Цель: повысить уровень коммуникативной компетенции учащихся.
Задачи:
- практически опробовать упражнения, тренирующие коммуникативную гибкость;
- выработать индивидуальный стиль общения;
- стимулировать процесс самоосознания и самопонимания у учащихся;
ХОД УРОКА
– Как вы считаете, общение важно для нас?
Почему?
– Можно ли научиться общаться лучше?
Коммуникабельность – это одно из требований
современного общества.
Разыгрывается ситуация:
Двое ребят пытаются начать диалог, один из них
стоит в «закрытой позе» и не проявляет интереса к
собеседнику, второй пытается войти с ним в
полноценный контакт.
Обсуждение:
– Сложно было общаться с человеком, не
проявляющим интереса? Почему? Что мешало
установить контакт?
Из всех людей единицы изначально умеют
общаться легко, непринужденно, эффективно, без
конфликтов. Подавляющее большинство людей этому
учатся и лучше всего делать это
непосредственно в процессе общения.
Презентация «Как научиться общаться лучше».
В основе эффективного общения лежит несколько общих правил:
1. Проявляйте искренний интерес к другим
людям. «Человек, который не проявляет интереса
к своим собратьям, людям, переживает
наибольшие трудности в жизни и причиняет
наибольшие несправедливости другим».
2. Попытайтесь понять достоинства другого
человека и искренне признать, похвалить эти
достоинства. Дайте людям почувствовать
их значимость и уникальность.
3. Вместо того чтобы осуждать людей,
постарайтесь понять, почему они поступают так,
а не иначе. Это более эффективно, чем
критиковать или осуждать, так как критика ставит
человека в позицию обороняющегося
и побуждает его искать для себя оправдания,
а не заставляет задуматься.
4. Будьте доброжелательным, приветливым,
улыбайтесь.
5. Обращайтесь к человеку по имени,
отчеству, помните, что для человека звук его
имени является самым важным и приятным звуком
в человеческой речи.
6. Говорите о том, что интересно вашему
собеседнику.
7. Будьте хорошим слушателем, этим побуждая
человека рассказывать о себе.
8. Проявляйте уважение и терпимость
к мнениям другого. Не употребляйте
выражений типа: «Ты ничего не понимаешь!»,
«Твои взгляды безнадежно устарели!», «Думать
так – глупо!». Отзываясь неодобрительно
о мнениях, вкусах, привычках другого человека,
вы обижаете его самого, его личность.
К тому же, чаще всего мы меряем по себе,
поэтому помните, что вы – не эталон для
всех, не предмет для подражания, у другого
человека другие взгляды на жизнь, он даже
так и называется – ДРУГОЙ.
9. Больше слушайте, чем говорите.
10. Попытайтесь искренне стать на место
другого человека, увидеть вещи с его точки
зрения.
11. Как указать человеку на ошибку,
не обидев его?
– узнайте, что он сам думает о своем
поступке,
– начните с похвалы, отметьте, что ему удается,
а затем скажите об ошибке,
но не обобщая («У тебя всегда так!»)
и не переходя на личность человека
(«У тебя ничего не вышло, потому что
ты лентяй!»),
– никогда не критикуйте человека при
посторонних – это унижает его достоинство;
лучше – один на один.
– Кроме словесного общения, как еще можно донести информацию до собеседника? (C помощью жестов)
– А сейчас несколько добровольцев потренируют свои актерские способности, а все остальные – умение понимать состояние и настроение человека по его внешнему виду.
Упражнение – разминка. Учитель раскладывает на столе маленькие записки на которых написаны различные состояния, каждый из ребят по очереди подходит к столу и вытягивает по одной бумажке, читает доставшееся ему состояние и демонстрирует перед классом, но только с помощью своего поведения, мимики, жестов – всем, кроме слов и письма. Класс отгадывает (необязательно дословно, но приблизительный смысл).
Список состояний:
– хочу спать;
– я устал;
– я уверен в себе;
– как вы мне все надоели;
– пожалей меня;
– у меня хорошее настроение;
– обратите на меня внимание;
– а у меня по контрольной «5»;
– ой, боюсь, боюсь;
– у меня есть тайна;
– мне это нравится;
– мне скучно;
– я вам всем покажу!;
– я стесняюсь;
– ну почему все так плохо;
– ребята, давайте жить дружно.
– я влюбилась!
– мне стыдно!
– я голодный!
– мне холодно;
– мне жарко.
Обсуждение:
Какие трудности у вас возникли в результате
такого общения? Как было бы проще объяснить свое
состояние? (живое общение).
Живое общение с собеседником часто бывает
спонтанным, непредсказуемым, быстро меняющимся:
нельзя составить план, из которого знаешь, что
спросит он и что должен ответить
ты. Иногда все складывается совсем не так,
как ты думал. Требуется хорошо развитая гибкость –
умение изменять свое поведение в зависимости
от ситуации и реакции собеседника, находить
новые способы контакта. Человек обретает эту
способность, проходя через множество различных
ситуаций и общаясь со многими людьми,
вынося практический опыт. Следующее упражнение
тренирует умение гибко изменять свое поведение
в ситуации.
Упражнение «Карусель». Разделитесь на две группы поровну. Одна группа пусть образует внутренний круг, а другая – внешний, лицом к лицу. Сейчас учитель будет называть задание, которое вы проделаете с тем, кто напротив вас, а затем – он сделает то же с вами. После выполнения каждого задания весь внешний круг сдвигается на одного человека вправо, – и у каждого появляется новый партнер для следующего задания.
Задания:
– поздоровайтесь необычным способом
(но приятным для собеседника): например,
потритесь носами, подайте руки тыльными
сторонами, …;
– представьтесь необычным именем
(фантастическим, выдуманным, иностранным, …);
– скажите собеседнику комплимент;
– задайте человеку один интересующий вас вопрос;
– перед вами незнакомый человек, познакомьтесь,
узнайте, чем он занимается, чем интересуется;
– в поезде вы оказались в купе
со знаменитым артистом (певцом, спортсменом,
актером), вы – его давний поклонник,
познакомьтесь с ним, перекиньтесь несколькими
фразами;
– рядом с вами – расплакавшийся ребенок,
успокойте его;
– вы встретились с человеком, который вам
нравится, поговорите с ним о чем-нибудь
приятном.
Обсуждение
– Что же такое гибкость? Легко ли было изменять свое поведение? Что мешало?
Вывод:
– Прошла очередная наша с вами встреча. Итак, чему она была посвящена? Была ли наша встреча полезна для вас? Чем?
– Я, как педагог-психолог разработала для вас рекомендации, которые вы можете использовать в повседневной жизни, и которые помогут вам наладить как можно больше правильных контактов. (Приложение 1)
Общение – наш путь к успеху, так давайте будем успешными людьми.