть материалы и простые в использовании, и сложные по содержанию (особенно если группа разновозрастная).

6. Принцип наглядности.

У детей дошкольного возраста сильно развито зрительное восприятие предметов и явлений. То, что они могут созерцать своими глазками, намного более прочно усваивается мозгом. Поэтому наглядность нужно широко использовать в процессе изучения иностранного языка. Лучше всего, если наглядный материал будет:

1. Эстетичным;

2. Ярким по цветовой гамме;

3. Соответствующий тематике изучаемого материала;

4. Оригинальным по содержанию и оформлению.

7. Принцип позитива.

Все, что педагог делает с детьми, должно вызывать у ребенка только положительные эмоции. Невозможно общаться с ребенком, если у педагога грубый голос, неряшливый вид, грязь под ногтями, слишком серьезное выражение лица, отсутствует мимика, блеск в глазах. Такому педагогу (а он также является частью развивающей среды) будет нелегко не только обучать детей чему-то, но и вообще общаться с ними.

Все содержание предметно-развивающей среды должно способствовать повышению интереса у ребенка к изучению иностранного языка, а не подавлять его стремления и действия.

Если на карточке черного цвета изображен какой-нибудь страшный гоблин, это не вызовет положительных эмоций. Если на занятии нет атмосферы доброжелательности или присутствует авторитарный тип общения, он не будет играть в игру или петь английскую песенку с удовольствием.

Ребенок, конечно, будет выполнять задания, но без “сердца”.

Кроме того, предметно-развивающую среду можно разнообразить если учитывать следующие компоненты:

Предметно-пространственный компонент включает в себя предметы, мебель, помещение, внешнюю обстановку. Основной вид деятельности дошкольников – предметно-игровая, в старшем дошкольном возрасте добавляется учебная деятельность.

Именно поэтому все окружающие предметы участвуют в создании развивающей среды.

В группе или в комнате, где проходят занятия по английскому языку, есть свой уголок, где присутствуют детские книжки на английском языке, сидят куклы-англичане, висит карта Австралии (или другой англоязычной страны). Кроме того используются разнообразные предметы для обучения: тематические карточки, игрушки, дидактические игры, строительные кубики, фигурки животных, птиц, пазлы, рамки-вкладыши и так далее.

Социальный компонент включает в себя различные формы взаимодействия педагога и ребенка, а также ребенка и ребенка. Самым главным компонентом является, безусловно, ребенок, как языковая личность. В дошкольном возрасте ребенок усваивает социальные нормы, поэтому роль педагога – помочь ребенку овладеть этими социальными нормами, создать так среду, чтобы он мог себя реализовать как личность. В этом свою роль будет играть взаимодействие между детьми, педагогом по английскому языку и другими специалистами в ДОУ.

Технологический компонент включает в себя содержание программы, методы, формы и средства обучения. В основе образовательного процесса будет лежать обучающая ситуация. Все ситуации должны быть максимально приближены к реальности. Отбор лексических единиц должны быть в соответствии с изучаемой темой, степенью усвоения ребенком материалом, потребностью детей. Некоторые обучающие ситуации можно использовать в режимных моментах. С большинством из них можно работать круглый год, комбинируя их друг с другом, повторяя уже изученные, в зависимости от того, как дети усваивают материал.

Игры, песенки, народные стихи помогают создать благоприятную атмосферу и воссоздать частичку англоязычного мира на занятии.

Также подойдут для работы с детьми технические средства (компьютерные игры, развивающие программы). Они вносят элемент заинтересованности, помогают концентрировать внимание детей, обеспечивают разнообразие в процессе освоения языка.

Развивающий компонент включает задания и упражнения, в результате выполнения которых дети усваивают английские лексические единицы в потоке речи, слушают английскую речь и пр. Они направлены на развитие фонематического слуха, зрительной и слуховой памяти, мелкой моторики кистей рук, осязания, обоняния, внимания, мышления.

Немаловажную роль играют также задания творческого характера (рисование, лепка, аппликация, музыкальные занятия).

Создавать предметно-развивающую среду можно двумя способами:

1. Среду создает сам педагог (особенно на начальном этапе обучения, когда педагог предлагает ребенку уже готовый материал).

