Урок физического эксперимента на тему "Путешествие в царство Оптика"

Разделы: Физика


Урок физического эксперимента

Цель урока Образовательная: Научиться - самостоятельно проводить эксперимент, умению вести наблюдение.

Развивающая: Познавательный интерес, любознательность

Воспитывающая Не только талант, но и трудовые усилия дадут результат в учебе

Тип урока Урок эксперимента
Оборудование L – микро; свеча, стеклянные пластинки, картон, булавка, химический стакан с водой
План урока 1.Знакомство

2. Вводные слова

3.Демонстационной эксперимент

4. Ученический эксперимент

5.Практическая работа

6.Опыт - загадка

1. Знакомство - 2 мин

2. Вводные слова – 3 мин

3. Демонстационной эксперимент – 3 мин

4. Ученический эксперимент – 6 мин

5. Практическая работа - 25 мин

6. Опыт – загадка - 6 мин

На столе у учащихся лежат карточки с формулой по определению цены деления измерительного прибора, стоят карточки с фамилиями ученых (чтобы легче было общаться с учениками)

Знакомство, вводные слова

Урок начинается с вопроса.

Демонстрационный физический эксперимент

Зрительные иллюзии

Журнал “Квант” №6 – 2006 г.

Вопрос

Можно ли продемонстрировать кому-либо, как свеча горит под водой?

На демонстрационном столе заранее поставить приборы, чтобы затем поставить этот эксперимент.

Скажи мне и я забуду
Покажи мне и я запомню
Дай мне сделать, и я пойму.
Сократ

Урок физического эксперимента

Путешествие в царство “Оптика”

Цель: научить - самостоятельно проводить эксперимент, умению вести наблюдение.

Написать на доске и поговорить с учащимися что наблюдали, когда проходили тему:

Тепловые явления

Нагревание и кипение воды

1. Появление пузырьков на дне и стенках сосуда

2. Шум перед закипанием

3. При нагревании воды температура от 200С до 800С изменялась быстрее, чем от 800С до 1000С. излучение

4. Появившиеся пузырьки в некоторый момент времени казались блестящими полное

  • внутренне
  • отражение

Повторить с учащимися

Свет – излучение

ЗАКОНЫ

1. Свет в однородной среде распространяется прямолинейно

2.Угол падения – ? равен углу отражения – ?

Лучи, падающий и отраженный, лежат в одной плоскости с перпендикуляром, проведенным к границе раздела двух сред в точке падения луча.

Ученический эксперимент

Эксперимент №1

. В стакан с водой вертикально погрузите пластинки. Посмотрите через стакан и пластинки, ориентированные перпендикулярно к лучу зрения, на какой-нибудь достаточно ярко освещенный предмет (рис.1) . Теперь постепенно поворачивайте пластинки, меняя угол между ними и направлением наблюдения. Начиная с некоторого значения этого угла, вместо предмета, расположенного за стаканом с водой, вы увидите блестящую, как превосходное зеркало, внутреннюю поверхность ближайшей к глазу пластинки.

Эксперимент №2

Практическая работа

Цель: проверка закона отражения

Оборудование: оборудование L – микро; планшет, лампа на подставке, ключ, экран, держатель оптических элементов, плоское зеркало, лимб, источник электропитания, соединительные провода.

Теория: Угол падения – угол между падающим лучом и перпендикуляром, восстановленным в точку падения луча

Угол отражения – угол между отраженным лучом и перпендикуляром

Ход эксперимента

Лампа, ключ, источник питания соедините последовательно и установите на планшет.

 

К =

1. Экран разместите в 3-4см от лампы. Луч света, пройдя через щель экрана, должен распространяться перпендикулярно его плоскости.

2. Вплотную к экрану со стороны, противоположной лампе, положите на планшет лист бумаги, а на него лимб (в уже имеющийся круг). Лимб расположите так, чтобы луч света, скользя по его поверхности, проходил через оба деления, отмеченные цифрами 0.

3. Установите зеркало в центре лимба. При этом поверхность зеркала с отражающим слоем должна располагаться на линии полукруга, нанесенной на лимбе. Нижний край зеркала должен прилегать вплотную к поверхности лимба.

4. Поверните лимб так, чтобы угол падения света на зеркало составил 100. Поворачивая лимб нужно соблюдать два условия: а) Зеркало относительно лимба двигаться не должно; в) Лимб не должен выходить за пределы контура, нанесенного на листе бумаги.

5. Измерьте угол отражения

6. Повторите измерение угла отражения при углах падения в 200, 300,400 и 500.

Запишите результаты в таблицу (учащимся выдается листок отчета)

Угол падения 100 200 300 400 500
Угол отражения          

Вывод: 

Лист для учащегося

Инструкция ТБ - (Фамилия Имя )

Отчет о проделанной работе

Урок физического эксперимента

Путешествие в царство “Оптика”

Цель: научиться - самостоятельно проводить эксперимент, умению вести наблюдение.

Эксперимент №2

Практическая работа

Цель: проверка закона отражения

Оборудование: планшет, лампа на подставке, ключ, экран, держатель оптических элементов, плоское зеркало, лимб, источник электропитания, соединительные провода.

Теория: Угол падения – угол между падающим лучом и перпендикуляром, восстановленным в точку падения луча

Угол отражения – угол между отраженным лучом и перпендикуляром

Запишите результаты в таблицу

Угол падения 100 200 300 400 500
Угол отражения          

Запишите цену деления лимба –

Вывод:

Опыт-загадка

Эксперимент №3

Если в плотной бумаге проделать булавочное отверстие и, держа бумагу примерно в десяти сантиметрах от правого глаза (левый зажмурен!), медленно поднимать гвоздик шляпкой вверх так, чтобы он касался ресниц. Опишите, что вы наблюдаете:

Оценка

Ответ на загадку: В кружке света появляется перевернутое изображение гвоздика, движущееся вниз.

Объяснение явления: гвоздик отбрасывает на сетчатку глаза тень, которая ориентирована так же, как сам гвоздик. Но мозг переворачивает изображение, и тень кажется нам перевернутой.

Спасибо за урок!

Все эксперименты взяты из журнала “Квант”.