Цель элективного курса:
– развитие творческих способностей учащихся, а также их познавательного
интереса к окружающему миру;
– формирование умений наблюдать и объяснять физические явления;
– формирование экспериментальных навыков;
– формирование научных знаний учащихся об экспериментальных фактах, понятиях,
законах, методах физической науки.
Методические особенности изучения курса.
Курс разработан для учащихся 7-х классов, начинающих изучать физику как новую дисциплину. Основное средство и цель его освоения – практические работы.
Построен курс на базовом минимуме знаний, но сами работы выходят за рамки минимального перечня имеющегося в учебной программе. Выполнение этих работ не требует специального оборудования, может по желанию учителя и учащихся использоваться как домашние исследовательские задания.
В процессе обучения важно повышать интерес учащихся к предмету сообщением интересных фактов и явлений природы, а также , развивая творческие способности, предлагать определенные темы для сообщений или небольших сочинений.
Содержание программы.
1. Первоначальные представления о строении вещества – 3ч.
Дискретное строение вещества. Диффузия. Измерение скорости диффузии в
газообразных и жидких средах. Взаимодействие молекул. Качественная оценка силы
взаимодействия молекул.
2. О физических величинах – 2ч.
Физические величины. Единицы измерения физических величин. Метрическая система
мер. Измерения. Прямые и косвенные измерения. Погрешность измерений.
3. Силы в механике – 10ч.
Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы. Сила трения. Виды силы трения.
Измерение силы трения покоя. Зависимость силы трения скольжения от силы
прижимающей тело к поверхности, рода соприкасающихся поверхностей. Сравнение
силы трения качения и силы трения скольжения. Исследование силы трения от
площади соприкасающихся поверхностей. Равнодействующая. Сложение сил
направленных вдоль одной прямой и под прямым углом друг к другу. Измерение силы
Архимеда. Зависимость силы Архимеда от объема тела, погруженного в жидкость, и
от плотности жидкости. Определение плотности тела методом гидростатического
взвешивания.
4. Простые механизмы – 5ч.
Центр тяжести. Экспериментальное нахождение центра тяжести для плоских тел.
Момент сил. Проверка равенства моментов сил при равновесии тела. Взвешивание
тела на неравноплечных весах.
Тематическое и поурочное планирование учебного материала.
Тема | Вид занятий | Кол-во уроков |
1. Первоначальное представление о строении вещества. |
3 | |
1.1. Основные положения учения о строении
вещества. Наблюдения доказывающие основные положения о строении вещества. Экспериментальное подтверждение движения молекул. |
Беседа. Приложение Практическая работа № 1 |
0,3 0,7 |
1.2 Измерение скорости диффузии в жидких
веществах. Обсуждение результатов. |
Практическая работа № 2 | 0,8 0,2 |
1.3 Экспериментальное подтверждение взаимодействия молекул. | Практическая работа № 3 Практическая работа № 4 |
1 |
2. О физических величинах. |
2 | |
2.1 Значение физических измерений. Системы мер. Введение Метрической системы мер. Установление связи между старыми и новыми единицами измерений. | Беседа Практическая работа № 5 |
0,5 0,5 |
2.2 Прямые и косвенные измерения. Погрешности
измерений. Измерение объема тела с помощью измерительного цилиндра и линейки. |
Беседа Практическая работа № 6 |
0,3 0,7 |
3. Силы в механике. |
10 | |
3.1 Силы в механике. Связь силы тяжести и массы тела. | Беседа Практическая работа № 7 |
0,3 0,7 |
3.2 Представление сочинений на тему: “ Что было
бы, если бы не было силы трения ”. Измерение силы трения покоя. |
Обсуждение сообщений и сочинений Практическая работа № 8 |
0,7 0,3 |
3.3 Исследование зависимости силы трения
скольжения от силы, прижимающей тело к поверхности. |
Практическая работа № 9 | 1 |
3.4 Исследование независимости силы трения от
площади трущихся поверхностей . Определение зависимости силы трения от рода соприкасающихся поверхностей. |
Практическая работа № 10 Практическая работа № 11 |
0,5 0,5 |
3.5–3.6 Измерить и сравнить силы трения качения и
трения скольжения. Обсуждение результатов практических работ № 8–11. |
Практическая работа № 12 | 0,5 0,5 |
3.7 Сила – векторная величина. Равнодействующая
нескольких сил. Измерение равнодействующей сил, направленных вдоль одной прямой. |
Фронтальный опрос. Практическая работа № 13 |
0,3 0,7 |
3.8 Определить равнодействующую двух сил
,направленных под прямым углом к друг другу. Измерение веса тела динамометрами, имеющими малый предел измерений. |
Практическая работа № 14 Практическая работа № 15 |
0,5 0,5 |
3.9 Измерение силы Архимеда. | Практическая работа № 16 | 1 |
3.10 Определения плотности вещества методом гидростатического взвешивания. | Практическая работа № 17 | 1 |
3.11 Зависимость силы Архимеда от объема тела, погруженного в жидкость . | Практическая работа № 18 | 1 |
4. Простые механизмы. |
4 | |
4.1 Центр тяжести. Экспериментальное
нахождение центра тяжести для объемных симметричных тел и |
Беседа Практическая работа № 19 |
0,3 0,7 |
4.2 Момент сил. Условие равновесия. Проверка равенства моментов сил при равновесии рычага. |
Фронтальный опрос Практическая работа № 20 |
0,2 0,8 |
4.3 Взвешивание тела при помощи рычага. | Практическая работа № 21 | 1 |
4.4 Определение массы тела на неравноплечных весах. | Практическая работа № 22 | 1 |
Литература.
- Балашов М. М. О природе. – М.: Просвещение, 1991.
- Дик Ю.И., Пинский А. А., Разумовский В.Г., Программы для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2004.
- Пайкес В. Г. Дидактические материалы по физике 7 класс. – М.: Просвещение, 2000.
- Пинский А. А., Разумовский В. Г., Физика и астрономия. – М.:Просвещение, 2001.
- Пинский А. А., Кирилова И. Г., Методика преподавания курса “Физика и астрономия” – М.: Просвещение, 2001.
- Касьянов В.А., Тернова Л.Н., Бурцева Е.Н., Пивень В. А.Физика. Подготовка к ЕГЭ. Элективный курс. – М.: Экзамен, 2007.