Цель: обеспечить усвоение учащимися особенностей знаний о корне ,приставках, суффиксах и окончаниях .
Задачи:
- Образовательные: закреплять знания учащихся о словообразующей роли приставок и формообразующей роли окончания, отрабатывать умение выполнять разбор по составу слова, подбирать однокоренные слова.
- Развивающие: развивать устную речь учащихся; совершенствовать культуру речи детей, развитие орфографической зоркости, расширение кругозора младших школьников; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать выводы; развивать интерес к предмету посредством нестандартных заданий.
- Воспитательные: воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания, любознательности и пытливости в процессе учения; воспитание умения работать в коллективе;
Формирование УУД:
- Личностные УУД: Осмысление, каков он - «хороший ученик». Готовность самостоятельно оценить успешность своей деятельности прочитать, придумать продолжение.
- Регулятивные УУД: Контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. Действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. Выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане – исследовать, «что уже знаете, а что ещё нет».
- Познавательные УУД: Пользоваться схемой, воспринимать и анализировать текст; устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста; строить рассуждение в форме простых суждений.
- Коммуникативные УУД: Владеть диалогической формой коммуникации. Ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Учитывать другое мнение и позицию
Ход урока.
I. Организационный момент и сообщение целей урока.
На доске написаны слова:
На трава лежат крупной росой.
-Можно ли данные слова назвать предложением? (Нет.)
-Почему? (Эти слова не связаны между собой.)
-Измените слова таким образом, чтобы слова были связаны между собой и получилось предложение.
На траве лежит крупная роса.
- Отметьте значком □ ту часть слова, которую вы изменили.
- Как называется изменяемая часть слова? (Окончание)
- Какие еще части слова вы знаете? (Корень, приставка, суффикс.) Сегодня мы будем вести разговор о частях слова.
II. Проверка домашней работы .
А) Как называются слова, которые имеют противоположное значение? (Антонимы.)
-Какие антонимы вы написали в домашнем упр.30, стр.17?
-Какая часть слова помогла нам подобрать антонимы? (Приставка.)
- Что такое приставка?
Б) Игра «Наоборот».
-Я буду читать стихотворение Д.Чиарди «Прощальная игра», а вы хором называйте недостающее слово:
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь:…(низко).
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь: …(близко).
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты : …(храбрец).
Теперь «начало» я скажу,-
Ну, отвечай : ….(конец)!
В) Какие слова вы образовали с помощью суффикса –к-? ( Перевозка, перевязка, побелка, покупка, сушка, чистка.)
К доске выходят 6 учеников и разбирают данные слова по составу.
III. Чистописание.
А) Стал под буквой «Т» трамвай:
Хочешь ехать- не зевай!
«Т» - зовет тебя в такси.
Ты шофера попроси –
Вмиг тебя доставит он
Точно в заданный район. (А. Шибанов)
-Вы уже догадались, что на «Минутке чистописания» мы повторим, как пишутся заглавная Т и строчная т.
Б) Постучите в кулачки.
-Похлопайте ладони.
-Разогрейте каждый пальчик.
Помассажируйте подушечку каждого пальца тупым концом ручки.
-Покачайте ручку между ладонями.
В) Работа в тетради.
Тп Птп Тпт
В такси таксе тесно.
IV .Работа по теме урока.
А) Найдите «лишнее» слово в каждой группе. (Работа в парах). На доске написаны группы слов:
Покрыл,надел, пошел, понес.
Переиграть, проглядеть, пробежать, проговорить.
Дорисовал, доел, наследил, дошел.
Впорхнул, отпугнул, отлетел, отцепил.
- Запишите эти группы слов без « лишних», выделите приставки.
Б)Прочитайте и распределите данные слова на три группы.(Работа в группах)
На доске написаны слова:
Грибок, огонек, столбик, садик, уголек, листок, стебелек, голосок, топорик, холодок, денек, мостик, шарфик, колосок, котик, городок, пенек, конек.
1-я группа: слова с суффиксом –ок-;
2-я группа: слова с суффиксом –ек-;
3-я группа: слова с суффиксом –ик -
-Запишите свои слова, выделите суффиксы.
В) Прочитайте слова. К каждому из них назовите предмет или явление, которое предшествовало ему по времени.
На доске написаны слова:
Рыба - ….
Птица -….
Бумага - ….
Весна - ….
Каша - …..
(рыба- икра, птица -яйцо, бумага – дерево, весна – зима , каша – крупа.)
-Запишите данные пары слов, выделите окончания.
-Какую роль выполняет окончание? (Служит для связи слов в предложении.)
Г) Работа по учебнику. Чтение вывода на стр.18.
Д) Письмо по памяти. Упражнение 32, стр.18.
- Прочитайте слова с непроверяемыми безударными гласными в корне.
(Березка, рябина, ракита.)
-Каким является второе предложение по интонации?(Восклицательное.)
V. Физкультминутка.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками, киваем головой.
Мы руки поднимаем
И кружимся потом.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки разведем
И побежим кругом.
VI . Словарно-орфографическая работа.
А) Чтобы разгадать кроссворд , вы должны догадаться, о каком слове с непроверяемой орфограммой я буду говорить.
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 |
- Раньше это слово имело значение «белая доска». На латинском языке это слово как раз и обозначает «белое». На такой белой доске писали разные сообщения и вывешивали в тех местах, где собиралось много народа. Потом этим словом стали называть тетрадь, обязательно из белых страниц. Теперь на его страницах любители рисовать рисуют, любители стихов записывают понравившиеся им стихи.(Альбом.)
- Когда-то существовало слово «ула». Оно имело значение «проход». Корень слова «ула» мы можем найти в словах «переулок», «закоулок». Теперь мы употребляем в речи слово…..(Улица).
- Это слово пришло к нам из немецкого языка. Сначала это слово имело значение «лежбище», потом – « стоянка». В русском языке это слово сохранило и прежнее значение, и приобрело новое значение. Например, «детский……», «загородный….», «спортивный…….».(Лагерь)
- В латинском языке существует слово «коло», изменяющее значение «соединяю», «объединяю». Это словоозночает совокупность людей, объединенных общими целями в совместной деятельности.(Коллектив).
- Это слово не изменяется. Оно образовалось путем слияния двух слов: слово «сего», что означало «этого», и слова «дня».(Сегодня).
-Какое слово получилось по вертикале? (Аллея).
-какие орфограммы в нем встречаются? (Непроверяемая безударная гласная а, удвоенная согласная ЛЛ.)
-Запишите все слова из кроссворда в тетрадь.
-Объясните лексическое значение слова Аллея.(Дорога в саду, парке срядами деревьев, посаженными по обеим сторонам.)
Б) Работа по учебнику.Упр.31, стр.17.
- Почему необходимо изменить окончания в словах?(Иначе получится набор слов, а не предложение.)
-Спишите, изменив окончания в словах.
VII. Итог урока.
А) Игра «Верните капли на тучи».
-Распределите слова в соответствии со схемами. Когда я назову слово, которое подходит к первой туче, руки вверх поднимает 1-й ряд .Если слово подходит ко второй туче- 2-й ряд. А 3-й ряд поднимает руки, если услышит слово подходящее к третьей туче. Слова могут быть написаны на капельках дождя.(Вылет, кожа, забросит, отнесут, белый, побег, пробежит, проплывет.)
Б) Исправьте ошибку.
-Части слова приставка, суффикс, окончание служат для образования новых однокоренных слов.(С помощью окончания новые однокоренные слова не образуются.)
VIII. Домашнее задание.
Упр.зз,стр.18.