Основы психологии общения. Программа элективного курса для учащихся 8-х классов

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка.

Ведущей идеей современной школы является гуманизация образования. В связи с этим большое внимание уделяется личности ученика как субъекту учебного процесса, равноправному партнеру общения. Такой подход к организации образовательного процесса предполагает умение всех участников вступать в диалог, выбирать необходимые формы и средства общения, позволяющие конструктивно взаимодействовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Несомненно, ведущую роль в этом играет педагог как более компетентный участник субъектных отношений. Однако эта ситуация ставит и обучающихся в позицию выбора, что делает актуальным их способность к рефлексии и самооценке. Не менее важным становится умение понять эмоциональное состояние собеседника, чтобы выбрать наиболее оптимальные способы и средства общения. Поэтому возникает необходимость в получении таких психологических знаний.

С другой стороны, ведущим видом деятельности подростков является общение как средство познания себя и окружающего мира. Но конструктивное общение невозможно без осознания собственного «Я», своих особенностей и потребностей, поэтому идет интенсивный поиск, происходит половая и ролевая самоидентификация. Общение также немыслимо и без внимания к собеседнику, принятия его как личности, равноправного партнера по общению, а необходимых знаний у подростка нет. Возникают своеобразные ножницы. Подросток ищет выход из ситуации, некомфортной для него, но путей решения данной проблемы не знает. Все это приводит к снижению самооценки, повышению уровня тревожности. Возникают противоречия:

– между потребностью в общении как ведущим видом деятельности подростков и недостаточным уровнем развития коммуникативных умений обучающихся;

– между потребностью подростков быть понятым и принятым другими и собственным умением понять и принять других.

На разрешение данных противоречий и нацелена программа элективного курса для учащихся 8 классов «Основы психологии общения».

Цель программы: развитие у обучающихся способности к самопознанию, рефлексии, совершенствование навыков конструктивного общения.

Основные задачи:

  • ознакомить обучающихся с основами психологических знаний и представлений, доступных возрасту,
  • способствовать развитию потребности в осознании обучающимися своих особенностей, достоинств и недостатков,
  • способствовать формированию потребности в саморазвитии,
  • способствовать развитию умения адекватно воспринимать окружающих, себя, управлять собой в процессе взаимодействия, осознанно действовать в ситуации выбора,
  • способствовать совершенствованию коммуникативных навыков и навыков конструктивного общения.

В программе реализуются следующие идеи:

  • Диалогизация обучения (активное взаимодействие педагога и учащихся в процессе общения).
  • Индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей обучающихся).
  • Персонификация обучения (личностный смысл знаний, получаемых участниками).
  • Интеграция знаний и умений (компетентностный подход).

Периодичность проведения: одно занятие в неделю.

Основные формы проведения занятия: беседа, включающая в себя небольшой по объему теоретический материал; тренаж, практикум, тренинг, игра, дискуссия, защита творческих работ.

Контроль за успешностью усвоения программного материала:

Наблюдение. Анкетирование участников. Анализ качества выполнения творческих заданий и творческих работ. Данные диагностических процедур.

Учебно-тематический план

№ темы наименование темы количество часов в том числе
теоретические практические

1

Что такое «общение».

1

0,5

0,5

2

Мир внутри меня.

2.1 Кто я?

2.2 Какой я?

2.3 Мой темперамент.

2.4 Мир моих чувств.

2.5 Мир моих увлечений.

2.6 Знакомьтесь: это я!

11

3

8

3

Мир вокруг меня.

3.1 Я и мое окружение.

3.2 Я в своих глазах и глазах окружающих.

3.3 Мои права и права других людей.

3

3

3

4

Взаимодействие миров.

4.1 Мир восприятия.

4.2 Основные коммуникативные умения.

4.3 Средства общения.

4.4 Речевое общение.

4.5 Барьеры в общении.

4.6 Модели общения.

4.7 Почему возникают конфликты в общении.

4.8 Индивидуальный стиль общения.

