Обобщение знаний о корне слова, приставок, суффиксах и окончаниях

Разделы: Начальная школа


Цель: обеспечить усвоение учащимися особенностей знаний о корне ,приставках, суффиксах и окончаниях .

Задачи:

  1. Образовательные: закреплять знания учащихся о словообразующей роли приставок и формообразующей роли окончания, отрабатывать умение выполнять разбор по составу слова, подбирать однокоренные слова.
  2. Развивающие: развивать устную речь учащихся; совершенствовать культуру речи детей, развитие орфографической зоркости, расширение кругозора младших школьников; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать выводы; развивать интерес к предмету посредством нестандартных заданий.
  3. Воспитательные: воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания, любознательности и пытливости в процессе учения; воспитание умения работать в коллективе;

Формирование УУД:

    • Личностные УУД: Осмысление, каков он - «хороший ученик». Готовность самостоятельно оценить успешность своей деятельности прочитать, придумать продолжение.
    • Регулятивные УУД: Контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. Выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане – исследовать, «что уже знаете, а что ещё нет».
    • Познавательные УУД: Пользоваться схемой, воспринимать и анализировать текст; устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста; строить рассуждение в форме простых суждений.
    • Коммуникативные УУД: Владеть диалогической формой коммуникации. Ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Учитывать другое мнение и позицию

Ход урока.

I. Организационный момент и сообщение целей урока.

На доске написаны слова:

На трава лежат крупной росой.

-Можно ли данные слова назвать предложением? (Нет.)

-Почему? (Эти слова не связаны между собой.)

-Измените слова таким образом, чтобы слова были связаны между собой и получилось предложение.

На траве лежит крупная роса.

- Отметьте значком □ ту часть слова, которую вы изменили.

- Как называется изменяемая часть слова? (Окончание)

- Какие еще части слова вы знаете? (Корень, приставка, суффикс.) Сегодня мы будем вести разговор о частях слова.

II. Проверка домашней работы .

А) Как называются слова, которые имеют противоположное значение? (Антонимы.)

-Какие антонимы вы написали в домашнем упр.30, стр.17?

-Какая часть слова помогла нам подобрать антонимы? (Приставка.)

- Что такое приставка?

Б) Игра «Наоборот».

-Я буду читать стихотворение Д.Чиарди «Прощальная игра», а вы хором называйте недостающее слово:

Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь:…(низко).
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь: …(близко).
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты : …(храбрец).
Теперь «начало» я скажу,-
Ну, отвечай : ….(конец)!

В) Какие слова вы образовали с помощью суффикса –к-? ( Перевозка, перевязка, побелка, покупка, сушка, чистка.)

К доске выходят 6 учеников и разбирают данные слова по составу.

III. Чистописание.

А) Стал под буквой «Т» трамвай:
Хочешь ехать- не зевай!
«Т» - зовет тебя в такси.
Ты шофера попроси –
Вмиг тебя доставит он
Точно в заданный район. (А. Шибанов)

-Вы уже догадались, что на «Минутке чистописания» мы повторим, как пишутся заглавная Т и строчная т.

Б) Постучите в кулачки.

-Похлопайте ладони.

-Разогрейте каждый пальчик.

Помассажируйте подушечку каждого пальца тупым концом ручки.

-Покачайте ручку между ладонями.

В) Работа в тетради.

Тп Птп Тпт

В такси таксе тесно.

IV .Работа по теме урока.

А) Найдите «лишнее» слово в каждой группе. (Работа в парах). На доске написаны группы слов:

Покрыл,надел, пошел, понес.

Переиграть, проглядеть, пробежать, проговорить.

Дорисовал, доел, наследил, дошел.

Впорхнул, отпугнул, отлетел, отцепил.

- Запишите эти группы слов без « лишних», выделите приставки.

