Задачи:
- Закреплять знания детей о правилах дорожного движения;
- Учить дошкольников правилам этического и безопасного поведения в городском транспорте;
- Показать причины дорожно - транспортных происшествий по вине пешехода;
- Активизировать познавательный интерес воспитанников;
- Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал;
- Развивать чувство ритма, координацию движений, внимание;
- Развивать коммуникативные качества личности ребенка;
- Активизировать знания родителей об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения на улицах города, в общественном транспорте.
Музыкальный репертуар:
1. В. Шаинский. Песня “Вместе весело шагать”.
2. Л. Вахрушин. Песня “Автобус”.
3. Я. Пишумов. Песня “Светофора”.
4. В. Шаинский. На мелодию песни “Если с другом вышел в путь”.
5. Музыка детских песен.
Участники занятия – развлечения:
1. Воспитатель старшей логопедической группы “Степашка”
Марьина Лидия Петровна.
2. Музыкальный руководитель
Аликина Татьяна Ивановна.
3. Дети старшей группы “Степашка”.
4. Дети средней группы “Чиполлино”
Под веселую музыку выходят дети средней группы “Чиполлино”.
Их встречает на площадке воспитатель.
Воспитатель:
Придумано кем – то просто и мудро
При встречи здороваться доброе утро.
Доброе утор – солнцу и птицам
Доброе утор – улыбчивым лицам
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера.
Воспитатель и дети здороваются.
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы учиться в школе? Давайте с вами сегодня отправимся в школу, не простую, а в школу “Светофорных наук”. На чем мы с вами поедем? Какой общественный транспорт вы знаете?
Ответы детей....
Воспитатель: Вы согласны поехать на автобусе? А вот и он. (Соблюдая правила – идти только по правой стороне тротуара), дети подходят к заранее построенному автобусу и занимают свои места.
Песня “Автобус”.
Воспитатель: Пока мы будем ехать, поговорим о правилах поведения в общественном транспорте. Автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси, электричка – все это и есть общественный транспорт. В этом транспорте ездят разные люди: рабочие, учащиеся, старики, дети. И здесь нужно соблюдать свои правила.
1 правило. Если на остановке много народа, не становись в первый ряд, тебя случайно могут толкнуть под колеса.
Ребенок:
Плохо в первый ряд вставать,
Плохо торопиться.
Лучше в садик опоздать,
Чем успеть в больницу.
2 правило. Во время движения нельзя руками трогать двери. Нужно подождать, пока их не откроет водитель, у него есть специальная кнопка, также нельзя стоять на ступеньках, можно выпасть. Ребята, а можно разговаривать во время движения с водителем?
Ответы детей: Нет, водитель отвлекается.
Воспитатель: А высовываться в окно?
Ответы детей: Нет, это опасно.
3 правило: В общественном транспорте запрещается, есть мороженое и другие продукты, которые могут испачкать людей. Также положено уступать место больным и пожилым людям, женщинам с маленькими детьми на руках.
Воспитатель:
Но что там происходит за окошком?
Остановился наш автобус на немножко.
Ребенок:
В автобус старушка залезла с трудом
И хоть не хочется вставать
Всегда ей место уступить готов
Ведь старость надо уважать.
(Создание и разрешения проблемной ситуации)
Воспитатель: Скажите малыши, а можно громко разговаривать в автобусе?
Ответы детей: Нет, это мешает другим пассажирам.
Воспитатель: Молодцы! Вы хорошие пассажиры, умеете, вести себя в общественном транспорте и никто вам не сделает замечание ни в автобусе, ни в трамвае. А вот и наша остановка. “Школа светофорных наук” находится на другой стороне улицы. А кто поможет нам перейти дорогу, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Помогает нам понять, где идти, а где стоять.
На дороге он стоит и ребяткам говорит:
Красный свет – ходу нет,
Желтый – подождите,
Зеленый – проходите.
Существует с давних пор
Наш помощник – светофор.
Выходит мальчик – светофор.
Светофор:
Чтобы тебе помочь перейти путь опасный:
Горят, и день и ночь: зеленый, желтый, красный.
Песня “Светофора”
Светофор:
Хоть ребята я и строг, все же на игру готов.
Подмигну я красным глазом – замираете вы разом.
Подмигну вам желтым – ждите, продолжаете, стоите.
Подмигну зеленым глазом – все вы топаете разом.
Игра “Светофорчик”
(Светофор на зеленый свет переводит детей через дорогу, где их встречает инспектор ГИБДД).
Светофор: Ребята, инспектор ГИБДД – самый главный знаток правил дорожного движения. А вот и он.
Инспектор:
В город, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Светофор: Ребята, чтобы вы хотели у него спросить, узнать?
