Программа "Радужная ритмика"

Разделы: Работа с дошкольниками


Возраст обучающихся: 5-7 лет.

Срок реализации программы: 2 года.

Пояснительная записка.

Занятия ритмикой учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. Уже в пять лет дети обладают достаточно высоким уровнем психического развития. Память пятилетнего дошкольника обычно развита хорошо, особенно двигательная и эмоциональная, поэтому он легко запоминает то, что его сильно заинтересовало и взволновало. Он может адекватно реагировать на слово или слово, сочетающееся с показом. Характер в этом возрасте только складывается, но дети уже обладают некоторой настойчивостью в достижении желаемого, способны ставить перед собой определенные цели. Занятия ритмикой призваны развивать координацию движений, формировать красивую походку и правильную осанку, выразительность исполнительных навыков в танце.

К пяти годам развитие опорно-двигательной системы еще не закончено, позвоночник гибок и податлив. Значит, педагогу нужно быть особенно бережным по отношению к своим воспитанникам и особое внимание уделить укреплению скелетной мускулатуры. Например, резкие движения рук могут привести к вывиху. Однако, неторопливые, спокойные танцы можно считать укрепляющими упражнениями, а, следовательно, они полезны. У детей 5–7 лет наблюдается незавершенность строения стопы, а именно танцевальной искусство обладает большим арсеналом движений, укрепляющих и формирующих стопу. Старший дошкольник способен дифференцировать свои мышечные усилия, а это означает, что он может и умеет выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить от медленных к более быстрым движениям, то есть менять темп.

Единая структура занятий обуславливает подбор следующих методических приемов, которые вызывают у детей желание творчества: метод показа, словесный метод, импровизационный, игровой, метод иллюстративной наглядности. Конечно, не все дети в течение занятия одинаково активны и эмоциональны, но я стараюсь, чтобы не было равнодушных и безучастных. И здесь любые методы хороши, главное, чтобы ребенок занимался с удовольствием, уходил с занятия в приподнятом настроении и ждал новой встречи с музыкой и танцем

Цель программы: учить творческому исполнению танцевальных движений и передачи образов через движения.

Реализация цели программы происходит через решение следующих задач:

  1. Погружение детей в атмосферу танцевального творчества.
  2. Развитие эмоционального отклика на предложенный музыкальный материал.
  3. Формирование качественного подхода к исполнению танцевальных композиций.
  4. Совершенствование ориентировки в пространстве и ориентировки с собственным телом.
  5. Развитие ассоциативного и образного мышления.
  6. Снятие зажатости и скованности движений.
  7. Воспитание умения взаимодействовать друг с другом.

Основные принципы освоения программы:

  1. Систематичность.
  2. Постепенность.
  3. Последовательность.
  4. Повторность.

В работе по программе выделяю 3 этапа.

1 этап – обучающий, он направлен на накопление навыков развития музыкально – двигательных способностей. Опираясь на подражание взрослому, ребенок осваивал разные виды движений, создавая, тем самым запас навыков и умений.

2 этап – развивающий, способствует развитию у детей умений самостоятельно исполнять выученные ранее упражнения, отдельные движения и танцевальные композиции. Тем самым ребенок закрепляет полученные знания, умения и навыки.

3 этап – подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения, развитие способности к самовыражению в движении под музыку. У детей формировалось умение самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные оригинальные движения и танцевальные композиции.

Содержание программы.

Основными направлениями работы в данной программе являются создание благоприятных условий для развития гармоничной личности в современном мире, формирование музыкально – ритмических навыков и умений, раскрытие детского, творческого потенциала.

Воспитательно-образовательная работа в дошкольном учреждении «Радуга» ведется по программе М.А. Васильевой. Но со временем, в связи с нетрадиционным, комплексным, интегрированным подходом в воспитании и обучении детей, широко используемым проектным методом, возникла необходимость в дополнении и расширении предложенного материала. Поэтому я составила и распределила свой опыт работы по разделу ритмики для детей старшего дошкольного возраста. Реализация программы рассчитана на 2 года обучения: 1 год – дети старшей группы, 2 год – дети подготовительной группы. Практический материал предложен по темам, с различным уровнем сложности в зависимости от физических способностей ребенка. Всего за год – 34 занятия: 1 раз в неделю ( в новогодние каникулы занятия не проводятся). Дети 1 года обучения занимаются 25 минут, дети 2 года обучения – 30 минут. Количество детей – 13 человек. Такое число занимающихся в группе детей позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку. Мальчики и девочки занимаются вместе. Форма занятий – групповая. Педагог проводит дополнительно индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми, которые пропустили занятия по уважительной причине (болезнь, карантин группы). Дополнительные занятия проводятся с целью отработки отдельных движений и музыкальных композиций.

Программа состоит из 4 разделов:

1 раздел – «Разминка» – направлена на разогрев мышц, подготовку детей к движению.

2 раздел – «Танцевальные композиции» – авторские разработки.

3 раздел – «Ритмопластика» – включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

4 раздел – «Релаксационные упражнения» – способствуют достижению глубокого мышечного и психологического расслабления.

На каждом занятии отрабатываются все разделы программы. Такой подход позволяет эффективно включить дошкольников в танцевальную деятельность. Музыкальный материал рассчитан на активное участие ребенка, который является не пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Ход занятий характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. По мере освоения требуемых навыков, задания усложняются, детям предлагается решать творческие задачи. 

В ходе проведения занятий соблюдаю несколько основных правил: 

  1. Не перегружать детей.
  2. Не навязывать своего мнения.
  3. Предоставлять детям возможность попробовать себя в танцевальном творчестве.

Структура занятия:

  1. Разминка (комплекс).
  2. Разучивание движений и исполнение новой танцевальной композиции.
  3. Ритмопластика.
  4. Закрепление и исполнение ранее освоенного танца.
  5. Творческие задания по составлению танцевальных композиций и их элементов.
  6. Релаксационные упражнения.

Тематический план.

Тема Композиция 
1. «Времена года» «Под Новый год!», «Кабы не было зимы», «Дед Мороз», «Зима»,«По весенней по воде», «Лето».
2. «Русский народный танец» «По полю, полю…», «Хоровод с платками», « На полянке».
3. «Сказочный мир» «Гномики», «Дюймовочка», «Пряничный домик», «Маленькая страна», «Сюрприз», «Клоуны», «Большой хоровод».
4. «Природа и животные» «Злую тучку наказали», «Танец бабочек»
5. «Шуточные танцы» «Гуси и бабуся», «Кукуджамба», «Шаляй-валяй», «Лимпопо», «Автобус», «Точка, точка, запятая…», «Весёлый танец» 
6. «Танец с атрибутами» «Конфетки», «Мамино сердце», «Дорожные знаки», «Танец с цветами», «Вальс с игрушкой», «За розовым морем», «Анютины глазки», «Самба».
7. «Парные танцы» «Вальс с бабушкой», «Хэнза», «Модный рок», «Чао, бамбино, сори».

Полностью текст работы представлен в Приложении.