Место и роль урока в изучаемой теме: урок является логическим продолжением темы «Работа сердца и сосудов» в разделе «Кровь и кровообращение»
Цель урока: обобщить и углубить знания учащихся о сердечно - сосудистой системе; разобрать причины, вызывающие сердечно - сосудистые заболевания, и научить оказывать первую помощь; формировать у учащихся негативное отношение к вредным привычкам: табакокурению, употреблению алкоголя.
Задачи урока:
- Образовательные: формировать знания учащихся о работе органов кровообращения, профилактике их заболеваний; и оказании первой помощи при кровотечениях; организовать деятельность учащихся по отработке изученных знаний посредством их применения по образцу и в изменённых ситуациях;
- Развивающие обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его познания;
- Воспитательные: формировать умение организовать свою деятельность и анализировать результат; способствовать воспитанию ответственности, тактичности.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, магнитная доска, учебник, тетрадь, мультимедийная презентация.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Методы и приёмы обучения: урок построен в соответствии с педтехнологией проблемное обучение. Приёмы: «мозговой штурм», «творческие задания », «поисковая беседа», «практическая работа в группе», объяснительно - иллюстративный, частично – поисковый, исследовательский.
Структура занятия
Организационный этап
Организация внимания учащихся, их настроя на работу. Зрительный и эмоциональный контакт.
1. Подготовка к восприятию проблемы (Актуализация опорных знаний)
Вступление учителя: Сердечно-сосудистые заболевания – серьезная проблема всего человечества. От них умирает около 35–40% населения Земли! Это своеобразная дань цивилизации. Представьте себе только, какую колоссальную работу выполняет наше сердце. За 1 минуту оно перекачивает около 6 л крови, значит за урок – 240 л! А за сутки?. При такой активной работе понятна уязвимость сердечно-сосудистой системы.
Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока; включение обучающихся в деятельность; подготовка мышления детей к изучению нового материала
Интерактивный тест «Кровообращение» (Приложение I)
2. Создание проблемной ситуации
Фрагмент лекции сайт InternetUrok.ru - коллекция видеоуроков по основным предметам
Мини-лекция. (Фрагмент) Подведение обучающихся к постановке проблемы.
Организует эвристическую беседу по фильму (Приложение II)
Выдвигает проблему:
- «Почему помолодели заболевания сердечно - сосудистой системы, в том числе гипертония?»
- У кого сердце больше, у человека, занимающегося тяжелым физическим трудом, или у человека, занимающегося умственным трудом.
- Что такое гиподинамия? Насколько она страшна и какими могу быть ее последствия?
- Один мой друг уверяет, что курение даже полезно для работы сердца так ли это?
3. Формулирование проблемы
Работа в группах
Включаются в решение познавательной задачи, работают с книгой, выделяют главное, сравнивают. Представляют на магнитной доске результаты исследования, сравнивают, находят ответы на проблемный вопрос учувствуют в коллективно - учебном диалоге (обсуждают ответы, дополняют, делают выводы)
4. Процесс решения проблемы. Мозговой штурм.
Итог - выступление каждой группы. С ответами на вопросы, поставленные или сформулированные самими учащимися. Ответ на главную проблему урока.
5. Доказательства правильности избранного решения, подтверждение его, на практике. Практическая работа Функциональная сердечно - сосудистая проба. Определите частоту сердечных сокращений (ЧСС) в состоянии покоя. Строят график. На оси абсцисс откладывают время, на оси ординат — величину ЧСС. График поможет определить время возвращения ЧСС к состоянию покоя. Делают выводы о правильности решения проблемных вопросов урока и подтверждение их на практике. (Приложение III).
Рефлексивно-оценочный этап
Приём Ролевая игра. Прочтите внимательно текст. «Признаки гипертонического криза».
Объясните с точки зрения специалиста правильность описание проблемы и оказания первой помощи при данном заболевании.
Гипертонический криз – это резкое повышение артериального давления. Человек во время приступа ощущает жар. Кожа лица краснеет, учащается сердцебиение, в области сердца появляются колющие боли. Боли могут быть и в области затылка. Иногда это сопровождается тошнотой и рвотой. Если человеку не оказать экстренной помощи, кровеносные сосуды мозга, особенно чувствительные, могут не выдержать и лопнуть, произойдет внутричерепное кровоизлияние – инсульт. Это очень опасное осложнение, которое, как правило, заканчивается параличом или смертью больного. Очень важно правильно оказать первую помощь. Прежде всего, нужно измерить давление с помощью тонометра и фонендоскопа (как это делать, вы уже знаете). Ну, а если такой возможности нет, нужно уложить больного, вызвать врача, и, если врач ранее назначал этому больному лекарства от высокого давления, то дать их. Отвар пустырника и боярышника также снижают давление крови. На затылок и шею можно положить горчичники. Также нужно помнить, что страдающие гипертонической болезнью не должны употреблять много жидкости, животных жиров, пряностей, т.к. это способствует накоплению жидкости в организме, а, следовательно, и повышению артериального давления. Категорически запрещается курить и употреблять спиртные напитки.
Домашнее задание: § 14, упр. 1, 2, стр.78, творческое задание: написать мини сочинение.
О чем думает мое сердце?
Обучающиеся высказывают свое мнение и отвечают на вопросы:
- Какая задача была поставлена перед вами в начале урока?
- Какой результат вы получили?
- Кто сделал сегодня на уроке для себя маленькое открытие?