Урок математики в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Класс: 1-в класс.

Место урока в системе обучения: первый урок по данной теме.

Форма урока: Урок открытия новых знаний.

Цель урока: Дать понятие о различных способах (приемах) вычитания чисел с переходом через десяток.

Задачи урока:

  • Обучающая: Познакомить с новыми приемами вычитания чисел с переходом через десяток.
  • Развивающая: Развивать умение находить удобные способы вычитания.
    Продолжить работу над общим и математическим развитием детей.
  • Воспитательная: Создавать условия для воспитания коммуникативных качеств личности.

Оборудование: Учебник “Математика” для 1 класса 2 часть (авт.М.И Моро, С.И.Волкова); карточки для работы в паре, таблицы с приемами вычитания чисел с переходом через десяток.

Форма подведения итогов урока: фронтальная.

Форма оценивания учебных достижений учащихся: словесное поощрение.

Урок организован в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, способствует реализации деятельностного подхода. Урок построен таким образом, что все учащиеся вовлечены в активную познавательную деятельность. В течение урока они анализируют, сопоставляют, группируют, делают выводы. Работа школьников направлена не только на воспроизведение знаний, но и на их преобразование. На уроке прослеживается развитие ума, воли, чувства ребенка. Реализуется принцип научности и доступности изучаемого материала, ведущей роли теоретических знаний, осознание процесса учения учащимися.

В целях решения поставленных задач были использованы современные методы обучения: метод проблемного обучения, частично-поисковый, метод критического мышления. Каждый ребенок был вовлечен в творческий поиск, в самостоятельное открытие новых знаний, что оказывает большое влияние на развитие познавательных интересов ребенка.

В течение урока перед учениками неоднократно ставятся проблемные вопросы, которые требуют пробуждения самостоятельной мысли ученика.

Большое внимание уделяется эмоциональной стороне личности школьника и воспитанию коммуникативных качеств личности.

Урок математики

Цели: формировать универсальные учебные действия:

  • познавательные УУД: создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации; выполнение действий по заданному алгоритму, выполнение заданий с использованием материального объекта (линейки).
  • коммуникативные УУД: сотрудничество учеников в паре, планирование совместной деятельности.
  • регулятивные УУД: контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания, определение последовательности действий.
  • личностные УУД: проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.

Образовательные цели:

  • познакомить детей с таблицей вычитания для случаев вида 12 – ; научить выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20; содействовать развитию умения находить выход из проблемной ситуации, развивать мыслительные операции, творческие способности учащихся.
  • способствовать воспитанию сознательной дисциплины, сотрудничества, товарищеских отношений друг к другу, самостоятельности, ответственности при выполнении заданий.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Всем! Всем! Добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться!
Не мешай учиться!

– Девиз урока: “С малой удачи начинается большой успех”.

– Мне бы хотелось, чтобы сегодня на уроке вы были как всегда активными, внимательными, слушали и дополняли друг друга.

2. Актуализация знаний учащихся и способов предыдущей работы.

1. На доске:

– Посмотрите на доску. Что вы видите?

Мы сегодня на уроке эти точки “превратим” в замечательную фигуру. Для этого мы должны выполнить все задания.

2. Устный счет. Нумерация двузначных чисел.

На доске: 7 5 3 2 1

– Внимательно рассмотрите данные числа. Что вы можете о них сказать?

(Это однозначные числа, записаны в порядке убывания, четные, нечетные.)

– Составьте и запишите из этих цифр двузначные числа, в которых 1 десяток

(17 15 13 12 11)

– Как мы называем эти числа? (Числа второго десятка.)

– Оцените себя с помощью кружков.

Зеленый – “Я – молодец! Справился сам”.

Желтый – “Я молодец! Мне сегодня было трудно, но я справился”.

Красный – “Я, вообще – то, молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся”.

– Молодцы! Мы имеем право соединить первые 2 точки.

3. Создание проблемной ситуации (проблемный вопрос)

– Состав, каких чисел мы уже с вами рассматривали?

– Зачем надо знать состав чисел?

– Давайте вспомним, как получить число 12.

Составьте различные равенства к записи:

На доске:   + = 12

(9 + 3, 8 + 4, 7 + 5, 6 + 6)

Можем ли мы составить обратные действия к данным? (Да.)

