Цель урока: подвести итоги по изучению тем по географии России, расширить кругозор учащихся, заинтересовать в поиске новых решений географических проблем, желания узнавать больше интересных фактов.
Задачи: Подвести итоги знаний учащихся:
- О географическом положении государства;
- Крупнейших объектах на территории государства и материка Евразия и их расположении;
- О путешественниках и их открытиях;
- Рельефе, полезных ископаемых;
- Климате и его особенностях в пределах государства;
- Животном и растительном мире, эндемиков на территории России;
- Населении, традициях, обычаях народов.
Оборудование:
- Физическая карта России;
- Политическая карта мира;
- Карта природных зон России, карта природных зон Евразии;
- Климатическая карта Евразии, климатическая карта России;
- Атлас;
- Доска, мел;
- Интерактивная доска;
- Мультимедийная система;
- Проектор;
- Буклеты;
- Тетради, контурные карты;
- Ручка;
- Презентационная программа (турнир).
Участники:
- Учитель
- Учащиеся класса (при желании разделить на группы-команды из одного класса, команды из разных классов, возможен индивидуальный вариант ответов)
- Учащиеся, входящие в состав жюри
- Учащиеся класса (болельщики, возможно приглашенные из параллельных классов)
Оформление класса: Парты стоят по группам, в разных диагональных позициях, (2 парты совмещены) вокруг парт расставлены стулья по количеству участников, центр классной комнаты свободен для ведущего, на доске написана тема урока, цель. Висят карты: физическая карта России, политическая карта мира, природные зоны мира, России и другие карты.
На интерактивной доске через проектор настроен показ презентации «Турнир для 8 классов»
На столах учащихся с краю стола находятся буклеты, в которых находится общая информация по государству, в центре стола – атлас по географии, тетрадь, листочки для быстрого ответа, контурные карты, на столе – ручки (по количеству участников)
Методы формы: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический, самостоятельная работа, коллективная, индивидуальная, групповая, дифференцированная.
Тип урока: Подведение итогов, анализ изученного материала
Межпредметные связи: История: путешественники и открытия, биология – растительный и животный мир; физика – природные явления; археология – реликтовые, древнейшие представители органического мира; геология – строение земной коры, периоды и эры образования объектов на территории государства в пределах материка
Термины и понятия: Полуостров Таймыр, Ямал, Татарский пролив, гора Базардюзю, гора Эльбрус, горы Хибины, кайнозойская эра, щит.
Ход урока
Учащиеся рассаживаются за столы, на которых находятся все необходимые для работы принадлежности.
В центре класса находится учитель. На доске – презентация турнира для 8 класса.
Учитель: Здравствуйте! Сегодня у нас с вами необычный урок, урок-турнир, подведение итогов и наших знаний по государству.
Мы с вами изучили все шесть материков и теперь готовы ответить на вопросы турнира и заработать как можно больше баллов.
У нас семь (7) рубрик, шесть (6) из них соответствуют названию материков:
- Географическое положение
- Рельеф России
- Климат России
- Внутренние воды
- Почвы
- Биологические ресурсы
Седьмая рубрика носит название 7. «Объекты»
Обратите внимание, что сейчас на экране перед вами таблица с этими рубриками
Слайд 2
В каждой рубрике как вы видите всего по пять (5) вопросов, каждый из этих вопросов имеет свою цену, то есть количество баллов, чем сложнее вопрос, тем более высоким балом он и оценивается
Следовательно, вопрос с отметкой 1 – таит в себе самый простой вопрос, а вопрос – соответственно более сложный.
Команда (участник) озвучивает категорию и вопрос по количеству баллов, например:
«Внутренние воды,5»
Ведущий-оператор, работающий с презентацией, наводит курсор на данный вопрос. Вопрос открывается и его зачитывает для команды (участника) ведущий-учитель. Время на обдумывание ответа выбирает учитель самостоятельно от уровня подготовки учащихся, либо от сложности вопроса.
После того как команда (участник) отвечает верно на вопрос, или другая команда взяв себе ход отвечает, можно сразу показать верный ответ нажав мышкой на знак
Вернуться первому слайду можно нажав на знак , чтобы продолжить игру дальше.
Если команда (участник) выбирает одну из категорий и в ней вопрос, то уже повторно этот вопрос никто выбрать не может. Ответив правильно на вопрос команда (участник) набирает то количество баллов, которое определено для данного вопроса. Ответ на вопрос участники турнира могут узнать сразу после своего ответа (при неправильном ответе любая команда может попытаться ответить на вопрос и набрать баллы в свой банк) и жюри объективно сможет оценить каждую команду.
По итогам турнира определяется команда (участник) победитель по наибольшему количеству набранных баллов.
Оценивание возможно в виде отметок (команде победителю, всем ее участникам «5» (отлично), командам, набравшим меньшее количество баллов соответственно- «4» (хорошо), остальных участников поблагодарить за участие.
