Привет тебе, мой край родной,
С твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой,
И неоглядными полями!
С. Дрожжин
Чувство любви к Родине к родному краю – это одно из самых сильных чувств. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от неё, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. У каждого человека есть свой любимый город. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили. “Своя земля и в горсти мила” говорится в русской поговорке. Раньше, при отъезде из дома было принято брать с собой горстку родной земли. Считалось, что родная земля способна оберегать человека от опасностей. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где он родился, где промчалось его детство. У каждого любовь к родному краю проявляется по-разному. Например, поэты сочиняли стихи о любимом городе, композиторы писали музыку, художники отражали родные просторы в картинах, тем самым, прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы.
Воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.
Дети старшего дошкольного возраста обращают внимание на красоту того места, в котором они живут – это красота природы, зданий, некоторых элементов их декоративного убранства, скульптура. У детей возникают вопросы о том, почему люди украшают место, в котором они живут. Эстетические элементы в оформлении родного города дети способны связать с их функцией (для чего построено здание, что в нем находится?). У детей выражена потребность отразить впечатления от восприятия образов архитектуры и скульптуры в рисунках и играх, в сочинении историй.
Дошкольники начинают понимать, что состояние родного города зависит от отношения к нему жителей. Старшие дошкольники становятся способны к проявлению соответствующей их возможностям социальной активности, обращенной к городу и горожанам: совместному со взрослыми участию в социально значимых делах, акциях – посильная уборка участка детского сада, поздравление ветеранов, приглашение в детский сад пожилых людей, живущих в микрорайоне и прочее.
Важно использовать формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному городу, способствующие проявлению активной деятельностной позиции: непосредственное познание достопримечательностей родного города на прогулках и экскурсиях, чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края. Следует организовать просмотр слайдов и видеофильмов о городе, которые позволяют “приблизить” достопримечательности к ребенку, рассмотреть их в деталях, пережить чувства удивления, восхищения. Дети старшего дошкольного возраста включаются в празднование событий, связанных с жизнью города, — День рождения города, празднование военных триумфов, памятные даты, связанные с жизнью и творчеством знаменитых горожан. Старшие дошкольники с интересом посещают музеи родного города.
Активная позиция детей обеспечивается созданием в группе уголка краеведения, в котором ребенку предоставляется возможность действовать с картой города, рисовать, рассматривать книги и иллюстрации, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов.
Интеграция краеведческого содержания с другими разделами может состоять в следующем:
- участие детей в целевых прогулках, экскурсиях по городу обеспечивает необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников;
- обсуждение с детьми правил безопасного поведения в городе, например “Как правильно переходить дорогу”, “Что можно, чего нельзя делать на улице города”;
- участие в совместном с воспитателем труде на участке детского сада: посильная уборка участка после листопада, подкормка птиц, живущих в городе;
- развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений художественной литературы о малой родине, накопление опыта участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном городе, о достопримечательностях родного города, участие в придумывании сказок и историй о достопримечательностях малой родины;
- рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, отражающих отношение людей к малой родине: высаживание деревьев и цветов в городе, возложение цветов к мемориалам воинов, украшение города к праздникам и прочее;
- участие в проектной деятельности, продуктом которой являются журналы или газеты о малой родине, создание карт города, составление маршрутов экскурсий и прогулок по городу; коллекционирование картинок, открыток, символов, значков;
- обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей-горожан;
- участие с родителями и воспитателями в социально-значимых событиях, происходящих в городе: чествование ветеранов, социальные акции и прочее.
Мы хотим, чтобы наш город Алексеевка Белгородской области для детей стал родным не только на словах, но и в душе, приобщать к истории родного края необходимо уже в дошкольном детстве. Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и её будущее. Родина такова, какой мы её делаем сами.
Нами был разработан творческий проект “Город на Тихой Сосне”, который представлен в форме презентации. Данный проект рассчитан на один месяц. Его цель приобщение детей к истории родного края, воспитание нравственно-патриотических чувств, таких как любовь к родному дому, краю, Родине, ответственности за будущее своей страны. Да, именно так, ответственности за будущее, ребёнок должен понимать, что ему доверяют и он частичка этой Родины, края. “Учение в детстве, как резьба на камне” говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной – городом Алексеевка в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии интеграции образовательных областей таких как:
Познание экскурсия “Путешествие по городу” педагогическое мероприятие с детьми “Любимый город” опыты и эксперименты “В гостях у хозяйки Меловой горы” |
Музыка слушание песен о городе Алексеевки музыкальный досуг “Алексеевская земля” |
Коммуникация беседа “Подаренное солнцем масло” |
Физкультура подвижная игра “Кто быстрее соберёт подсолнушек” |
Социализация дидактическая игра “С какого растения семена” настольная игра “Сложи картинку” сюжетно ролевая игра “Улицы нашего города” речевая игра “Отгадай, где я был?” |
Художественное творчество дидактическая игра “Нарисуй подсолнух” рисование “Любимый город” |
Чтение художественной
литературы стихотворение “Алексеевка” В. Кануник |
Так, например, беседа “Подаренное солнцем масло” была направлена на знакомство с Алексеевским умельцем, Даниилом Семёновичем Бокаревым, который создал промышленный процесс производства подсолнечного масла. Масло подсолнечника быстро приобрело популярность в России.
Незабываемыми стали для детей экскурсии по родному городу совместно с родителями, в процессе которых формировались знания о родном городе, его истории, символике, достопримечательностях, познакомились с именами тех, кто основал и прославил город.
Ряд опытов и экспериментов “В гостях у хозяйки Меловой горы” позволил познакомить детей со свойствами мела, способами его добычи, дальнейшей переработки и использовании в промышленности.
Интересным стал конкурс знатоков для родителей “Я живу на земле Алексеевской”, который позволил расширить и углубить знания и детей, и родителей о городе Алексеевка, его истории, достопримечательностях, богатствах города, людях – тружениках. В конкурсе звучали песни про Алексеевку, одна из них С.Нестеренко “Алексеевка”, которая вызвала чувство гордости за свой родной город в душах детей и их родителей. Родители были вовлечены в образовательный процесс в совместной работе по изучению города и представили свои находки об истории родного края, своего происхождения и корнях именно в Алексеевской земле, на фотовыставке можно было увидеть фотографии XX–XXI века, проследить по ним истории семьи через несколько поколений.
В ходе реализации проекта дети приобрели знания об истории города, его символике, достопримечательностях, узнали имена тех, кто основал и прославил город, проявляли интерес к событиям городской жизни.
Как закрепление знаний детей о родном городе стал музыкальный досуг “Алексеевская земля”. Много песен было написано про город Алексеевку, они учат нас любить родной край, беречь родную природу, они-то и стали основой в организации данного мероприятия, костюмы родного края, игры, стихи, все это культурное наследие, которым мы очень дорожим.
“Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества”. (Д.С. Лихачев)