Класс: 1-в класс.
Место урока в системе обучения: первый урок по данной теме.
Форма урока: Урок открытия новых знаний.
Цель урока: Дать понятие о различных способах (приемах) вычитания чисел с переходом через десяток.
Задачи урока:
- Обучающая: Познакомить с новыми приемами вычитания чисел с переходом через десяток.
- Развивающая: Развивать умение находить удобные способы вычитания.
Продолжить работу над общим и математическим развитием детей. - Воспитательная: Создавать условия для воспитания коммуникативных качеств личности.
Оборудование: Учебник “Математика” для 1 класса 2 часть (авт.М.И Моро, С.И.Волкова); карточки для работы в паре, таблицы с приемами вычитания чисел с переходом через десяток.
Форма подведения итогов урока: фронтальная.
Форма оценивания учебных достижений учащихся: словесное поощрение.
Урок организован в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, способствует реализации деятельностного подхода. Урок построен таким образом, что все учащиеся вовлечены в активную познавательную деятельность. В течение урока они анализируют, сопоставляют, группируют, делают выводы. Работа школьников направлена не только на воспроизведение знаний, но и на их преобразование. На уроке прослеживается развитие ума, воли, чувства ребенка. Реализуется принцип научности и доступности изучаемого материала, ведущей роли теоретических знаний, осознание процесса учения учащимися.
В целях решения поставленных задач были использованы современные методы обучения: метод проблемного обучения, частично-поисковый, метод критического мышления. Каждый ребенок был вовлечен в творческий поиск, в самостоятельное открытие новых знаний, что оказывает большое влияние на развитие познавательных интересов ребенка.
В течение урока перед учениками неоднократно ставятся проблемные вопросы, которые требуют пробуждения самостоятельной мысли ученика.
Большое внимание уделяется эмоциональной стороне личности школьника и воспитанию коммуникативных качеств личности.
Урок математики
Цели: формировать универсальные учебные действия:
- познавательные УУД: создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации; выполнение действий по заданному алгоритму, выполнение заданий с использованием материального объекта (линейки).
- коммуникативные УУД: сотрудничество учеников в паре, планирование совместной деятельности.
- регулятивные УУД: контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания, определение последовательности действий.
- личностные УУД: проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.
Образовательные цели:
- познакомить детей с таблицей вычитания для случаев вида 12 – ; научить выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20; содействовать развитию умения находить выход из проблемной ситуации, развивать мыслительные операции, творческие способности учащихся.
- способствовать воспитанию сознательной дисциплины, сотрудничества, товарищеских отношений друг к другу, самостоятельности, ответственности при выполнении заданий.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Всем! Всем! Добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться!
Не мешай учиться!
– Девиз урока: “С малой удачи начинается большой успех”.
– Мне бы хотелось, чтобы сегодня на уроке вы были как всегда активными, внимательными, слушали и дополняли друг друга.
2. Актуализация знаний учащихся и способов предыдущей работы.
1. На доске:
– Посмотрите на доску. Что вы видите?
Мы сегодня на уроке эти точки “превратим” в замечательную фигуру. Для этого мы должны выполнить все задания.
2. Устный счет. Нумерация двузначных чисел.
На доске: 7 5 3 2 1
– Внимательно рассмотрите данные числа. Что вы можете о них сказать?
(Это однозначные числа, записаны в порядке убывания, четные, нечетные.)
– Составьте и запишите из этих цифр двузначные числа, в которых 1 десяток
(17 15 13 12 11)
– Как мы называем эти числа? (Числа второго десятка.)
– Оцените себя с помощью кружков.
Зеленый – “Я – молодец! Справился сам”.
Желтый – “Я молодец! Мне сегодня было трудно, но я справился”.
Красный – “Я, вообще – то, молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся”.
– Молодцы! Мы имеем право соединить первые 2 точки.
3. Создание проблемной ситуации (проблемный вопрос)
– Состав, каких чисел мы уже с вами рассматривали?
– Зачем надо знать состав чисел?
– Давайте вспомним, как получить число 12.
Составьте различные равенства к записи:
На доске: + = 12
(9 + 3, 8 + 4, 7 + 5, 6 + 6)
Можем ли мы составить обратные действия к данным? (Да.)