Ребенок: Пожалуйста, познакомьте нас с дорожными знаками.
Инспектор: С большим удовольствием. Знаки, знаки становитесь, перед нами появитесь.
1 ребенок:
Вот она улица – над головой.
Знаки развешаны по мостовой
Азбуку города помни всегда
Чтоб не случилась с тобою беда.
2 ребенок:
И проспекты, и бульвары, всюду улицы шумны
Проходи по тротуару только с правой стороны.
Тут шалить, мешать народу
Все:
Запрещается.
Быть примерным пешеходом.
Все: Разрешается.
3 ребенок:
Если едешь ты в трамвае
И вокруг тебя народ, не толкаясь, не зевая, проходи всегда вперед.
Ехать “зайцем”, как известно
Все:
Запрещается.
Уступить старушке место
Все: Разрешается.
4 ребенок:
Если ты гуляешь просто – все равно вперед гляди,
Через шумный перекресток осторожно проходи.
Переход на красном свете
Все:
Запрещается.
При зеленом даже детям
Все: Разрешается.
Инспектор:
Знаков дорожных на свете не мало,
Все бы их выучить вам не мешало.
Выходят знаки старшей группы “Степашка” и становятся на свои места. Идет знакомство детей средней группы “Чиполлино” с дорожными знаками. Инспектор подводит детей к первому знаку.
1 знак:“Пешеходный переход”.
Синий знак такого рода защищает пешехода.
Переходим с куклой вместе мы дорогу в этом месте.
2 знак: “Осторожно, дети”.
Затихают все моторы и внимательны шоферы.
Если знаки говорят: “Близко школа, детский сад”.
3 знак:“Пункт первой помощи”.
Не смотрите грустным взглядом,
Помощь близко, помощь рядом.
Вам ее окажут тут
Фельдшер, знахарь и хирург.
4 знак: “Пункт питания”.
Тут вилка, тут ложка –
Подзаправимся немножко
Накормили и собаку
Говорим “спасибо” знаку.
5 знак:“Движение на велосипедах запрещено”.
Ездят здесь одни машины,
Ездят здесь одни машины.
Грозно их мелькают шины.
У тебя велосипед? Значит – стоп! Дороги – нет!
Воспитатель: Ребята, а у кого из вас есть велосипед? Вы умеете кататься? Как вы думаете, где можно кататься, а где нет?
Ответы детей....
Проводится наглядный пример с участием велосипедиста в дорожно – транспортном происшествии.
Инсценировка стихотворения:
Воспитатель:
Наш Никита уж не мал
Велосипед у брата взял:
Ребенок:
Прокачусь, прокачусь,
Словно ветер я промчусь.
Воспитатель:
Где кататься детворе? Ну конечно во дворе.
Нет машин, асфальт прекрасный, здесь и ездить не безопасно.
Только непослушный Никита говорит:
Ребенок:
Здесь очень скучно! Здесь кататься не охота,
Я поеду за ворота,
Велосипед проверю свой, прокачусь по мостовой.
Воспитатель:
Чуть Никита не пропал, под машину не попал
Нет, кататься детворе можно только во дворе.
Воспитатель знакомит детей со знаками “Движение на велосипеде разрешено”, “Движение на велосипеде запрещено”, объясняет, где и как нужно переходить дорогу и ехать на велосипеде.
6 знак: “Дорожные работы”.
Почему машины встали,
Почему проход закрыт?
Всю дорогу раскопали,
Даже тротуар закрыт.
Добавляет все работы знак “Дорожные работы”.
7 знак: “Прочие опасности”.
Замечательный знак! Восклицательный знак!
Значит можно здесь кричать
Петь, гулять, озорничать
Если бегать – босиком, если ехать с ветерком!
Отвечают люди строго:
Здесь опасная дорога
Очень просим знак дорожный
Ехать тихо, осторожно.
8 знак: “Место стоянки”.
У посадочных площадок пассажиры транспорт ждут
Установленный порядок нарушать нельзя и тут.
Светофор:
Повтори скорее, дружок, как усвоил ты урок?
Заучи закон простой: красный свет зажегся
Дети: Стой.
Светофор: Желтый, скажет пешеходу: приготовься
Дети: К переходу!
Светофор: А зеленый впереди – говорит он всем
Дети: Иди!
Инспектор:
Помните и млад и стар,
Выполняйте строго: пешеходам
Дети: Тротуар.
Инспектор: Транспорту
Дети: Дорога.
Инспектор:
Чтобы улицу большую,
Не волнуясь одолеть –
Нам налево и направо
Быстро надо
Дети: Посмотреть.
Инспектор:
Если правила движения выполняют все вокруг
Ни к чему тогда волненья
Помни это юный друг.
Песня “Если с другом вышел в путь”.