"Органы кровообращения. Движение крови в организме". 8-й класс

Разделы: Биология

Класс: 8


Задачи:

  1. Образовательная: систематизировать и углубить знания о строении органов кровообращения, выяснить взаимосвязь строения органа с выполняемой функцией.
  2. Развивающая: продолжить формирование умений работать с натуральными объектами, анализировать, выделять главное.
  3. Воспитательная: развитие коммуникабельных отношений, формирование устойчивых положительных привычек.

Оборудование: натуральные объекты – сердце курицы, муляж сердца человека, таблицы «Сердце», «Схема кровообращения», к/ф «Сосудистая система».

Ход урока

I. Вводная часть.

II. Контроль домашнего задания.

1. Составить схему «Совместимость групп крови»

    II    
универсальный донор I   IV универсальный реципиент
    III    

2. Заполнить таблицу

Группы крови Плазма крови
белки-агглютинины
Эритроциты,
агглютиногены А, В
I   О
II   А
III   В
IV   АВ

3. Словарная работа:

  • Универсальный донор –
  • Универсальный реципиент –
  • Агглютинины –
  • Агглютиногены –
  • Агглютинация –

Фронтальный опрос

  1. Что такое кровь?
  2. Сколько групп крови вы знаете? Чем они различаются?
  3. Кого называют донором? А кого реципиентом?
  4. Что необходимо учитывать при переливании крови?

При переливании крови учитывается и состояние здоровья донора, т.к. вместе с кровью передаются различные заболевания, в том числе СПИД. Поэтому кровь донора подвергается анализу.

Изучив строение крови, функции крови, мы можем сказать, что кровь является носительницей жизни.

III. Изучение нового материала.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, послушаете несколько строк стихотворения Межевайтиса «Сердце».

Что такое сердце?
Камень твердые?
Яблоко с багровой красной кожей?
Может быть меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе все земное
Умещается в его пределы.
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело.

– Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? /Сообщение темы. Задачи урока: систематизировать и углубить знания о строении органов кровообращения, выяснить взаимосвязь строения органа с выполняемой функцией./

Вспомним из курса «Животные», что мы знаем о движении крови и строении сердца.

– Что такое кровообращение?

– Назовите органы кровообращения, образующие кровеносную систему?

Сердце человека, его большая часть, располагается 2/3 в левой половине грудной клетки, меньшая – в правой. Это полый мышечный орган, бессменно работающий в течение всей жизни. Масса сердца в среднем около 300 г. У тренированных к мышечной работе людей размеры сердца больше, чем у нетренированных. Сердце покрыто тонкой и плотной оболочкой, образующей замкнутый мешок – околосердечную сумку (перикард). Между сердцем и околосердечной сумкой находится жидкость, увлажняющая сердце и уменьшающая трение при его сокращениях.

Наружный слой сердечной стенки, – эпикард, под наружным слоем миокард – средний слой стенки, который состоит из особой поперечнополосатой мышечной ткани, сокращающейся непроизвольно. Внутри сердце разделено на полости.

– Как называются эти полости? (камеры, предсердия и желудочки)

– Рассмотрите предложенное вам сердце птицы. Сравните правую и левую половины сердца, объясните, чем стенки левого желудочка отличаются от стенок правого? (большая нагрузка при проталкивании крови в большой круг кровообращения)

– Чем стенки предсердий отличаются от стенок желудочков? (они тоньше)

– А как вы это объясните? (выполняют меньшую работу, перегоняя в расположенные рядом желудочки)

Внутренний слой сердечной стенки – эндокард. Его выросты образуют створчатые клапаны, которые соединяют предсердия и желудочки. На стороне клапанов, обращенные в полость желудочков, имеются специальные сухожильные нити. Они удерживают клапаны от прогибания. Между левым желудочком и левым предсердием клапан имеет две створки и называется двустворчатым. Между правым предсердием и правым желудочком – трехстворчатый клапан. Эти клапаны обеспечивают ток крови в одном направлении – из предсердий в желудочки.

Между левым желудочком и аортой, а также между правым желудочком и отходящей от него легочной артерией тоже имеются клапаны. Они имеют вид глубоких полукруглых карманов, поэтому называются полулунными.

Под напором крови они расправляются, раскрываются, заполняются кровью и закрывают просветы в аорту и легочные артерии. Они обеспечивают ток крови в одном направлении из желудочков в аорту и легочную артерию.

Кровь находится в постоянном движении. Она течет по гигантской сети кровеносных сосудов, которые пронизывают все органы и ткани.

– Вспомните, какие кровеносные сосуды обеспечивают транспорт веществ в организме? (артерии, вены, капилляры)

– Давайте мы внимательно посмотрим фрагменты фильма о движении крови по сосудам и после просмотра постараемся ответить на вопросы, которые лежат у вас на столе.

(А сейчас мы немножко отдохнем. Физкультминутка.)

Вопросы к фильму (Приложение 1).

Итак, при движении крови по большому кругу кровообращения, можно выделить следующие этапы: из левого желудочка – артериальная кровь в аорту, далее в артерии, несущие кровь к головному мозгу и верхним конечностям, нижним конечностям и внутренним органам, из них – в артериолы, далее в капилляры. Из капилляров венозная кровь собирается в сосуды, которые приносят кровь в две крупные вены (верхняя и нижняя полые вены), доставляющие кровь в правое предсердие.

Сосуды, по которым кровь течет от правого желудочка в левое предсердие, образуют малый круг кровообращения. От правого желудочка венозная кровь по двум легочным артериям направляется в легкие, где в капиллярах альвеол происходит газообмен. Обогащенная кислородом, кровь по венам (двум от каждого легкого) поступает в левое предсердие, а из него в левый желудочек и далее вновь в сосуды большого круга кровообращения.

Прослеживая путь крови мы можем судить о единстве и взаимосвязи большого и малого кругов кровообращения.

IV. Закрепление нового материала.

Работа в группах.

Работаем 8–10 минут. Консультанты выставляют оценки активно участвующим в обсуждении. Я спрашиваю один из трех вопросов (Приложение 2).

Настало время подвести итоги урока.

– Как вы считаете, достигли мы решения поставленных задач? Думаю, что да. Изучив строение органов кровообращения, мы действительно убедились, что существует взаимосвязь строения органа с выполняемой функцией. Это видно при изучении сердца и кровеносных сосудов.

Оценки за урок.

Прежде, чем мы с вами расстанемся, прослушайте три фрагмента музыкальных произведений и подумайте, в ритме какой музыки работает наше сердце?/Вальс, Танец маленьких утят, музыка из передачи «Спокойной ночи, малыши»/ Но об этом мы поговорим на следующем уроке.

Приложения.