Цель: обобщить знания учащихся по изученной теме.
Задачи:
Образовательные:
- вспомнить основные способы образования слов;
- закрепить умение отличать морфемный разбор от словообразовательного;
- повторить приставки пре- и при-;
- повторить чередующиеся гласные в корне;
- *СЗ - запятые в СП и ПП с однородными членами.
Развивающие:
- развить логическое мышление;
- развить монологическую речь.
Воспитывающие:
- привить любовь к русскому языку
Ход урока
I. ОМ.
Готовность к уроку: учебник, тетрадь, ручка, карандаш.
Оснащение урока: учебник, карточки с индивидуальными заданиями, кроссворды
II. Целеполагание
Объявление темы урока, его цели и задач.
III. Актуализация знаний.
1. Повторение теории по теме: «Словообразование»
- Что такое словообразование?
-Что такое морфемика?
- Какие нам известны значимые части слова?
- Что такое окончание?
- Что такое основа слова?
- Что такое корень?
- Что такое приставка?
- Что такое суффикс?
- Какие нам известны способы образования слов? (перечислить и записать на доске в столбик)
2. Распределительный диктант.
- Приставочный: бесполезный, поднести
- Приставочно-суффиксальный: опилки, наездник, ошейник
- Суффиксальный: сосновый, мячик, ленточки
- Бессуфиксальный: отход, заплыв, перелет
- Сложение основ(): листопад , сталевар
- Сложение части слова и целого слова: стенгазета, медпункт
- Сложение целых слов: кресло-качалка, город-герой
- Сложносокращенные слова: комбат, ВВЦ
- Переход одной части речи в другую: кондитерская, ученый
Проверка распределительного диктанта. *+карточки с индивидуальными заданиями
3. Морфемный и словообразовательный разбор слова(по вариантам I-II)
а) разберите по составу слова:
Вывод: Чем отличается морфемный разбор от словообразовательного?
Ответ учащихся: Морфемный разбор-это разбор слова по составу, а словообразовательный- это от чего и с помощью чего образовано слово.
4. Повторение приставок пре- и при-
- Назовите четыре значения приставки при-
- Назовите два значения приставки пре-
- Приведите примеры словосочетаний на приставки пре- и при-
(Устно и письменно в тетрадях) *+карточки с индивидуальными заданиями
- Решение кроссвордов (с опорой на доске).
1. Какое значение приставки при- «спряталось» в этом слове? (13 клеток)
(Присоединение)
2. Какое значение приставки пре- «спряталось» в этом слове?(5 клеток)
(Очень)
3. Какие два слова с приставками пре- и при- пересеклись в точке «Е»?
(Приключение-преодоление)
5. Повторение чередующейся гласной в корне слова.
а) Прослушайте стишок и сформулируйте правило о чередовании гласных в корне слова.
Корень -кос- спросил Всезнайку
«Ты скажи мне без утайки,
Почему подружка –Кас-
Возгордилася у нас?»
И ответил тут Всезнайка
Абсолютно без утайки,
Что подружку нашу -Кас-
Защищает суффикс –а-
Ответ учащихся: если после корня следует -а- , то в корне пишется –кас-
Например: касаться, но коснуться
б) Прослушайте стишок, сформулируйте правило о чередовании гласных в корне слова.
-Раст- и –рос- пришли с прогулки,
Не сидели ни минутки:
Всем хотели рассказать,
Как их правильно писать.
Если в корне буква Т,
То пиши растение, ну а если подросло,
То напишем букву О.
Что ж тут долго рассуждать-
Нужно просто это знать.
Ответ учащихся: если корень оканчивается на согласный звук Т, то в корне пишется А, если на С, то – О
- Есть ли исключение из правила?
Ответ: есть: росток, Ростов, отрасль
Например: вырастить цветы, водоросли в озере
Но: маленький росток, отрасль промышленности
в) Прослушайте стишок и сформулируйте правило о чередовании гласных в корне слова.
Гар- и гор- друг с дружкой дружат,
Им пожар совсем не нужен,
Заключили соглашенье:
Гар- писать под удареньем.
Гор- не будет ударяться
Будет просто –гор- писаться.
Согласитесь ради дела,
Что загар и загорелый-
Очень просто для примера.
Ответ учащихся: в корнях гар-, гор- под ударением пишется А, без ударения – О
Например: угар, загар, огарок, но загорелый, горелки, подгореть(искл. : выгарки)
* + карточки с индивидуальными заданиями
*СЗ 6. Сопутствующее повторение: запятая в СП и ПП с однородными членами
В лесу мы собирали растения, подбирали причудливые корни деревьев, не пренебрегали шишками, перышками, потому что это пригодится нам для игрушек на елку. (запись предложения на доске и в тетрадях)
1 ученик:
1. Характеристика предложения.
Повествовательное, невосклицательное, распространенное, двусоставное, сложное, полное.
2. Подчеркнуть грамматические основы предложения
3. Дать его схему
2 ученик:
4. Разобрать предложение по членам.
3 ученик:
5. Разобрать по составу слова: перышками, игрушек, причудливые.
4 ученик:
6. Отработать слова с чередующейся гласной в корне слова:
Собирали (подбирали), растения.
5 ученик:
7. Отработать орфограмму: приставки пре- и при-:
причудливые, пригодится, пренебрегаем (неясное значение→запоминаем)
6 ученик:
8. Чем осложнено предложение?
9. Схемы однородных членов предложения
10. Собирали, подбирали, пренебрегали
11. Шишками, перышками
Ответ: однородными сказуемыми и однородными дополнениями
Резервное задание:
Соприкосновение с природой всегда прекрасно.
- Подчеркнуть грамматическую основу
- Отработать графически изученные орфограммы
IV. Подведение итогов урока.
- Что мы сегодня повторили? (см.задачи урока)
- Что было особенно интересно?
- Что вызвало затруднения?
- Оценка урока учителем.