Урок по теме "Сумма n первых членов арифметической прогрессии"

Разделы: Математика


Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Сегодня, в условиях перехода к новым образовательным стандартам общего образования, многие учителя задаются вопросами о сущности и отличительных особенностях стандарта нового поколения, о видах универсальных учебных действий (УУД), о способах формирования их средствами предмета на своих уроках, наконец, о способах контроля и мониторинга УУД. Учитель хочет точно знать, что следует делать на каждом уроке математики, чтобы формировать регулятивные, познавательные и другие универсальные учебные действия.

Проектирование урока по требованиям новых образовательных стандартов.

Базовый учебник: Алгебра: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. учреждений / [Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова];под ред. С.А. Теляковского. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 271 с.

Цель урока: ознакомление учащихся с выводом формул суммы n первых членов арифметической прогрессии и формирование умения применения формул при решении задач.

Формирование познавательных УУД, в том числе специально-предметных действий: научить выделять и формулировать познавательную цель, моделировать, определять по условию задачи первый член, разность арифметической прогрессии; понимать, что такое сумма первых членов арифметической прогрессии; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Формирование личностных УУД: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Формирование коммуникативных УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Формирование регулятивных УУД: постановка учебных задач, формировать умения самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; обрабатывать информацию и систематизировать ее по указанным основаниям; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Тип урока: комбинированный урок.

Формы работы учащихся: фронтальная работа, парная и индивидуальная работа, групповая технология, ИКТ.

Структура и ход урока “Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии”.

Деятельность учителя Деятельность ученика Время (мин)

Формируемые УУД

Познавательные / специально-предметные Личностные Регулятивные Коммуникативные
1 2 3 4 5 6 7
1. Организационный момент

Перед объяснением нового материала учащимся раздается Технологическая карта урока и даются пояснения по работе с ней, а также Лист контроля.

Знакомятся с технологической картой урока, уточняют критерии оценки 3 Формирование устойчивого познавательного интереса Умение выделять и формулировать познавательную цель Планирование.

Прогнозирование своей деятельности. Сопоставление плана и действий.

Умение слушать и вступать в диалог.

Планирование сотрудничества.

2. Вводная беседа. Актуализация знаний

Вступительное слово учителя. Демонстрирует ЭОР. Задает учащимся наводящие вопросы.

Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры. 3 Поиск и выделение необходимой информации. Анализ. Выдвижение гипотез. Постановка проблем. / Закрепить понятие арифметической прогрессии, формулу n-го члена арифметической прогрессии. Смыслообразование Постановка цели учебной задачи. Прогнозирование. Умение слушать и вступать в диалог. Умение выражать свои мысли. Владение речью.
3. Изучение нового материала

Учитель начинает беседу с проблемной задачи по будущей теме урока. Вместе с учениками определяет учебную цель. Сообщает новый материал.

Записывают в тетради задачу прикладного характера на нахождение суммы n первых членов арифметической прогрессии. 5 Выделение необходимой информации. Выделение существенных характеристик объекта. Выбор способов решения. Рефлексия способов действия. Подведение под понятие. / Выбор способов решения. Вывод формул. Определение личностной ценности изучаемых понятий. Контроль и коррекция отклонений от собственного понимания. Оценка осознания усвоенного. Постановка вопросов.
4. Решение задач на нахождение суммы n первых членов арифметической прогрессии

Комментирует, направляет работу учащихся

Один ученик на доске, а остальные в тетради выполняют задания. 15 Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ объектов и синтез. Осуществлять самоконтроль / Решать задачи на нахождение суммы n первых членов арифметической прогрессии.

Жизненное, личностное, профессиональное самоопределение Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата Умение слушать и вступать в диалог. Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)
5. Физкультминутка   2        
6. Решение задач на нахождение суммы n первых членов прогрессии по двум известным членам (МЗ, НЗ)

Комментирует, направляет работу учащихся

В тетради выполняют задания. 15 Моделирование решения в новых условиях. Решение учебной задачи в зависимости от конкретных условий. Адекватная оценка информации. / Решать задачи в видоизмененной ситуации. Определение личностной и профессиональной ценности изучаемых понятий. Постановка новой учебной задачи на неизученных условиях Участие в коллективном обсуждении проблем, продуктивное взаимодействие и сотрудничество
7. Подведение итогов 1 урока

Задает дозированное домашнее задание

Проставляют в лист контроля баллы, набранные на 1 уроке.

Записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы.

2 Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Становление смыслообразующей функции познавательного мотива Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности Умение отображать в речи содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи
Всего   45        

Технологическая карта урока “Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии”.

Учебный материал с указанием заданий Рекомендации по выполнению заданий, оценка
1 2
УЭ-0

Цель урока: ознакомление с выводом формул суммы n первых членов арифметической прогрессии и формирование умения применения формул при решении задач:
– образовательные задачи: уметь выделять значения первого члена и разности арифметической прогрессии, удовлетворяющие конкретным дополнительным условиям; уметь исследовать и решать задачи;
– воспитательные задачи: формирование умений слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность;
– развивающие задачи: формирование умений обрабатывать информацию и систематизировать ее по указанным основаниям; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Внимательно прочитайте цель и задачи урока. Получите представление о работе с технологической картой.
УЭ-1

Подготовка к работе по новой теме.

Обсудите в парах и подготовьте ответы на следующие вопросы:
а) Сформулируйте определение арифметической прогрессии.
б) какое число называют разностью арифметической прогрессии.
в) Запишите формулу n-го члена арифметической прогрессии.
г) Выполните задания устно на составление формулы n-ого члена арифметической прогрессии

Работайте в парах.

1 балл за каждый правильный ответ.

УЭ-2

Цель: выведение формулы суммы n первых членов арифметической прогрессии.

Задание 1. Вывод формулы
Задача 2. Применить формулу суммы n первых членов арифметической прогрессии
Задача 3. Внимательно слушайте объяснение древнейшей задачи о делении хлеба

Записывайте в тетрадь новые формулы. 2 балла за выведение 2-х формул.

Работайте в парах. 1 балл за каждую задачу. Запишите в тетради решение.

УЭ-3

Цель: научиться применять формулы суммы n первых членов арифметической прогрессии.

Задача 1. За 16 дней Карл украл у Клары 472 коралла. Каждый день он крал на 3 коралла больше, чем в предыдущий день. Сколько кораллов украл Карл в последний день?

Задача 2. В амфитеатре расположены 10 рядов, причем в каждом следующем ряду на 20 мест больше чем в предыдущем, а в последнем ряду 280 мест. Сколько человек вмещает амфитеатр?

Работайте в группе.

Результат сверьте с решением на доске.

За каждую правильно решенную задачу 2 балла.

УЭ-4

Цель: проверка умения применять формулы самостоятельно.

Сделайте выбор задачи, которую сможете решить самостоятельно. Запишите в тетради решение.

За правильное решение задачи поставьте соответствующее количество баллов.

УЭ-5

Подведение итогов урока.

1. Прочитайте цели урока.
2. Достигли ли Вы цели урока? В какой степени?
3. Оцените свою работу на уроке.

Подсчитайте количество баллов, которое Вы набрали при выполнении заданий.

Поставьте себе оценку.

Заполнить лист контроля.

Лист контроля урока № 1 (образец).

Этапы работы Количество баллов по заданиям Всего
УЭ № 1 № 2 № 3 № 4 №5 №6
УЭ – 1 3 5 1 1 1 11
УЭ – 2 2 1 1 4
УЭ – 3 2 2 4
УЭ – 4 5 5
ИТОГО: 24

Критерии оценки.

Если Вы набрали:

20–24 балла, то оценка за урок “5”; 15–19 баллов, то оценка за урок “4”; 9–14 баллов, то оценка за урок “3”; менее 14 баллов, то оценка за урок “2”. Не огорчайтесь, у Вас еще будет возможность исправить положение.

Домашнее задание:

  • если оценка “5”, то творческое задание: в КИМ ГИА найти задание на решение задачи на нахождение суммы n первых членов арифметической прогрессии и решить ее;
  • если “4” – учебник №№ 373,377;
  • если оценка “3–2” – учебник № 371, 373, 383.