– Всегда ли? (Да, по сумме можно всегда найти разность.)

– Какие выражения вы можете составить к данному равенству: 9 + 3? Запишите.

12 – 3 = 9

12 – 9 = 3

Какие знания нам пригодились при решении таких примеров?

(Таблица сложения.)

– Оцените себя с помощью кружков.

Зеленый – “Я – молодец! Справился сам”.

Желтый – “Я молодец! Мне сегодня было трудно, но я справился”.

Красный – “Я, вообще – то, молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся”.

– Теперь смело соединяем 2-ю точку с 3-ей.

4. Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже-
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.

5. Решение проблемы.

– А если ты забыл состав числа, какой прием нам поможет сосчитать?

Как вы думаете, есть ли другие способы нахождения разности?

(Да, вычитание по частям.)

– Определите тему урока 12 –

– Какие задачи мы поставим на уроке?

– Запишите разность: 12 – 4

– Объясните второй прием решения. (Алгоритм решения.)

Работа в паре.

– Решите другие равенства таким же способом.

(12 – 5, 12 – 6)

Проверка.

– Как вы думаете, есть ли другие способы нахождения разности?

(Да. 12 – 5, 10 – 5 + 2)

Оцените себя:

Зеленый – “Я – молодец! Справился сам”.

Желтый – “Я молодец! Мне сегодня было трудно, но я справился”.

Красный – “Я, вообще – то, молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся”.

– Вы постарались, соединим 3-ю точку с 4-й.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

– Можем ли мы решить другие примеры применяя эти способы решения? Попробуйте решить эти примеры тем способом, который вам больше понравился. Можете воспользоваться алгоритмом решения в учебнике на стр.84 (вверху)

13 – 4

14 – 6

– Проверка. (Приложение 1)

– Каким способом вы решили? Почему?

– Состав, каких чисел вам надо было вспомнить? (13, 14)

Оцените себя:

Зеленый – “Я – молодец! Справился сам”.

Желтый – “Я молодец! Мне сегодня было трудно, но я справился”.

Красный – “Я, вообще – то, молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся”.

Выполнили и это задание. Соединим 4-ю точку с 5-й.

7. Работа с геометрическим материалом.

– Какую фигуру получили? (Ломаную линию.) Докажите?

(Ломаная линия – геометрическая фигура, состоящая из отрезков, последовательно соединенных своими концами.)

– Что можете сказать об этой ломаной? (Она состоит из 4 звеньев, незамкнутая.)

Работа в паре по карточке. (Приложение 2)

– Постройте ломаную из 2-х звеньев, длина, которой равна 12 см.

(Дети строят ломаную, затем называют свои варианты: 9 см. и 3 см., 8 см и 4 см., 6 см. и 6 см..)

– Что мы повторили этим заданием? (Состав числа 12.)

Оцените своего соседа по парте.

Подведение итогов урока.

– Посмотрите на ломаную, которую мы построили вместе. Чем она замечательна?

(Ломаная похожа на букву “М”.)

– Как вы думаете, что же я хочу сказать вам этой буквой? (Молодцы!)

– Нарисуйте в тетради линеечку успеха.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

– А теперь продолжите фразы:

– Сегодня я узнал…

– Теперь я могу…

– Я попробую…

Спасибо за урок!

Оценочный лист практических работ на уроке.

Самостоятельная работа Оценка выполнения
Нахождение разности разными способами:

13–4

14–6

Все учащиеся справились с данным заданием. 7 человек выбрали 1-й способ (таблицу сложения),
9 человек выбрали 2-й способ (вычитание по частям), 7 человек выбрали 3-й способ (разложение
на сумму разрядных слагаемых), 2 человека решили и 2-ым и 3-им способом.
2. Работа в группах по карточке. С этим заданием справились все ученики.

Практические работы, проведенные на данном уроке, показали, что дети различают понятия “разность” и “сумма”, “ломаная линия”; знают названия компонентов при вычитании, связь сложения и вычитания; усвоили новый материал: поняли, как находить разность с переходом через десяток разными способами.

Кроме этого задания в группах влияют на развитие коммуникативных навыков учащихся.