Пояснительная записка.
Хоровое пение – основа музыкальной культуры русского народа. Ни один другой вид искусства не может обеспечить такого прямого и доступного пути к сердцу. Пение – природная способность человека, а человеческий голос – самый древний музыкальный инструмент. Тяга к хоровому пению, как средству самовыражения, известна с древности и заложена у человека на генетическом уровне. Через пение человек выражает свои чувства, мысли, отношение к миру.
Хоровые занятия имеют особое значение т.к. проявляется коллективная форма занятия. Благодаря коллективному труду и личному общению детей получается разностороннее выражение: формируется позиция субъекта общения, в котором утверждается свое “ я”, открывается мир социальных отношений, регулируются психическая жизнь детей. Коллективная форма творчества выступает важной стороной и в духовном и в нравственном воспитании школьников. Подлинное приобщение к миру хоровой музыки – непременное условие гармонического развития личности ребенка во все времена.
В условиях общеобразовательной школы кружок хорового пения – самый доступный вид исполнительской деятельности. Для того чтобы научить ребенка певческому искусству, необходимо работать над вокально-хоровыми навыками, а так же формировать интерес к хоровому искусству через репертуар. Существующие программы либо не уделяют должного внимания развитию показателей певческого голоса, либо предлагают репертуар, который не вполне подходит для работы с детьми начальных классов. Поэтому была создана авторская комбинаторная программа “Хоровой класс” на основе программы для школьных учреждений и общеобразовательных школ Л.М.Аболяна, Е.Л.Гомбицкой, В.С.Попова, и программы дополнительного образования для детей 6-12лет “Музыкальная палитра” Е.Х.Афанасенко, С.А.Клюнеевой, К.Б.Шишовой, А.И.Коняшова.
Направленность программы “Хоровой класс” по содержанию является художественно-эстетической; по функциональному предназначению – специальной, общекультурной; по форме организации – групповой; по времени реализации – длительной подготовки.
Новизна программы состоит в том, что в программе “Хоровой класс” делается акцент на развитие показателей певческого голосообразования, используется фонографический метод развития голоса по В.В.Емельяному (1-й цикл – артикуляционная гимнастика, 2-й цикл — интонационно-фонетические упражнения) и элементы дыхательной гимнастики по А.Стрельниковой, увеличено количество часов на вокальную работу, составлен собственный репертуар. Отличительной особенностью данной образовательной программы является и то, что она ориентирована на воспитание у обучающихся способности демонстрировать свое вокальное искусство в музыкальных постановках (мюзикл, детская опера, музыкальный спектакль), а так же предполагает совместные выступления со школьным хором преподавателей.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время вокально-хоровое пение – наиболее массовая форма активного приобщения к музыке. Петь может каждый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений, хотя подчас им и не осознаваемых. Поэтому в руках умелого руководителя вокально-хоровое пение – действенное средство музыкально-эстетического воспитания. В пении соединены такие многогранные средства воздействия на молодого человека, как слово и музыка. С их помощью можно воспитать эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве, жизни, природе.
Наблюдения педагогов и специальные исследования убедительно показали, что пение – это одно из эффективных средств физического воспитания и развития детей. В процессе пения: сольного и хорового – укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует формированию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья, а также развивает у детей внимание, наблюдательность, дисциплинировать, ускоряет рост клеток, отвечающих за интеллект человека, повышает умственную активность мозга.
Участники программы: обучающиеся в возрасте 7–11-и лет.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю: коллективные, индивидуальные. Занятия сводного хора – 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 40 минут.
Методологические особенности программы:
Образовательная программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются:
- в принципах обучения (принцип природосообразности, единство эмоционального и сознательного, комплексное воспитание и развитие обучающихся, доступность, результативность);
- формах и методах обучения (интегрированное обучение, метод художественной импровизации, занятия, конкурсы, экскурсии);
- методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов конкурсов);
- средствах обучения (дидактические пособия, наглядные пособия, набор детских шумовых инструментов, нотные пособия, аудиоаппаратура, музыкальная фонотека, фортепиано).