14

4

10

5

Заглянем в будущее! (итоговое занятие)

1

 

1

Итого 30 7,5 22,5

Содержание

1. Что такое «общение».

Понятие общения. Этапы общения. Цели общения. Условия эффективного общения.

2. Мир внутри меня.

Возрастные этапы развития человека. Проявление личности в поведении и поступках. Игра «Ассоциации». Внутренний мир человека. Интересы, склонности, привычки. Что такое способности? Понятие о чертах характера. «Сказка о Дереьях-характерах» [4]. Самооценка человека, ее составляющие. Изменение самооценки с течением времени. Я-образ, его составляющие. Тесты как инструмент познания человеком своих личностных особенностей.

Понятие темперамента. Тип нервной системы и темперамент. Внешние формы проявления темперамента. Типы темперамента и поведение человека. Определение своего типа темперамента.

Роль эмоций в жизни человека. Связь эмоций с изменениями в функциях организма. Понятие о настроении, его влияние на деятельность и поведение человека. Настроение и самочувствие. Что такое обида, почему она возникает? Как человек реагирует на обиду? Обида и прощение. Самооценка человека и чувство застенчивости. Тревоги и страхи. Способы практического психологического воздействия на человека (убеждение, подражание, гипноз и т.д.). Способы оперативной саморегуляции. Упражнения на релаксацию, визуализацию.

Пирамида потребностей человека (по Маслоу). Интересы и увлечения человека. Творческая работа «Моя Вселенная».

3. Мир вокруг меня.

Понятие ближайшего круга. Дискуссия «Мы в ответе за тех, кого мы приручили». Мои друзья и мои враги: кто они? «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты» или что может поведать о тебе твое окружение (как тебя воспринимают через поведение тех, с кем ты общаешься). Человек в своих глазах и в глазах окружающих: как нас воспринимают другие люди. «Сказка о волшебных зеркалах» [5].

Групповая работа: «Мои права: в чем они выражаются». Правильно ли утверждение: твои права заканчиваются там, где начинаются права другого? Дискуссия «Золотое правило» взаимодействия: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». «Билль о правах».

4. Взаимодействие миров.

Особенности восприятия человеком себя и другого в процессе общения. Притча о шести мудрецах. Три грани справедливости: в восприятии партнера по общению, в нашем восприятии и в действительной реальности [1]. Можно ли избежать иллюзий восприятия в общении?

Понятие коммуникации. Четыре вида коммуникации. Четыре вида психологических установок в общении. Понятие моделей общения [8]. Три «Я» в человеке (по Э.Берну, [2]). Анализ ситуаций общения. Решение психологических задач.

Вербальные и невербальные средства общения. Роль невербальных средств в общении. Язык тела: как понимать человека без слов? Мимика, пантомимика, жесты [12]. Территории и зоны общения. Интонация. Разыгрывание психологических этюдов.

Понятие обратной связи. Правила речевого общения. Умения вести беседу. Умения слушать и слышать. Как строить высказывание. Как правильно задать вопрос. Особенности восприятия собственной речи и речи партнера по общению. Тренаж коммуникативных умений.

Барьеры общения: факторы, препятствующие течению межличностной коммуникации. Понятие конфликта. Причины возникновения конфликтов. Конструктивные и деструктивные конфликты. Модели поведения в конфликте. Как вести себя в конфликте (решение психологических задач). Уверенное, неуверенное и агрессивное поведение. Самодиагностика поведения в конфликте (по тесту К.Томаса). Как преодолеть трудности в общении: правила конструктивного общения. Понятие индивидуального стиля общения.

5. Заглянем в будущее!

«Древо целей». «Звездная карта личности» (пожелания самому себе на будущее).

Ритуал завершения занятий «Связующая нить» [8].

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Обучающиеся должны:

  • иметь общие представления о внутреннем мире человека, самопознании и саморазвитии,
  • понимать значение терминов, используемых при изучении каждой темы,
  • знать способы саморегуляции, доступные возрасту.

