Задачи урока:
- Продолжить знакомство учащихся с современной естественной классификацией растений
- Дать понятие о признаках растений классов Однодольные и Двудольные.
- Продолжить формирование навыков самостоятельной работы у шестиклассников при работе с текстом и раздаточным материалом.
- Развивать умение наблюдать и делать выводы.
Оборудование:
- Компьютерная презентация по теме урока
- Гербарий растений классов Однодольные и Двудольные – по одной паре на каждую парту. (Важно! Учителю необходимо подобрать растения с разными признаками)
- Микроскопы и готовые микропрепараты разреза стебля растений классов Однодольные и Двудольные (на каждую парту или демонстрация)
- Живые комнатные растения (желательно, чтобы среди них были цветущие и со сложными листьями) – кливия, циссус, эврихарис и др.
- Карточки-задания для организации самостоятельной работы на уроке – по 1 экземпляру на парту.
- Задания для аппликации – по 1 конверту на парту.
Ход занятия
1. Организационный этап
Учитель: Добрый день! Сегодня мы продолжим наши исследования по систематике растений. Но прежде чем узнаем что-то новое, давайте повторим изученное на прошлом занятии.
Фронтальная беседа по вопросам:
1. Чем занималась Золушка, наказанная злой мачехой? (слайд 1)
Ученики: Раскладывала семена фасоли и гороха отдельно, то есть классифицировала семена на основании внешних признаков.
2. Какой ученый впервые предложил классифицировать растения по такому признаку? (слайд 2)
Ученики: Карл Линней.
3. Система, предложенная Линнеем, считается искусственной. А в чем отличие ее от естественной?
Ученики: Естественная система основана на родстве организмов и сходстве всех возможных признаков.
4. Внимание на экран! Сколько видов растений здесь перечислено? (слайд 3)
На слайде компьютерной презентации написаны:
- Сурепка
- Акация
- Редька дикая
- Ландыш
- Береза повислая
- Яблоня домашняя
Ученики: Три: редька дикая, береза повислая и яблоня домашняя.
Учитель: Как вы это определили?
Ученики: Карл Линней предложил давать двойные названия видам, ввел бинарную номенклатуру.
(Слайд 4. На слайде компьютерной презентации написаны вразбивку систематические категории: вид, семейство, род, класс, царство, порядок, отдел)
5. Выполните следующее задание: из предложенного списка выберите:
А) наименьшую систематическую категорию (вид)
Б) самую крупную (царство)
В) объединяющую несколько родов (семейство)
Г) объединяющую несколько классов (отдел).
6. Найдите в данной записи ошибки и исправьте их:
(На 5 слайде презентации на писано в строчку:
Царство – Порядок – Класс – Отдел – Семейство – Род – Вид)
Ученики: За царством следует отдел, затем класс, затем порядок.
7. Назовите одним словом: томат Джина, томат Розовый гигант, томат Ляна
Ученики: сорт
Учитель: Дайте определение термину “сорт”.
Ученики: Группа растений, искусственно выведенная человеком и в природе не встречающаяся.
8. Назовите одним словом: клевер луговой, клевер ползучий
Ученики: вид
Учитель: Дайте определение термину “вид”
Ученики: Группа растений, объединенная общими признаками, встречающаяся в природе. Наименьшая единица в классификации.
Определите к какому роду относятся следующие растения:
На шестом слайде:
- Овсяница луговая ( овсяница)
- Тополь бальзамический (тополь)
- Картофель посевной (картофель)
Учитель: Как вы это определили?
Ученики: Согласно бинарной номенклатуре, первое слово в видовом названии обозначает род, к которому относится организм.
Учитель: Наша разминка закончена. А теперь я прошу вас снова вспомнить самую крупную систематическую категорию в царстве растений.
Ученики: Отдел.
Учитель: Хорошо. А теперь вспомните, какой отдел растений на нашей планете в настоящее время является самым прогрессивным?
Ученики: Отдел Покрытосеменные или Цветковые.
