Возраст обучающихся: 5-7 лет.
Срок реализации программы: 2 года.
Пояснительная записка.
Занятия ритмикой учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. Уже в пять лет дети обладают достаточно высоким уровнем психического развития. Память пятилетнего дошкольника обычно развита хорошо, особенно двигательная и эмоциональная, поэтому он легко запоминает то, что его сильно заинтересовало и взволновало. Он может адекватно реагировать на слово или слово, сочетающееся с показом. Характер в этом возрасте только складывается, но дети уже обладают некоторой настойчивостью в достижении желаемого, способны ставить перед собой определенные цели. Занятия ритмикой призваны развивать координацию движений, формировать красивую походку и правильную осанку, выразительность исполнительных навыков в танце.
К пяти годам развитие опорно-двигательной системы еще не закончено, позвоночник гибок и податлив. Значит, педагогу нужно быть особенно бережным по отношению к своим воспитанникам и особое внимание уделить укреплению скелетной мускулатуры. Например, резкие движения рук могут привести к вывиху. Однако, неторопливые, спокойные танцы можно считать укрепляющими упражнениями, а, следовательно, они полезны. У детей 5–7 лет наблюдается незавершенность строения стопы, а именно танцевальной искусство обладает большим арсеналом движений, укрепляющих и формирующих стопу. Старший дошкольник способен дифференцировать свои мышечные усилия, а это означает, что он может и умеет выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить от медленных к более быстрым движениям, то есть менять темп.
Единая структура занятий обуславливает подбор следующих методических приемов, которые вызывают у детей желание творчества: метод показа, словесный метод, импровизационный, игровой, метод иллюстративной наглядности. Конечно, не все дети в течение занятия одинаково активны и эмоциональны, но я стараюсь, чтобы не было равнодушных и безучастных. И здесь любые методы хороши, главное, чтобы ребенок занимался с удовольствием, уходил с занятия в приподнятом настроении и ждал новой встречи с музыкой и танцем
Цель программы: учить творческому исполнению танцевальных движений и передачи образов через движения.
Реализация цели программы происходит через решение следующих задач:
- Погружение детей в атмосферу танцевального творчества.
- Развитие эмоционального отклика на предложенный музыкальный материал.
- Формирование качественного подхода к исполнению танцевальных композиций.
- Совершенствование ориентировки в пространстве и ориентировки с собственным телом.
- Развитие ассоциативного и образного мышления.
- Снятие зажатости и скованности движений.
- Воспитание умения взаимодействовать друг с другом.
Основные принципы освоения программы:
- Систематичность.
- Постепенность.
- Последовательность.
- Повторность.
В работе по программе выделяю 3 этапа.
1 этап – обучающий, он направлен на накопление навыков развития музыкально – двигательных способностей. Опираясь на подражание взрослому, ребенок осваивал разные виды движений, создавая, тем самым запас навыков и умений.
2 этап – развивающий, способствует развитию у детей умений самостоятельно исполнять выученные ранее упражнения, отдельные движения и танцевальные композиции. Тем самым ребенок закрепляет полученные знания, умения и навыки.
3 этап – подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения, развитие способности к самовыражению в движении под музыку. У детей формировалось умение самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные оригинальные движения и танцевальные композиции.
Содержание программы.
Основными направлениями работы в данной программе являются создание благоприятных условий для развития гармоничной личности в современном мире, формирование музыкально – ритмических навыков и умений, раскрытие детского, творческого потенциала.
Воспитательно-образовательная работа в дошкольном учреждении «Радуга» ведется по программе М.А. Васильевой. Но со временем, в связи с нетрадиционным, комплексным, интегрированным подходом в воспитании и обучении детей, широко используемым проектным методом, возникла необходимость в дополнении и расширении предложенного материала. Поэтому я составила и распределила свой опыт работы по разделу ритмики для детей старшего дошкольного возраста. Реализация программы рассчитана на 2 года обучения: 1 год – дети старшей группы, 2 год – дети подготовительной группы. Практический материал предложен по темам, с различным уровнем сложности в зависимости от физических способностей ребенка. Всего за год – 34 занятия: 1 раз в неделю ( в новогодние каникулы занятия не проводятся). Дети 1 года обучения занимаются 25 минут, дети 2 года обучения – 30 минут. Количество детей – 13 человек. Такое число занимающихся в группе детей позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку. Мальчики и девочки занимаются вместе. Форма занятий – групповая. Педагог проводит дополнительно индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми, которые пропустили занятия по уважительной причине (болезнь, карантин группы). Дополнительные занятия проводятся с целью отработки отдельных движений и музыкальных композиций.
Программа состоит из 4 разделов:
1 раздел – «Разминка» – направлена на разогрев мышц, подготовку детей к движению.
2 раздел – «Танцевальные композиции» – авторские разработки.
3 раздел – «Ритмопластика» – включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
4 раздел – «Релаксационные упражнения» – способствуют достижению глубокого мышечного и психологического расслабления.
На каждом занятии отрабатываются все разделы программы. Такой подход позволяет эффективно включить дошкольников в танцевальную деятельность. Музыкальный материал рассчитан на активное участие ребенка, который является не пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Ход занятий характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. По мере освоения требуемых навыков, задания усложняются, детям предлагается решать творческие задачи.
В ходе проведения занятий соблюдаю несколько основных правил:
- Не перегружать детей.
- Не навязывать своего мнения.
- Предоставлять детям возможность попробовать себя в танцевальном творчестве.
Структура занятия:
- Разминка (комплекс).
- Разучивание движений и исполнение новой танцевальной композиции.
- Ритмопластика.
- Закрепление и исполнение ранее освоенного танца.
- Творческие задания по составлению танцевальных композиций и их элементов.
- Релаксационные упражнения.
Тематический план.
№ | Тема | Композиция |
1. | «Времена года» | «Под Новый год!», «Кабы не было зимы», «Дед Мороз», «Зима»,«По весенней по воде», «Лето». |
2. | «Русский народный танец» | «По полю, полю…», «Хоровод с платками», « На полянке». |
3. | «Сказочный мир» | «Гномики», «Дюймовочка», «Пряничный домик», «Маленькая страна», «Сюрприз», «Клоуны», «Большой хоровод». |
4. | «Природа и животные» | «Злую тучку наказали», «Танец бабочек» |
5. | «Шуточные танцы» | «Гуси и бабуся», «Кукуджамба», «Шаляй-валяй», «Лимпопо», «Автобус», «Точка, точка, запятая…», «Весёлый танец» |
6. | «Танец с атрибутами» | «Конфетки», «Мамино сердце», «Дорожные знаки», «Танец с цветами», «Вальс с игрушкой», «За розовым морем», «Анютины глазки», «Самба». |
7. | «Парные танцы» | «Вальс с бабушкой», «Хэнза», «Модный рок», «Чао, бамбино, сори». |
Полностью текст работы представлен в Приложении.