Интегрированные занятия в ДОУ как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Современное общество живет в условиях постоянного стресса. Ребенок часто подвергается агрессивному воздействию телевидения, компьютерных игр, испытывает дефицит общения со значимыми для него людьми. В данной ситуации особенно актуальными становятся вопросы организации нравственного воспитания подрастающего поколения. В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" говорится о том, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость". В принятой ЮНЕСКО в 1995 году Декларации принципов толерантности говорится: «Воспитание в духе терпимости начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других».

Понятие «нравственное воспитание» П.И. Подласый раскрывает как «целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали».

В дошкольные годы под руководством взрослого ребенок приобретает первоначальный опыт поведения в обществе, конструктивного отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы, принятые в обществе, в котором он живет. Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в различных видах деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления собственным поведением, активность, самостоятельность, инициативность. В обществе сверстников между дошкольниками устанавливаются положительные взаимоотношения, формируются доброжелательность и уважение к окружающим, возникает чувство товарищества и дружбы. Правильно организованное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании нравственных качеств личности.

В основе нравственного воспитания ребенка лежит развитие нравственных чувств, одним из которых является чувство родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Именно семья для малыша является той малой родиной, с которой начинается любовь к родной стране. У маленьких детей формируется чувство привязанности, любви к родному дому и семье, к своему детскому саду, воспитателям группы, родному городу, родной стране. Все, с чем сталкивается ребенок в дошкольном возрасте, становится частью его жизненного опыта, формирует его личность.

Нравственное воспитание осуществляется в ходе специально организованных бесед, занятий, игровых упражнений, при проведении которых дети знакомятся с правилами поведения, учатся сопереживать, помогать товарищам. Нравственное воспитание осуществляется в ходе организации непосредственно образовательной деятельности воспитанников, образовательной деятельности в режимных моментах, в совместной деятельности педагога с детьми, а также в самостоятельной деятельности детей.

Ведущим видом деятельности дошкольников является игровая деятельность. В процессе организации совместных игр педагог помогает детям усвоить такие нормы общения, как забота о близких, стремление прийти на помощь, умение считаться с мнением и желанием окружающих, делиться с товарищами, беречь плоды труда собственные и других людей, уважение к труду, желание приносить пользу и т.д. Важное место при этом занимает трудовое воспитание. Детей учат убирать игрушки, следить за своим внешним видом и одеждой, выполнять трудовые поручения.

В самостоятельной деятельности детей закрепляются навыки поведения в обществе. Наблюдения за поведением детей в самостоятельной игровой деятельности позволяет педагогу сделать вывод о том, какую модель поведения усвоил ребенок, как помочь малышу научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, что мешает конструктивному общению ребенка с окружающими.

В младшем возрасте к основным задачам нравственного воспитания относятся:

  • Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей.
  • Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.
  • Формировать умение здороваться и прощаться (по напоминанию взрослого); излагать собственные просьбы спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста».
  • Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям.

Приложение 1

В среднем возрасте содержание нравственного воспитания направлено на приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми:

  • Развивать эмоциональную отзывчивость - проявление сочувствия к близким людям, привлекательным персонажам сопереживания с ними, совместной радости;
  • Развивать адекватный отклик на прошедшие, текущие и будущие радостные и печальные события в семье, детском саду (болезнь, праздник и др.);
  • Формировать умение выполнять некоторые просьбы и поручения взрослых; развивать положительное отношение к требованиям взрослого по поводу выполнения норм и правил поведения («Нельзя громко кричать, потому другие дети меня не услышат»);
  • Формировать умение участвовать в коллективных играх и занятиях, устанавливая положительные взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками и др. на основе соблюдения элементарных норм и правил поведения (не мешать друг другу, при необходимости – помогать, считаться с интересами и желаниями партнеров и др.), стремление к взаимодействию со сверстниками в соответствии с адекватной гендерной ролью;
  • Развивать некоторые нравственные чувства и эмоции (стыд, любовь и др.); формировать представление о некоторых моральных нормах и правилах поведения, отражающих два-три противоположных моральных понятия (например, «взаимопомощь» («взаимовыручка») – «себялюбие», «жадность» - «щедрость» и др.); формировать умение приводить соответствующие примеры из жизни, мультфильмов, литературы и др.;
  • Формировать умение в практике общения и взаимоотношений по просьбе взрослого и самостоятельно совершать нравственно-направленные действия (например, поделиться чем-либо, помочь одеться и др.).