Вопросы турнира:
рубрика | вопрос | ответ | слайд |
Географическое положение | Площадь государства Россия? |
17,1млн.кв. км | 3 |
Какую территорию России исследовал С. И. Челюскин? | п-ов Таймыр, верховья р. Лена, море Лаптевых | 4 | |
Назовите внутренние моря России. | Балтийское Азовское Черное |
5 | |
Когда по московскому времени должен совершить посадку самолет в Братске (VII), вылетевший из Саратова (II) в 7 часов по местному времени, если время полета 6 часов? | 18 | 6 | |
Назовите крайние точки государства Россия | с. Челюскин з. коса Гданьского залива в. Дежнева ю. гора Базардюзю |
7 | |
Рельеф | Высочайшая вершина России. | Эльбрус 5642 м. | 8 |
Назовите эру в период которого существует сегодня и формируется современный мир | кайнозойская | 9 | |
Назовите щиты и массивы на территории России | Балтийский, Анабарский, Алданский, Воронежский | 10 | |
Россия занимает 1 место по добыче этого полезного ископаемого. Какого? | газ | 11 | |
Перечислите внешние силы, изменяющие рельеф России. | солнце, вода, ветер, лед, человек, микроорганизмы | 12 | |
Климат | Деление умеренного пояса на 4 зоны. Назовите их с запада на восток | умеренно умеренный умеренно континентальный резко континентальный муссонный | 13 |
Вычислите коэффициент увлажнения, если известно, что О=400 мм/год И= 800 мм/год |
К ˂1 | 14 | |
Назовите климатические пояса России последовательно с севера на юг | арктический субарктический умеренный субтропический |
15 | |
Снег, песок, лес, чернозем. Что максимально отражает солнечную радиацию? | снег | 16 | |
Дайте характеристику циклона | атмосферный вихрь с низким давлением в центре (дождь, холод) | 17 | |
Внутренние воды | Вычислите уклон реки Ангары, если известно: И =456 м. У=76 м, Д=1826 км |
20,8 см/км (21 см/км) |
18 |
Самая длинная река России, ее длина? | Обь с Иртышом 5410 км. | 19 | |
Назовите самое глубокое озеро мира и России, его глубину и происхождение | Байкал 1637 м. тектоническое | 20 | |
У какого моря России наименьшая соленость поверхностных вод? | Азовское | 21 | |
Каков процент заболоченности территории Западной Сибири? | 70% | 22 | |
Почвы |
Каков основной тип почв Краснодарского края? | чернозём | 23 |
Назовите основные условия почвообразования | время, климат, материнская порода, рельеф, растения, животные, деятельность человека. | 24 | |
Выберите из предоставленных вам типов почв те, которые распространяются азонально: подзолистые, чернозем, пойменные, мерзлотно-таежные |
пойменные | 25 | |
Ученый, давший определение понятию «почва», назвав их «зеркалом ландшафта» | В.В. Докучаев | 26 | |
Назовите основной тип почв в тайге | подзолистые дерново-подзолистые |
27 | |
Биологические ресурсы | Зона тундр. Какие почвы максимально распространены в этой зоне | тундрово-глеевые | 28 |
Назовите природные зоны России | Арктика, тундра и лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепь и степь, полупустыни и пустыни, высокогорные области | 29 | |
Хвойные породы деревьев, медведи, белки, рябчики. Представители, какой природной зоны названы | тайга | 30 | |
Этот заповедник расположен на одноименном острове и охраняет тюленей, моржей, здесь находятся птичьи базары | Острова Врангеля | 31 | |
Назовите природную зону, в которой главными представителями являются полынь, злаки, скорпионы, гадюки | полупустыни | 32 | |
Объекты | В какой части России расположены горы Хибины? | Кольский п-ов | 33 |
Какой объект является границей между Европой и Азией в пределах России? | Уральские горы | 34 | |
Какой полуостров говорит о своих размерах? | п-ов Ямал | 35 | |
Назовите хребет, который расположен по праву берегу реки Лена и тянется к морю Лаптевых | Верхоянский. | 36 | |
Пролив, отделяющий остров Сахалин от материковой части государства Россия | Татарский. | 37 |
Литература:
- И.И. Баринова, В.П. Дронов, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе Учебник географии 8 класс, «География России», – М.: «Дрофа», 2010.
- И.И. Баринова «География России» природа и население 8 класс – М.: «Дрофа», 2009.
- Географический атлас, 8 класс.
- ГИА, вопросы их сборника, – Москва: «Интеллект-Центр», 2013.
- ЕГЭ, оптимальный банк заданий вопросы их сборника, – Москва, «Интеллект-Центр», 2013.
- Интернет-ресурсы.
- Шаблон для презентации.