Урок физического эксперимента
Цель урока | Образовательная: Научиться -
самостоятельно проводить эксперимент, умению
вести наблюдение. Развивающая: Познавательный интерес, любознательность Воспитывающая Не только талант, но и трудовые усилия дадут результат в учебе |
Тип урока | Урок эксперимента |
Оборудование | L – микро; свеча, стеклянные пластинки, картон, булавка, химический стакан с водой |
План урока | 1.Знакомство 2. Вводные слова 3.Демонстационной эксперимент 4. Ученический эксперимент 5.Практическая работа 6.Опыт - загадка |
1. Знакомство - 2 мин
2. Вводные слова – 3 мин
3. Демонстационной эксперимент – 3 мин
4. Ученический эксперимент – 6 мин
5. Практическая работа - 25 мин
6. Опыт – загадка - 6 мин
На столе у учащихся лежат карточки с формулой по определению цены деления измерительного прибора, стоят карточки с фамилиями ученых (чтобы легче было общаться с учениками)
Знакомство, вводные слова
Урок начинается с вопроса.
Демонстрационный физический эксперимент
Зрительные иллюзии
Журнал “Квант” №6 – 2006 г.
Вопрос
Можно ли продемонстрировать кому-либо, как свеча горит под водой?
На демонстрационном столе заранее поставить приборы, чтобы затем поставить этот эксперимент.
Скажи мне и я забуду
Покажи мне и я запомню
Дай мне сделать, и я пойму.
Сократ
Урок физического эксперимента
Путешествие в царство “Оптика”
Цель: научить - самостоятельно проводить эксперимент, умению вести наблюдение.
Написать на доске и поговорить с учащимися что наблюдали, когда проходили тему:
Тепловые явления Нагревание и кипение воды 1. Появление пузырьков на дне и стенках сосуда 2. Шум перед закипанием 3. При нагревании воды температура от 200С до 800С изменялась быстрее, чем от 800С до 1000С. излучение 4. Появившиеся пузырьки в некоторый момент времени казались блестящими полное
|
Повторить с учащимися
Свет – излучение
ЗАКОНЫ
1. Свет в однородной среде распространяется прямолинейно
2.Угол падения – ? равен углу отражения – ?
Лучи, падающий и отраженный, лежат в одной плоскости с перпендикуляром, проведенным к границе раздела двух сред в точке падения луча.
Ученический эксперимент
Эксперимент №1
. В стакан с водой вертикально погрузите пластинки. Посмотрите через стакан и пластинки, ориентированные перпендикулярно к лучу зрения, на какой-нибудь достаточно ярко освещенный предмет (рис.1) . Теперь постепенно поворачивайте пластинки, меняя угол между ними и направлением наблюдения. Начиная с некоторого значения этого угла, вместо предмета, расположенного за стаканом с водой, вы увидите блестящую, как превосходное зеркало, внутреннюю поверхность ближайшей к глазу пластинки.
Эксперимент №2
Практическая работа
Цель: проверка закона отражения
Оборудование: оборудование L – микро; планшет, лампа на подставке, ключ, экран, держатель оптических элементов, плоское зеркало, лимб, источник электропитания, соединительные провода.
Теория: Угол падения – угол между падающим лучом и перпендикуляром, восстановленным в точку падения луча
Угол отражения – угол между отраженным лучом и перпендикуляром
Ход эксперимента
Лампа, ключ, источник питания соедините последовательно и установите на планшет.
К =
1. Экран разместите в 3-4см от лампы. Луч света, пройдя через щель экрана, должен распространяться перпендикулярно его плоскости.
2. Вплотную к экрану со стороны, противоположной лампе, положите на планшет лист бумаги, а на него лимб (в уже имеющийся круг). Лимб расположите так, чтобы луч света, скользя по его поверхности, проходил через оба деления, отмеченные цифрами 0.
3. Установите зеркало в центре лимба. При этом поверхность зеркала с отражающим слоем должна располагаться на линии полукруга, нанесенной на лимбе. Нижний край зеркала должен прилегать вплотную к поверхности лимба.
4. Поверните лимб так, чтобы угол падения света на зеркало составил 100. Поворачивая лимб нужно соблюдать два условия: а) Зеркало относительно лимба двигаться не должно; в) Лимб не должен выходить за пределы контура, нанесенного на листе бумаги.
5. Измерьте угол отражения
6. Повторите измерение угла отражения при углах падения в 200, 300,400 и 500.
Запишите результаты в таблицу (учащимся выдается листок отчета)
Угол падения | 100 | 200 | 300 | 400 | 500 |
Угол отражения |
Вывод:
Лист для учащегося
Инструкция ТБ - (Фамилия Имя ) |
Отчет о проделанной работе
Урок физического эксперимента
Путешествие в царство “Оптика”
Цель: научиться - самостоятельно проводить эксперимент, умению вести наблюдение.
Эксперимент №2
Практическая работа
Цель: проверка закона отражения
Оборудование: планшет, лампа на подставке, ключ, экран, держатель оптических элементов, плоское зеркало, лимб, источник электропитания, соединительные провода.
Теория: Угол падения – угол между падающим лучом и перпендикуляром, восстановленным в точку падения луча
Угол отражения – угол между отраженным лучом и перпендикуляром
Запишите результаты в таблицу
Угол падения | 100 | 200 | 300 | 400 | 500 |
Угол отражения |
Запишите цену деления лимба –
Вывод:
Опыт-загадка
Эксперимент №3
Если в плотной бумаге проделать булавочное отверстие и, держа бумагу примерно в десяти сантиметрах от правого глаза (левый зажмурен!), медленно поднимать гвоздик шляпкой вверх так, чтобы он касался ресниц. Опишите, что вы наблюдаете:
Оценка
Ответ на загадку: В кружке света появляется перевернутое изображение гвоздика, движущееся вниз.
Объяснение явления: гвоздик отбрасывает на сетчатку глаза тень, которая ориентирована так же, как сам гвоздик. Но мозг переворачивает изображение, и тень кажется нам перевернутой.
Спасибо за урок!
Все эксперименты взяты из журнала “Квант”.