2. Среду можно создавать вместе с детьми (творческие работы детей, которые можно использовать в качестве наглядного материала. Это: тематические словарики из рисунков детей “My first English vocabulary”, книжки-малышки с изображением героев или событий “Our jungle’s book”, коллективные аппликации по тематике, лепка предметов. Совместное участие и деятельность педагога и детей расширяет их взаимодействие как в образовательном процессе, так и в социальных отношениях.

Основной принцип Монтессори-педагогики- подвигнуть ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. В группах ребенок учится самостоятельно с помощью специально разработанной среды. Ребенок сам видит свои ошибки. Поскольку я педагог английского языка, я решила попробовать воплотить методы М.Монтессори в своей деятельности.

В моей группе я разрабатываю развивающую среду иностранного языка. За основу я взяла зону развития речи, обучения письму и чтению, зону сенсорного воспитания. Конечно, освоение любого языка затрагивает все стороны развития человека, ведь речь играет важнейшую роль в становлении личности, поэтому не обойтись и без зоны космического воспитания и зоны обучения математике.

Дети любят работать руками. Этому придается большое значение. Ведь руки – инструмент человеческого интеллекта. Моим ребятам нравятся рамки-вкладыши. Используя их в работе не только развивается мелкая моторика, внимание, логика, но дети учатся называть по-английски цвет, величину: (red, black... It’s a big star. It’s a small circle), но и составлять предложения и словосочетания (It’s a big pink oval. I like this green star. A red house, a nice purple cup). Здесь же идет связь с математикой (Count the figures... One, two three.) работает мышление (Find the star. What is missing?).

Особую помощь предоставляют шершавые буквы английского алфавита (как в системе Монтессори). Дети не просто учат буквы. Но с обучением идет и развитие сенсорики. Хочу предложить упражнения, которые я использую в работе с детьми по усвоению букв английского алфавита (как разработала М.Монтессори).

Обводить буквы указательным и длинным пальцами, произносить их и складывать в стопку.

Положить буквы на те предметы или раздать их детям, в именах которых встречаются такие буквы или звуки.

Карточки лежат “лицом” вниз. Ребенок переворачивает, обводит букву, произносит, говорит слово, которое с нее начинается.

Карточки лежат “лицом” вверх. Ребенок закрытыми глазами обводит букву и называет ее.

Прямая цель этих упражнений: связать форму букв с их звучанием.

Косвенная цель: подготовка к письму.

При изучении темы “Цвет” я использую цветные таблички.

Прямая цель – различие основных цветов.

Косвенная цель: развитие тонкой моторики. Какие упражнения я использую?

Работа с табличками нескольких цветов (бабочки, звезды, домики основных цветов). Нужно расположить таблички в ряд по вертикали или по диагонали, сложить спираль (ребенок берет цветные карточки, например бабочки, называет цвет и выкладывает их в спираль a red butterfly, a blue butterfly).

Выбрать какую-либо цветную карточку (a yellow house) затем ребенок находит из остальных табличек предметы такого же цвета: (a yellow star, a yellow house, a yellow leaf).

Найти предмет такого же цвета, как этот. Например: (a blue house – a blue pen, a brown leaf – a brown pencil).

Смешивание цветов. Все таблички лежат в одной корзине. Задание: На какой цветок должна прилететь бабочка? (a pink butterfly – a pink flower).

Разложить таблички желтого, красного, голубого цветов. Остальные таблички разложить в разные места комнаты. Ребенка просят принести табличку такого же цвета.

Что касается упражнений в социальной жизни, то они могут способствовать освоению ребенком многообразия форм поведения в обществе. Я использую беседу, ролевые игры, кукольный театр, игры: (“Greetings”, “My family”, “My friends”, “Our pets”. Через многообразие возможностей языка, мимики и жестов можно показать образцы поведения в различных ситуациях. Мои детки в группе любят кукольный театр. Совсем небольшие простые диалоги между животными-куклами помогают усваивать разговорные клише. В системе Монтессори подобные упражнения в социальной жизни проводились на родном языке на линии перед началом занятий.

- Hello, fox.

- Hello, dog.

- How are you?

- I’m fine, thank you.

- And how are you?

- I’m fine.

- Good-bye.

- Good-bye.