Цель программы: музыкально-эстетическое воспитание детей путем подъема и развития хоровой культуры.
Задачи:
- Воспитывать художественно-эстетический вкус, интерес к искусству;
- Создавать условия реализации творческих способностей;
- Выявление и развитие индивидуальных творческих способностей;
- Формировать вокально-хоровые навыков;
- Развивать уровень исполнительского мастерства;
- Развивать умение перевоплощаться в сценический образ посредством музыкального исполнительства.
Организация процесса обучения.
“Хоровой класс” – практико-ориентированный курс. При организации учебного процесса необходимо руководствоваться интересами обучающихся и возможностями коллективных форм занятий, координируя их с групповыми, объединенными и даже индивидуальными. Такой организационный принцип будет способствовать успешной работе хорового класса.
При организации занятий целесообразно делить хор на два основных состава. Первый состав объединяет учащихся первого класса, во второй состав входят учащиеся второго, третьего, четвертого, пятого классов.
При выборе репертуара педагогу следует исходить, прежде всего, из певческих возможностей хорового коллектива, но и не забывать о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей, о том, что хоровое пение – мощное средство эстетического, нравственного воспитания обучающихся. Поэтому в репертуаре произведения русской и зарубежной классики должны сочетаться с произведениями современных композиторов и народными песнями разных жанров. Репертуар необходимо ежегодно обновлять.
В хоровом коллективе должна быть создана атмосфера творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результаты общего дела. Такая атмосфера способствует формированию личности ребенка, помогает ему поверить в свои силы, воспитывает чувство товарищества, ибо именно в этом залог высоких художественных результатов хора.
Содержание программы.
Программа “Хоровой класс” для каждого хорового состава имеет следующие направления:
Вводное занятие. Знакомство с режимом работы, правилами поведения, предмет и его особенности, просмотр портфолио хора.
Диагностика.
Диагностика проводится с целью определения уровня развития музыкальных способностей обучающихся, развития их вокально-хоровых знаний, умений, навыков, динамики развития творческих способностей обучающихся, и делится на начальную (первичную для обучающихся 1 класса), срезовую и итоговую.
Первичная диагностика: выполнение диагностических тестов.
Начальная диагностика: выполнение диагностических тестов, проведение музыкально-дидактических игр.
Срезовая диагностика: выполнение диагностических тестов, вокально-хоровые упражнения, работа с музыкально-дидактическими играми.
Итоговая диагностика: концертные выступления, участие в музыкальных спектаклях.
Ознакомление и выработка основных вокально-хоровых навыков.
Овладение певческими навыками является результатом большой работы руководителя и всего хора; задача педагога – упорядочить и воспитать вокальные возможности учащихся. К певческим навыкам относятся: правильное звукообразование, дыхание, дикция, стройность, ритмичность, выразительность и экспрессия. Певческие навыки, тщательно согласованные, взаимно дополняющие и обусловливающие друг друга, должны представлять собой стройную систему. Для этого необходимо постепенно усложнять задачи, расширять диапазон певческих способностей детей.
Работа над звукообразованием:
- работа над свободным, полетным, звонким, естественным звучанием;
- работа над округлым звучанием гласных;
- работа над ровностью и однородностью звучания голоса по всему диапазону;
- выработка хорошего унисона;
- освоение в пении динамических оттенков;
- работа над протяженностью и сглаженностью гласных.
Работа над дыханием:
- обучение короткому, энергичному, с небольшой задержкой вдоху;
- формирование певческого выдоха за счет постепенного расхода дыхания на всю продолжительность музыкальной фразы;
- недопустимость смены дыхания в середине слова;
- обучение вдоху в характере и темпе произведения;
- сохранение вдыхательной установки в пении;
- быстрая смена дыхания между фразами в подвижном темпе;
- цепное дыхание в длинных фразах.
В работе над дыханием педагогу следует использовать дыхательную гимнастику, включая элементы дыхательной гимнастики А.Стрельниковой, а также упражнения, развивающие глубину вдоха и протяженность выдоха.