(предметно-информационная составляющая образованности)

  • уметь определять эмоциональное состояние человека по внешним проявлениям,
  • уметь свободно выражать свои чувства и переживания,
  • уметь сотрудничать со сверстниками и взрослыми,
  • иметь навыки саморегуляции и самопознания, соответствующие возрасту,
  • владеть навыками конструктивного общения.

(деятельностно-коммуникативная составляющая образованности)

  • понимать необходимость самопознания для саморазвития человека,
  • осознавать уникальность своей личности и личности другого,
  • осознавать самоценность каждого человека.

(ценностно-ориентационная составляющая образованности)

Учебно-методическое обеспечение

  1. Клюева Н.В., Свистун М.А. Программа социально-психологического тренинга. Ярославль: Содействие, 1992.
  2. Коротаева Е.А., Кочкина Т.П., Сутырина А.Т. Игровые модули общения: учебные материалы к тренингу / УГПУ, Екатеринбург, 1995.
  3. Прутченков А.С. «Свет мой, зеркальце, скажи…»: Методические разработки социально-психологических тренингов. М.: Новая школа, 1996.
  4. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. Методические разработки занятий социально-психологического тренинга. М.: Новая школа, 1993.
  5. Психологические практикумы общения и самопознания. Программа альтернативного курса для старшеклассников // сост. В.В. Колпачников. Екатеринбург: Центр технического творчества учащихся, 1993.
  6. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте //под ред. И.В. Дубровиной. М.: Академия, 1995.
  7. Сафонова Л.В. Дневник самопознания: учебно-методическое пособие для учащихся 8 – 9 классов. Ч.ч. 1, 2. Екатеринбург: Дом учителя, 1999.

Список литературы

  1. Андрус Н.Л., Андрус Л.А. Искусство общения. – Челябинск: Книга, 1993.
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. – СПб.: Лениздат, 1992
  3. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. – М.: Ось-89, 2009г.
  4. Вачков И.В. Метафорический тренинг. – М.: «Ось-89», 2006.
  5. Вачков И.В. Психология для малышей. – М.: Педагогика – Пресс, 1996
  6. Игры: обучение, тренинг, досуг // под ред. В.В. Петрусинского. – М.: Новая школа, 1994.
  7. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – Челябинск: Книга, 1990.
  8. Клюева Н.В., Свистун М.А. Программа социально-психологического тренинга. – Ярославль: Содействие, 1992.
  9. Коротаева Е.А., Кочкина Т.П., Сутырина А.Т. Игровые модули общения: учебные материалы к тренингу. – Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 1995.
  10. Мелибруда Я. Лаборатория поисков. – Екатенирбург: Прогресс, 1992.
  11. Мелибруда Е.Я. Я – ты – мы. Психологические возможности улучшения общения. – М.: Прогресс, 1986.
  12. Пиз А. Язык телодвижений. – М.: Ай-Кью. 1991.
  13. Прутченков А.С. «Свет мой, зеркальце, скажи…»: Методические разработки социально-психологических тренингов. – М.: Новая школа, 1996.
  14. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. Методические разработки занятий социально-психологического тренинга. – М.: Новая школа, 1993.
  15. Психологические практикумы общения и самопознания. Программа альтернативного курса для старшеклассников // сост. В.В. Колпачников. – Екатеринбург: Центр технического творчества учащихся, 1993.
  16. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте //под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1995.
  17. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. – М.: Новая книга, 1993.
  18. Сартан Г.Н. Психотренинги для учителей и старшеклассников. – М., 1992
  19. Сафонова Л.В. Дневник самопознания: учебно-методическое пособие для учащихся 8 – 9 классов. Ч.ч. 1 – 2. – Екатеринбург: Дом учителя, 1999.
  20. Через самовыражение к самопознанию //сост. Сафонова Л.В. – Первоуральск, 1997.
  21. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Ч.ч. 1 - 4. – М.: Генезис, 2000.