Б)Прочитайте и распределите данные слова на три группы.(Работа в группах)

На доске написаны слова:

Грибок, огонек, столбик, садик, уголек, листок, стебелек, голосок, топорик, холодок, денек, мостик, шарфик, колосок, котик, городок, пенек, конек.

1-я группа: слова с суффиксом –ок-;
2-я группа: слова с суффиксом –ек-;
3-я группа: слова с суффиксом –ик -

-Запишите свои слова, выделите суффиксы.

В) Прочитайте слова. К каждому из них назовите предмет или явление, которое предшествовало ему по времени.

На доске написаны слова:

Рыба - ….
Птица -….
Бумага - ….
Весна - ….
Каша - …..

(рыба- икра, птица -яйцо, бумага – дерево, весна – зима , каша – крупа.)

-Запишите данные пары слов, выделите окончания.

-Какую роль выполняет окончание? (Служит для связи слов в предложении.)

Г) Работа по учебнику. Чтение вывода на стр.18.

Д) Письмо по памяти. Упражнение 32, стр.18.

- Прочитайте слова с непроверяемыми безударными гласными в корне.

(Березка, рябина, ракита.)

-Каким является второе предложение по интонации?(Восклицательное.)

V. Физкультминутка.

Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками, киваем головой.
Мы руки поднимаем
И кружимся потом.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки разведем
И побежим кругом.

VI . Словарно-орфографическая работа.

А) Чтобы разгадать кроссворд , вы должны догадаться, о каком слове с непроверяемой орфограммой я буду говорить.

1            
2              
3            
4                    
              5
  1. Раньше это слово имело значение «белая доска». На латинском языке это слово как раз и обозначает «белое». На такой белой доске писали разные сообщения и вывешивали в тех местах, где собиралось много народа. Потом этим словом стали называть тетрадь, обязательно из белых страниц. Теперь на его страницах любители рисовать рисуют, любители стихов записывают понравившиеся им стихи.(Альбом.)
  2. Когда-то существовало слово «ула». Оно имело значение «проход». Корень слова «ула» мы можем найти в словах «переулок», «закоулок». Теперь мы употребляем в речи слово…..(Улица).
  3. Это слово пришло к нам из немецкого языка. Сначала это слово имело значение «лежбище», потом – « стоянка». В русском языке это слово сохранило и прежнее значение, и приобрело новое значение. Например, «детский……», «загородный….», «спортивный…….».(Лагерь)
  4. В латинском языке существует слово «коло», изменяющее значение «соединяю», «объединяю». Это словоозночает совокупность людей, объединенных общими целями в совместной деятельности.(Коллектив).
  5. Это слово не изменяется. Оно образовалось путем слияния двух слов: слово «сего», что означало «этого», и слова «дня».(Сегодня).

-Какое слово получилось по вертикале? (Аллея).

-какие орфограммы в нем встречаются? (Непроверяемая безударная гласная а, удвоенная согласная ЛЛ.)

-Запишите все слова из кроссворда в тетрадь.

-Объясните лексическое значение слова Аллея.(Дорога в саду, парке срядами деревьев, посаженными по обеим сторонам.)

Б) Работа по учебнику.Упр.31, стр.17.

- Почему необходимо изменить окончания в словах?(Иначе получится набор слов, а не предложение.)

-Спишите, изменив окончания в словах.

VII. Итог урока.

А) Игра «Верните капли на тучи».

-Распределите слова в соответствии со схемами. Когда я назову слово, которое подходит к первой туче, руки вверх поднимает 1-й ряд .Если слово подходит ко второй туче- 2-й ряд. А 3-й ряд поднимает руки, если услышит слово подходящее к третьей туче. Слова могут быть написаны на капельках дождя.(Вылет, кожа, забросит, отнесут, белый, побег, пробежит, проплывет.)

Б) Исправьте ошибку.

-Части слова приставка, суффикс, окончание служат для образования новых однокоренных слов.(С помощью окончания новые однокоренные слова не образуются.)

VIII. Домашнее задание.

Упр.зз,стр.18.