– Всегда ли? (Да, по сумме можно всегда найти разность.)
– Какие выражения вы можете составить к данному равенству: 9 + 3? Запишите.
12 – 3 = 9
12 – 9 = 3
Какие знания нам пригодились при решении таких примеров?
(Таблица сложения.)
– Оцените себя с помощью кружков.
Зеленый – “Я – молодец! Справился сам”.
Желтый – “Я молодец! Мне сегодня было трудно, но я справился”.
Красный – “Я, вообще – то, молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся”.
– Теперь смело соединяем 2-ю точку с 3-ей.
4. Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже-
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
5. Решение проблемы.
– А если ты забыл состав числа, какой прием нам поможет сосчитать?
Как вы думаете, есть ли другие способы нахождения разности?
(Да, вычитание по частям.)
– Определите тему урока 12 –
– Какие задачи мы поставим на уроке?
– Запишите разность: 12 – 4
– Объясните второй прием решения. (Алгоритм решения.)
Работа в паре.
– Решите другие равенства таким же способом.
(12 – 5, 12 – 6)
Проверка.
– Как вы думаете, есть ли другие способы нахождения разности?
(Да. 12 – 5, 10 – 5 + 2)
Оцените себя:
Зеленый – “Я – молодец! Справился сам”.
Желтый – “Я молодец! Мне сегодня было трудно, но я справился”.
Красный – “Я, вообще – то, молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся”.
– Вы постарались, соединим 3-ю точку с 4-й.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
– Можем ли мы решить другие примеры применяя эти способы решения? Попробуйте решить эти примеры тем способом, который вам больше понравился. Можете воспользоваться алгоритмом решения в учебнике на стр.84 (вверху)
13 – 4
14 – 6
– Проверка. (Приложение 1)
– Каким способом вы решили? Почему?
– Состав, каких чисел вам надо было вспомнить? (13, 14)
Оцените себя:
Зеленый – “Я – молодец! Справился сам”.
Желтый – “Я молодец! Мне сегодня было трудно, но я справился”.
Красный – “Я, вообще – то, молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся”.
Выполнили и это задание. Соединим 4-ю точку с 5-й.
7. Работа с геометрическим материалом.
– Какую фигуру получили? (Ломаную линию.) Докажите?
(Ломаная линия – геометрическая фигура, состоящая из отрезков, последовательно соединенных своими концами.)
– Что можете сказать об этой ломаной? (Она состоит из 4 звеньев, незамкнутая.)
Работа в паре по карточке. (Приложение 2)
– Постройте ломаную из 2-х звеньев, длина, которой равна 12 см.
(Дети строят ломаную, затем называют свои варианты: 9 см. и 3 см., 8 см и 4 см., 6 см. и 6 см..)
– Что мы повторили этим заданием? (Состав числа 12.)
Оцените своего соседа по парте.
Подведение итогов урока.
– Посмотрите на ломаную, которую мы построили вместе. Чем она замечательна?
(Ломаная похожа на букву “М”.)
– Как вы думаете, что же я хочу сказать вам этой буквой? (Молодцы!)
– Нарисуйте в тетради линеечку успеха.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке
– А теперь продолжите фразы:
– Сегодня я узнал…
– Теперь я могу…
– Я попробую…
– Спасибо за урок!
Оценочный лист практических работ на уроке.
Самостоятельная работа | Оценка выполнения |
Нахождение разности разными способами: 13–4 14–6 |
Все учащиеся справились с данным заданием. 7 человек
выбрали 1-й способ (таблицу сложения), 9 человек выбрали 2-й способ (вычитание по частям), 7 человек выбрали 3-й способ (разложение на сумму разрядных слагаемых), 2 человека решили и 2-ым и 3-им способом. |
2. Работа в группах по карточке. | С этим заданием справились все ученики. |
Практические работы, проведенные на данном уроке, показали, что дети различают понятия “разность” и “сумма”, “ломаная линия”; знают названия компонентов при вычитании, связь сложения и вычитания; усвоили новый материал: поняли, как находить разность с переходом через десяток разными способами.
Кроме этого задания в группах влияют на развитие коммуникативных навыков учащихся.