Приложение 2

В старшем дошкольном возрасте дети учатся:

  • Развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности; учить проявлять вежливость при вступлении в общение и в различного рода социальные взаимодействия;
  • Развивать эмоциональное отношение к окружающей действительности, умение сочувствовать людям, сопереживать, сорадоваться; формировать представления о нравственных чувствах и эмоциях (любовь, долг и ответственность, гордость, стыд, совесть);
  • Формировать представления о нормах и правилах поведения (в том числе моральных, формировать умение соблюдать нормы и правила поведения со взрослыми и сверстниками, совершать нравственно-направленные действия (поделиться чем-либо, помочь в затруднительной ситуации, придвинуть стул и предложить сесть, подать руку, поднять выроненную вещь, утешить обиженного и др.);
  • Учить понимать содержание некоторых моральных понятий («честность» - «лживость», «скромность» - «нескромность» («зазнайство») и др.), различать близкие по значению нравственных понятия (например, «жадный» - «экономный»), приводить соответствующие примеры из жизни, кино, литературы и др.;
  • Формировать соответствующую морально-оценочную лексику;
  • Побуждать совершать положительный нравственный выбор (воображаемый и реальный (в ситуациях с участием близких людей, друзей и т. д.).

Приложение 3

Огромным потенциалом для развития ребенка-дошкольника обладают интегрированные занятия, которые относительно недавно появились в педагогической практике. В чем их схожесть и отличия от хорошо знакомых комплексных занятий?

Целью интегрированных и комплексных занятий, построенных на междисциплинарной связи понятий, должно быть разностороннее изучение объекта (предмета или явления), осмысленное восприятие окружающего мира, приведение сформированных знаний в соответствующую систему, побуждение фантазии, творчества и интереса, поддержание положительно-эмоционального настроения.

Занятия, которые включают междисциплинарные знания, достигают эффективности, если реализуются такие дидактичные условия их организации и проведения:

  • построение интегрированных и комплексных занятий на основе концентрации содержания вокруг одной темы
  • конкретизация заданий на каждом из этапов занятия
  • последовательное формирование понятий и умений с общим содержанием
  • рациональное использование разнообразных средств активизации познавательной деятельности детей.

Основными задачами на таких занятиях являются: всестороннее развитие ребенка, формирования целостного представления о конкретном предмете на основе интеграции разных понятий с вовлечением детей в разные виды деятельности. Вместе с тем, эти типы занятий имеют ряд отличий.

Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение [Н. Гавриш].

Структура интегрированных занятий требует особенной четкости, продуманной и логической взаимосвязи материала из разных дисциплин на всех этапах изучения темы. Это достигается при условии компактного, сконцентрированного использования материала программы, использования современных способов организации детей на занятии, интерактивной работы.

Комплексным является занятие, направленное на разностороннее раскрытие сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые последовательно меняют друг друга [Н. Гавриш].

Комплексное и интегрированное занятия обязательно являются тематическими, в них избранная тема или ключевое понятие является основой для объединения заданий из разных видов деятельности.

Комплексное занятие предусматривает эпизодическое включение в него вопросов и заданий из разных дисциплин, из разных видов деятельности. Это способствует углубленному восприятию и осмыслению конкретного понятия.

Интегрированное занятие построено по принципу объединения нескольких видов деятельности и разных средств развития детей. Использование различных видов детской деятельности в рамках одного занятия позволяет решать одновременно большое количество педагогических задач. Способствует предупреждению утомления ребенка, повышает привлекательность непосредственно образовательной деятельности. Позволяет включать в работу несколько анализаторов одновременно, что способствует лучшему усвоению программного материала. Интегрированные занятия позволяют повысить мотивацию детей к организованной деятельности, способствуя повышению познавательного интереса. Способствуя развитию мыслительной деятельности воспитанников, интегрированные занятия в дошкольном образовательном учреждении помогают освоить способы получения информации, мыслить нестандартно, сравнивать и обобщать, делать выводы. Ребенок воспринимает мир целостно, изучает тесные взаимосвязи между различными сферами деятельности человека. Нравственно-патриотическое содержание интегрируется с содержанием различных образовательных областей – чтение художественной литературы, художественный труд, социализация, труд, коммуникация, познание, безопасность. Введение нравственного содержания в интегрированные занятия способствует формированию социально-значимого поведения дошкольников, успешной социализации малыша.

Систематическая работа по нравственному воспитанию способствует формированию интегративных качеств - эмоционально отзывчивый, общительный, овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками, способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Литература:

  1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
  2. Декларация принципов толерантности.
  3. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада. Методическое пособие. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. Серия "Библиотека программы "От рождения до школы".
  4. Нравственное воспитание в детском саду. В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова, Р. И. Жуковская. М.: Просвещение.
  5. Беседы о хорошем и плохом поведении. Шорыгина Т.А. ТЦ Сфера.
  6. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Буре Р.С., Година Г.Н. и др. М: Просвещение.
  7. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Р.Буре. М: Мозаика-Синтез.
  8. Современное занятие Н.В.Гавриш.