Цели урока:
Образовательные:
- Совершенствовать навыки решения задач по теме “Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника”.
- Обобщить и систематизировать теоретический материал:
– виды треугольников;
– сумма углов треугольника;
– соотношения между сторонами и углами треугольника;
– признак равнобедренного треугольника.
Развивающие:
- Развивать навыки устного счета.
- Развивать логическое мышление обучающихся.
- Формировать умения четко и ясно излагать свои мысли.
- Развивать математическую речь учащихся в процессе выполнения устной работы по воспроизведению теоретического материала.
Воспитательные:
- Воспитывать умение работать с имеющейся информацией.
- Воспитывать уважение к предмету, умение видеть математические задачи в окружающем нас мире.
- Воспитывать умение слушать своего товарища, чувство взаимопомощи и взаимоподдержки.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний с применением компьютерных технологий.
Оборудование и наглядность: Компьютер, проектор, презентация к уроку, цветные мелки.
Оформление доски: на закрытой части доски выполнен чертеж к № 246.
Структура урока.
Вид деятельности. | № слайдов. | мин. |
1. Организационный момент. | 1 | |
2. Сообщение темы и целей урока. | 2 | |
3. Актуализация опорных знаний. | 6 | |
4. Практическая работа. | 2–4 | 8 |
5. Физкультминутка. | 2 | |
6. Закрепление изученного материала: № 241, 239, 246 – в тетради. Письменно. | 23 | |
7. Подведение итогов урока. Выставление оценок. | 2 | |
8. Задание на дом: повторить п.30 – п. 32 учебника, № 337, 338. | 1 |
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
Проверка готовности учащихся к уроку. Сообщение учащимся целей и плана урока.
Целью сегодняшнего урока является обобщение и систематизация теоретического материала, совершенствование навыков решения задач по теме “Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника”.
Сегодня главной фигурой на нашем уроке будет – Треугольник.
III. Актуализация опорных знаний.
Фронтальная работа.
- Что такое треугольник?
- Какие бывают треугольники?
- Какой треугольник называется остроугольным?
- Какой треугольник называется прямоугольным? Как называются его стороны?
- Какой треугольник называется тупоугольным?
- Сформулируйте теорему о сумме углов треугольника.
- Какой угол называется внешним углом треугольника? Чему равен внешний угол треугольника?
- Какой треугольник называется равнобедренным? Перечислите его свойства.
- Сформулируйте признак равнобедренного треугольника.
- Сформулируйте теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника.
- Какие следствия вытекают из теоремы о соотношениях между сторонами и углами треугольника?
IV. Практическая работа. Устная работа на готовых чертежах. <Презентация>.
В треугольнике АВС найдем меньший угол.
Меньшая сторона АС, значит меньший угол В.
В треугольнике NRQ найдем меньшую сторону.
1) Меньший угол Q, т.к. 1800 – (740+ 640) = 420
2) Меньшая сторона NR.
V. Физкультминутка.
VI. Закрепление учебного материала
Решение задачи № 241.
Учащиеся записывают в тетрадях число, тему урока. Учитель вызывает к доске учащегося для решения задачи № 241.
Решение: ∆АВС – равнобедренный, значит <В = <С. MN||BC, откуда <AMN = <B, <ANM = <C.
Получили, что <AMN = <ANM, т.е. в ∆АMN два угла равны, следовательно, ∆АMN – равнобедренный.
Учитель вызывает к доске учащегося для решения задачи № 239.
Решение: 1. Рассмотрим ∆BMH – прямоугольный, т.к. BH – высота. По следствию 1 BM>BH.
2. BM=BH в случае если ∆АВС является равнобедренным (АВ = ВС) или равносторонним.
Учитель вызывает к доске учащегося для решения задачи № 246 (чертеж начерчен на доске).
Решение: Так как ВО – биссектриса, то <ABO = <EBO.
OE||AB, следовательно, <ABO = <BOE, отсюда <BOE = <EBO, а ∆BOE– равнобедренный с основанием ВО, т.е. ВЕ = ОЕ. Так как СО – биссектриса, то <ACO = <DCO.
OD||AC, следовательно, <ACO = <COD, отсюда <DCO = <COD, а ∆DCO – равнобедренный с основанием ОС, т.е. OD = DС.
P∆EDO = OE + ED + DO, но OE = BE, OD = DC, тогда P∆EDO = BE + ED + DC = BC.
VII. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
VIII. Задание на дом: повторить п.30 – п. 32 учебника, № 337, 338.
Литература.
- Геометрия: Учеб. для 7–9 кл. общеобразоват. учреждений. / Л.С. Атанасян, В.Ф Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 19-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 384 с.: ил. – ISBN 978-5-09-021136-9.
- Геометрия: Дидакт. материалы для 7 кл. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 127 с.: ил. – ISBN 978-5-09-019062-6.