Учитель: какие признаки отличают растения данного отдела от других растений?
Ученики: Они имеют цветок, а затем образуют плод с семенами.
Учитель: Отдел Покрытосеменные тоже разделяется на систематические категории и самые крупные из них это классы.
На седьмом слайде компьютерной презентации схема “Классификация покрытосеменных растений” (составлена на примере любых растений, можно использовать в качестве примера таблицу “Классификация цветковых растений”).
Скажите, сколько и какие классы выделены в современной систематике?
Ученики: Их два: Однодольные и Двудольные.
Учитель: эти классы растений выделены тоже на основании сходных признаков и сегодня мы попробуем их определить. Итак, тема нашего нового исследования: “Деление покрытосеменных растений на классы”. Давайте попробуем определить задачи нашей работы на уроке. (слайд 8)
Ученики: Узнать какие признаки характерны для классов Однодольные и Двудольные, применить знания на практике. (слайд 9 открывается только после беседы)
2. Операционно-познавательный этап
Учитель: Для нашего исследования нам потребуются гербарии, которые лежат на партах, на них есть небольшие подсказки: цифры 1 и 2. Как вы думаете, что они обозначают?
Ученики: На гербарии с цифрой 1 растение класса Однодольные, а на гербарии с цифрой 2 – Двудольные.
Учитель: Совершенно верно. Еще нам необходимо записывать результаты наших исследований, для этого у каждого из вас есть табличка (приложение 1) , куда вы будете их вносить. Делать мы это будем вместе, поэтому на экране тоже появляется такая же табличка (слайд 10 – таблица из приложения 1, которая будет заполняться по ходу урока).
Начинаем нашу работу с первого пункта плана. Как вы думаете, если растение относится к классу Однодольные, сколько семядолей будет у такого растения в семени? (На слайде рисунки семян фасоли и пшеницы.)
Ученики: одна.
Учитель: правильно. А у Двудольных?
Ученики: Две.
Учитель: Запишем это в нашу табличку. А теперь обратите внимание на корневые системы ваших растений. Вспомните, какие корневые системы известны? (на слайде рисунки стержневой и мочковатой систем)
Ученики: Стержневая и мочковатая.
Учитель: Правильно. А теперь посмотрите на растение класса Однодольные, какая у них корневая система? (Опрос ведется у каждой пары учащихся, выясняется, что у всех растений класса Однодольные корневая система мочковатая. Информация вносится в табличку на столах и на экране. Такая же работа организуется с растением класса Двудольные.)
Учитель: А теперь обращаем внимание на третью строчку в табличке. Давайте вспомним, какие бывают листья (на примере живых растений кабинета)
Ученики: Листья по количеству листовых пластинок делятся на простые и сложные.
Учитель: Молодцы. Посмотрите на листья растений класса Однодольные, какие это листья?
Дети перечисляют, оказывается, у всех - простые. Такая же работа организуется гербариями растений класса Двудольные. Выясняется, что здесь появляется разница: у одних растений – простые, у других – сложные. Вывод записывается в табличку. Подобная работа организуется и информацией о жилковании листьев и краем листовой пластинки.
Учитель: А вот для того, чтобы сделать выводы о строении стебля растений нам необходимо специальное оборудование: обратите внимание на микропрепараты – как расположены проводящие пучки у однодольных и двудольных растений; есть ли у них круг камбия?
Ученики (после рассматривания микропрепарата): У Однодольных пучки разбросаны по всему стеблю беспорядочно, а у Двудольных упорядочены по кругу, камбиальное кольцо есть у двудольных, у однодольных его нет.
Учитель: Молодцы. Записываем информацию в нашу табличку. Осталась последняя строчка нашего плана. Для того чтобы ее заполнить, обратите внимание на эти рисунки (предлагаются рисунки цветков Класса Однодольные и Двудольные с разным количеством частей околоцветника).