Работа над дикцией:
- работа над расслаблением артикуляционного аппарата;
- работа над округлостью гласных звуков и их протяженностью;
- тщательное и быстрое произношение согласных при скоплении их в соседних слогах;
- раздельное произношение двух одинаковых гласных звуков, стоящих рядом;
- совершенствование у детей умения деления на “вокальные слоги” в пении;
- правильное произношение текста, выделение логического ударения;
- правильное соотношение ударных и безударных слогов;
- соблюдение правил вокальной орфоэпии.
Работа над стройностью:
- точное воспроизведение звуков данной высоты;
- звучания интервалов как мелодических, так и гармонических (в двухголосии);
- “звуковой диктант”;
- повторение фраз различными способами: медленно, быстро, легато, стаккато, форте, пиано...
Работа над ритмичностью:
- требовать от хора дружного, точного начала и окончания пения, соблюдения пауз и т. д.;
- не делать отклонения в темпе;
- не допускать искажения замысла композитора.
Работа над выразительностью и экспрессией (работа над художественным произведением в целом):
- иметь ясное представление о характере и стиле исполнения;
- наличие систематической работы над всеми вышеуказанными элементами хоровой звучности;
- указывать на общий характер звучания;
- обсуждение характера исполнения.
Музыкальная грамота.
1-й год обучения – “В мире загадочных звуков”:
Что такое музыка. Рождение звуков. Звуки высокие и низкие.
2-й год обучения – “Дружная семейка”:
Названия нот. Длительности.
3-й год обучения – “Музыкальная грамота”:
Нотная грамота. Ритм. Лад: мажор, минор. Пауза.
4-й год обучения – “Музыкальная грамота”:
Такт, тактовая черта. Размер. Сольфеджирование.
Разучивание репертуара.
Занятия проводятся отдельно с разными составами и включают в себя: прослушивание произведения, его обсуждение, разучивание по фразам, куплетам, соединение с фонограммой. На протяжении разучивания репертуара ведется работа над вокально-хоровыми навыками. Ежегодно репертуарный список песен обновляется с учетом интересов и способностей детей.
Музыкальная гостиная.
В течение года ведется работа над музыкальной постановкой. Это может быть музыкальный спектакль, музыкальная сказка, тематический вечер, опера, мюзикл.
Экскурсии, посещение концертов.
Ежегодно обучающиеся ходят на экскурсию в музыкальную школу, где знакомятся с музыкальными инструментами, общаются и делятся опытом с обучающимися музыкальной школы. По возможности посещаются концерты, которые проводятся в городе.
Сводный хор обучающихся и преподавателей.
Один раз в неделю проводятся совместные занятия обучающихся и преподавателей. На этих занятиях продолжается работа над вокально-хоровыми навыками, разучивается совместный репертуар.
Итоговые занятия: концерты, музыкальные спектакли, вечера, конкурсы.
Выступления на школьных праздниках. Концерт для ветеранов и пенсионеров. Музыкальные постановки для обучающихся и родителей. Выступления на городских праздниках, на предприятиях, в детском доме. Участие в конкурсах. Выступления на различных мероприятиях в составе сводного хора.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Знания, умения и навыки в конце первого года обучения:
- Иметь представление о вокальном пении как виде искусства, его особенностях, разновидностях.
- Иметь навыки музыкального восприятия.
- Уметь передать свои впечатления в словесной форме.
- Иметь навыки концентрации внимания, слуха, координации движений.
- Иметь представление об устройстве речевого аппарата.
- Иметь представление о средствах музыкальной выразительности.
- Иметь навыки игры на шумовых инструментах.
- Иметь навыки правильного дыхания, звукообразования, интонирования.
- Иметь навыки хорового пения.
- Иметь представление о сценической культуре.
- Иметь навыки выступления на концертах.
Знания, умения и навыки в конце второго года обучения:
- Иметь навыки концентрации слуха, внимания.