В мини среде космического воспитания дети знакомятся с основами таких наук как астрономия, анатомия, география, ботаника. Ребенок учится воспринимать мир как целое, узнает страны и континенты, названия морей и океанов, а также особенности жизни растений, животных и человека. Для этого вида познания М.Монтессори и создала эту развивающую зону.

Конечно, все это помогает и в усвоении иностранного языка. Для этого создается интересный развивающий материал: картинки, пазлы, географические карты и флаги англоязычных стран, всего не перечислить.

Занятия по страноведению очень обогащают и словарный запас, тем более на иностранном языке. Также они развивают кругозор и уважительное отношение к природе и культуре другой страны. Ниже приводится схема, используя которую дети узнают об англоязычных странах.

Мария Монтессори не считала математику каким-то особым сложным явлением, что постичь эту науку могут только одаренные люди. Однако многое в нашей жизни связано с математикой. В обучении счету на английском языке мне помогают шершавые цифры. Упражнения с ними можно выполнять аналогично заданиям по обучению буквам, например:

Обвести цифру указательным и длинным пальцами.

Назвать цифры по степени убывания

Соедини карточку с цифрой с определенным количеством предметов.

Выложить карточки с цифрами в разных направлениях, в правильном порядке.

Можно придумать какие-то дополнительные упражнения, пусть ваша фантазия работает “на ура”.

Также дети узнают элементарные пространственные отношения, например, ориентировка в пространстве (Come to me, turn right, jump around yourself ).

Часто я использую очень известный детский стишок

“Nick and Andy
Sugar and candy
I say... (jump, turn, go to..., dance, run to) как превосходную хороводную игру.

Конечно, дети занимаются с материалами и индивидуально. Это исходит и из собственных потребностей, да и есть ребятки, которые любят читать, рисовать, обводить, складывать что-то сами. По системе Монтессори взрослый не сидит за столом. А проводит время в индивидуальных занятиях с детьми, и вмешивается в работу только когда есть необходимость. Я использую это в работе. Ведь индивидуально можно больше сблизиьбся с ребенком, что-то объяснить, пояснить да и просто пообщаться за приятной работой.

М. Монтессори уделяла большое внимание развитию самостоятельности ребенка. Уверена, что в этом помогает и творческая деятельность на английском языке. Занятия с ее использованием получаются яркими и неординарными. Здесь можно использовать много средств и приемов. Мои детки любят рисовать и лепить. Например, разучивая стишок “Rain, rain “ мы рисовали дождь. Изучая животных Африки, делали коллаж, творческий альбом, где иллюстрациями служили детские рисунки. С помощью игрушек, слепленных из пластилина, разыгрывали сценки. Вы представляете этот трудоемкий и в то же время интересный процесс для ребенка 5-6 лет! Ему нужно не только слепить лисичку или медвежонка, но и поиграть с ними, используя знакомые английские фразы и слова. Сколько операций проделывает мозг!

Конечно, иногда приходится интегрировать, искать новые подходы, приспосабливать обучение к местным условиям и индивидуальному развитию детей. Но главное, что весь процесс овладения иностранным языком будет помогать развивать гармоничную личность ребенка, психически, физически и эмоционально здорового.

Приложение 1.

Список развивающих материалов и инструментов при создании предметно-развивающей среды по английскому языку в МБДОУ ЦРР-ДС №36 “Аленький цветочек”.

- английский алфавит;

- разрезные карточки с буквами английского алфавита;

- пазлы;

- рамки-вкладыши;

- предметные тематические картинки;

- географическая карта, глобус, флаги англоязычных стран;

- художественные материалы (краски, цветные карандаши, бумага для рисования, цветная бумага, цветной картон, клей);

- мнемосимволы для разучивания рифмовок и стихов;

- обучающие компьютерные диски;

- мячи, игрушки;

- дидактические игры для развития коммуникативных умений и навыков;

- прописи для развития мелкой моторики кистей рук;

- тетрадь для выполнения творческих заданий;

- наборы детской посуды, животных;

- муляжи фруктов и овощей;

- карточки с цифрами;

- мозаики, кубики;

Список литературы.

1. Висангириева Е.Д. Экология духа. – Ростов-на-Дону 2002.

2. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. М.: 2007.

3. Спиридонова А.В. Обучение иностранному языку детей раннего возраста в условиях искусственной языковой развивающей среды. Детский сад: теория и практика. 2012. №8. С. 34-43.