Краеведение в детском саду. Творческий проект "Город на тихой сосне"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Привет тебе, мой край родной,
С твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой,
И неоглядными полями!

С. Дрожжин

Чувство любви к Родине к родному краю – это одно из самых сильных чувств. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от неё, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания.  У каждого человека есть свой любимый город. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили. “Своя земля и в горсти мила” говорится в русской поговорке. Раньше, при отъезде из дома было принято брать с собой горстку родной земли. Считалось, что родная земля способна оберегать человека от опасностей. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где он родился, где промчалось его детство. У каждого любовь к родному краю проявляется по-разному. Например, поэты сочиняли стихи о любимом городе, композиторы писали музыку, художники отражали родные просторы в картинах, тем самым, прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы.

Воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.

Дети старшего дошкольного возраста обращают внимание на красоту того места, в котором они живут – это красота природы, зданий, некоторых элементов их декоративного убранства, скульптура. У детей возникают вопросы о том, почему люди украшают место, в котором они живут. Эстетические элементы в оформлении родного города дети способны связать с их функцией (для чего построено здание, что в нем находится?). У детей выражена потребность отразить впечатления от восприятия образов архитектуры и скульптуры в рисунках и играх, в сочинении историй.

Дошкольники начинают понимать, что состояние родного города зависит от отношения к нему жителей. Старшие дошкольники становятся способны к проявлению соответствующей их возможностям социальной активности, обращенной к городу и горожанам: совместному со взрослыми участию в социально значимых делах, акциях – посильная уборка участка детского сада, поздравление ветеранов, приглашение в детский сад пожилых людей, живущих в микрорайоне и прочее.

Важно использовать формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному городу, способствующие проявлению активной деятельностной позиции: непосредственное познание достопримечательностей родного города на прогулках и экскурсиях, чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края. Следует организовать просмотр слайдов и видеофильмов о городе, которые позволяют “приблизить” достопримечательности к ребенку, рассмотреть их в деталях, пережить чувства удивления, восхищения. Дети старшего дошкольного возраста включаются в празднование событий, связанных с жизнью города, — День рождения города, празднование военных триумфов, памятные даты, связанные с жизнью и творчеством знаменитых горожан. Старшие дошкольники с интересом посещают музеи родного города.

Активная позиция детей обеспечивается созданием в группе уголка краеведения, в котором ребенку предоставляется возможность действовать с картой города, рисовать, рассматривать книги и иллюстрации, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов.

Интеграция краеведческого содержания с другими разделами может состоять в следующем:

  • участие детей в целевых прогулках, экскурсиях по городу обеспечивает необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников;
  • обсуждение с детьми правил безопасного поведения в городе, например “Как правильно переходить дорогу”, “Что можно, чего нельзя делать на улице города”;
  • участие в совместном с воспитателем труде на участке детского сада: посильная уборка участка после листопада, подкормка птиц, живущих в городе;
  • развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений художественной литературы о малой родине, накопление опыта участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном городе, о достопримечательностях родного города, участие в придумывании сказок и историй о достопримечательностях малой родины;
  • рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, отражающих отношение людей к малой родине: высаживание деревьев и цветов в городе, возложение цветов к мемориалам воинов, украшение города к праздникам и прочее;
  • участие в проектной деятельности, продуктом которой являются журналы или газеты о малой родине, создание карт города, составление маршрутов экскурсий и прогулок по городу; коллекционирование картинок, открыток, символов, значков;
  • обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей-горожан;
  • участие с родителями и воспитателями в социально-значимых событиях, происходящих в городе: чествование ветеранов, социальные акции и прочее.

Мы хотим, чтобы наш город Алексеевка Белгородской области для детей стал родным не только на словах, но и в душе, приобщать к истории родного края необходимо уже в дошкольном детстве. Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и её будущее. Родина такова, какой мы её делаем сами.

Нами был разработан творческий проект “Город на Тихой Сосне”, который представлен в форме презентации. Данный проект рассчитан на один месяц. Его цель приобщение детей к истории родного края, воспитание нравственно-патриотических чувств, таких как любовь к родному дому, краю, Родине, ответственности за будущее своей страны. Да, именно так, ответственности за будущее, ребёнок должен понимать, что ему доверяют и он частичка этой Родины, края. “Учение в детстве, как резьба на камне” говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной – городом Алексеевка в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии интеграции образовательных областей таких как:

Познание

экскурсия “Путешествие по городу”

педагогическое мероприятие с детьми “Любимый город”

опыты и эксперименты “В гостях у хозяйки Меловой горы”

Музыка

слушание песен о городе Алексеевки

музыкальный досуг “Алексеевская земля”

Коммуникация

беседа “Подаренное солнцем масло”

Физкультура

подвижная игра “Кто быстрее соберёт подсолнушек”

Социализация

дидактическая игра “С какого растения семена”

настольная игра “Сложи картинку”

сюжетно ролевая игра “Улицы нашего города”

речевая игра “Отгадай, где я был?”

Художественное творчество

дидактическая игра “Нарисуй подсолнух”

рисование “Любимый город”

Чтение художественной литературы

стихотворение “Алексеевка” В. Кануник

Так, например, беседа “Подаренное солнцем масло” была направлена на знакомство с Алексеевским умельцем, Даниилом Семёновичем Бокаревым, который создал промышленный процесс производства подсолнечного масла. Масло подсолнечника быстро приобрело популярность в России.

Незабываемыми стали для детей экскурсии по родному городу совместно с родителями, в процессе которых формировались знания о родном городе, его истории, символике, достопримечательностях, познакомились с именами тех, кто основал и прославил город.

Ряд опытов и экспериментов “В гостях у хозяйки Меловой горы” позволил познакомить детей со свойствами мела, способами его добычи, дальнейшей переработки и использовании в промышленности.

Интересным стал конкурс знатоков для родителей “Я живу на земле Алексеевской”, который позволил расширить и углубить знания и детей, и родителей о городе Алексеевка, его истории, достопримечательностях, богатствах города, людях – тружениках. В конкурсе звучали песни про Алексеевку, одна из них С.Нестеренко “Алексеевка”, которая вызвала чувство гордости за свой родной город в душах детей и их родителей. Родители были вовлечены в образовательный процесс в совместной работе по изучению города и представили свои находки об истории родного края, своего происхождения и корнях именно в Алексеевской земле, на фотовыставке можно было увидеть фотографии XX–XXI века, проследить по ним истории семьи через несколько поколений.

В ходе реализации проекта дети приобрели знания об истории города, его символике, достопримечательностях, узнали имена тех, кто основал и прославил город, проявляли интерес к событиям городской жизни.

Как закрепление знаний детей о родном городе стал музыкальный досуг “Алексеевская земля”. Много песен было написано про город Алексеевку, они учат нас любить родной край, беречь родную природу, они-то и стали основой в организации данного мероприятия, костюмы родного края, игры, стихи, все это культурное наследие, которым мы очень дорожим.

“Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества”. (Д.С. Лихачев)