- Иметь представление об основных вокальных жанрах.
- Иметь основные вокально-хоровые навыки.
- Иметь навыки восприятия музыки, уметь анализировать ее по средствам выразительности.
- Знать ноты, различать их по высоте и длительности.
- Иметь навыки пения по нотам.
- Иметь навыки игры в шумовом оркестре.
- Иметь навыки работы над выразительностью исполнения.
- Иметь навыки сольного и хорового пения.
- Уметь применять полученные знания в практической деятельности.
Знания, умения и навыки в конце третьего года обучения:
- Уметь ориентироваться в нотной грамоте.
- Знать понятия: ритм, лад, мажор, минор, пауза.
- Уметь применять полученные знания на практике.
- Уметь петь по нотам.
- Знать основы техники пения.
- Иметь навыки интонирования, правильного звукообразования.
- Уметь анализировать музыкальное произведение.
- Иметь навыки работы с микрофонами.
- Иметь навыки концертной деятельности.
Знания, умения и навыки в конце четвертого года обучения:
- Уметь ориентироваться в нотной грамоте.
- Знать понятия: партитура, сольфеджио, размер, такт, тактовая черта.
- Иметь навыки сольного пения, пения двухголосием, каноном.
- Уметь управлять интонацией голоса.
- Иметь навыки сольфеджирования.
- Иметь навыки чтения ритмического рисунка, нотной записи.
- Владеть приемами певческого дыхания.
- Иметь навыки работы над воплощением сценического образа в пении.
- Применять полученные знания на практике.
- Иметь навыки концертной деятельности.
Способы проверки результатов освоения программы.
Первичная диагностика (для обучающихся 1-го класса): выполнение диагностических тестов.
Начальная диагностика (для обучающихся 2–5-х классов): выполнение диагностических тестов, проведение музыкально – дидактических игр.
Срезовая диагностика: выполнение диагностических тестов, вокально-хоровые упражнения, работа с музыкально – дидактическими играми.
Итоговая диагностика: концертные выступления, участие в музыкальных спектаклях.
Результатом успешной деятельности обучающихся и эффективности данной программы является постановка музыкальных спектаклей, концерты, участие в конкурсах
Результаты реализации проекта.
Данная программа реализуется с 2005 года и имеет положительные результаты. Обучающиеся по программе являются участниками и победителями различных конкурсов, востребованным хоровым коллективом на школьных, городских и районных концертах и мероприятиях.
Грамота за блистательное выступление на XVI традиционном межрегиональном конкурсе-концерте юных дарований “Тайшетские жемчужинки”.
Диплом I степени на I районном фестивале детского самодеятельного творчества “Звездный дождь” .
Диплом II степени на XVIII конкурсе юных талантов “Золотые нотки магистрали”.
Диплом за блистательное выступление на XХ конкурсе юных талантов “Золотые нотки магистрали”.
Диплом I степени на региональном конкурсе “Так зажигают звезды”.
Список литературы.
- Апраксина О. Методика развития детского голоса. Учебное пособие. – М., 1983.
- Виноградов В.П. Работа над дикцией в хоре. – М.: Музыка, 1967.
- Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – С.–П., 1997.
- Емельянов В. Фонопедические упражнения для голосового аппарата, профилактики и устранения расстройства певческого голосообразования в процессе формирования певческих навыков. Методическая разработка. – М., 1987.
- Казачков С.А. От урока к концерту. – Казань, 1985.
- Самарин В.А., Осеннева М.С. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. – М., 1999.
- Соколов В. Работа с хором. – М., Музыка, 1983.
- Стулова Г.П. Детский хор. – М., Музыка, 1978.
- Стулова Г.П. О певческом дыхании в детском хоре. Музыкальное воспитание в школе. В.9. – М., Музыка, 1974.
- Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., 1992.
- Стулова Г.П. Теория и практика вокальной работы в школе. Учебное пособие для учителей. – М., 1983.
- Вокально-хоровое обучение в современном музыкальном образовании. Сб. научно-методических трудов. – Иркутск, 2003.