Ученики: У растений класса Однодольные частей в околоцветнике кратно 3, а у Двудольных – 4 или 5.
Учитель: Правильно. Вывод записываем в табличку. Мы определили все предложенные признаки растений классов Однодольные и Двудольные. Давайте их повторим (Один ученик, используя табличку, называет признаки растений класса Однодольные, другой – класса Двудольные).
Учитель: Чтобы определить принадлежность растения к какому-то классу нужно учитывать совокупность всех признаков, так как бывают исключения. (Организуется работа с текстом учебника, дети называют исключения – вороний глаз и подорожник, называют признаки этих растений, на слайде – рисунки данных растений.)
3. Этап применения полученных знаний
Учитель: А теперь я предлагаю вам попробовать определить принадлежность некоторых комнатных растений нашего кабинета к классам Однодольные или Двудольные:
Предположите, к какому классу относится кливия.
Ученики: Класс Однодольные, так как листья простые, жилкование параллельное, край листа цельный, количество частей в цветке 6.
Предположите, к какому классу относится циссус.
Ученики: Класс Двудольные, так как листья сложные, жилкование сетчатое, край листа изрезанный.
А теперь предположите какая корневая система у эврихариса? (желательно цветущее растение)
Ученики: Мочковатая, так как по совокупности признаков – это растение класса Однодольные.
4. Этап промежуточного контроля
Учитель: Чтобы закрепить наш успех, предлагаю вам выполнить следующие задания, работаем в парах.
Пользуясь предложенным материалом, составьте аппликацию растения класса, указанного на вашей контрольной карточке. (В конвертах: картон для приклеивания и разрезанные картинки с признаками Цветковых растений)
На обороте карточки запишите ответы на тестовое задание (приложение 2).
5. Этап подведения итогов урока
Учитель: Что вы сегодня на уроке узнали и чему научились?
Ученики: Мы узнали признаки растений классов Однодольные и Двудольные и научились определять их принадлежность к данным систематическим группам.
Приложение 1 (таблица дана в заполненном виде)
Признаки растений | Класс Однодольные | Класс Двудольные |
Количество семядолей в семени | Одна | Две |
Корневая система | Мочковатая | Стержневая |
Лист по количеству листовых пластинок | Простой | Простой или сложный |
Край листа | Цельный | Цельный или изрезанный |
Жилкование | Параллельное или дуговое | Сетчатое |
Наличие камбия | Нет | Есть |
Расположение проводящих пучков в стебле | Расположены беспорядочно | Упорядочены по кругу |
Число частей в цветке | Кратно 3 | Кратно 4 или 5 |
Приложение 2. Тест с заданиями в форме ГИА
Часть 1. Выберите один правильный ответ.
А1. Следующей за систематической категорией “семейство” идет:
1) вид 2) род 3) порядок 4) класс.
А2. У двудольных растений:
1) имеется камбий
2) листья только простые
3) число чашелистиков кратно трем
4) мочковатая корневая система.
А3. У однодольных растений НЕ может быть:
1) трех лепестков в цветке
2) простых листьев
3) мочковатой корневой системы
4) изрезанного края листа.
А4. Подорожник относится к двудольным растениям, несмотря на:
1) дуговое жилкование листьев
2) две семядоли в семени
3) беспорядочно расположенные проводящие пучки
4) отсутствие камбия в стебле.
Часть 2.
В1. Выберите три правильных ответа из шести. К признакам класса Однодольные относятся:
1) число частей в цветке кратно трем
2) число частей в цветке кратно четырем или пяти
3) жилкование листьев параллельное или дуговое
4) жилкование листьев сетчатое
5) корневая система стержневая
6) корневая система мочковатая
В2. Установите правильную последовательность расположения систематических категорий, начиная с наибольшей:
А) вид
Б) семейство
В) царство
Г) класс
Д) отдел
Е) род.
ОТВЕТЫ:
А1 – 3
А2 – 1
А3 – 4
А4 – 1
В1 – 136
В2 – ВДГБЕА.