Учитывая новые образовательные стандарты и желание попробовать силы учащихся в новых предлагаемых обстоятельствах, мы с учителем истории Фроловой О.Н. решили организовать нечто интересное – интегрированный урок. Десятые классы были выбраны не случайно – у них уже достаточно сформирована объемная учебная база по нашим предметам, они многое умеют, а тема, которую мы предложили, могла быть посильна именно этой параллели.
Тема актуальная и животрепещущая – вступление России в ВТО. Но так просто к ней было не подступиться – нужно было начать издалека. А именно с момента формирования мирового рынка, который начал складываться со времен Великих географических открытий. И в этих вопросах история с географией соприкасаются как нигде максимально близко. Одно вытекает из другого. Так родилась идея формы урока – подготовка и представление презентаций по этапам. Учащиеся совместно с нами распределили исторические события на ключевые временные промежутки, которые были распределены между ребятами для самостоятельной разработки и подготовки сообщений. Вот эти этапы:
1 – Эпоха Великих географических открытий –
конец 15 века, исторический аспект и отдельно это
же время – географический аспект;
2 – Эпоха колонизации – 16-18 века – исторически
аспект и географический аспект;
3 – Крушение колониальной системы и эпоха
неоколониализма – 19-20 века – исторически и
географический аспект;
4 – Крушение социалистической системы и
биполярного мира – 20 век (оба аспекта);
5 – Эпоха новейшего времени и
интернационализация хозяйства – 21 век (оба
аспекта).
По каждому этапу выбирали одного ученика, освещающего ключевые исторические события, и другого ученика, рассказывающего о географических аспектах данного периода. Время предоставлялось – 3 минуты. Но ребята так интересно работали, такую удивительную аналитическую работу провели многие из них, конечно же, выйдя за рамки установленного временного ограничения, что нам, как учителям, понимающим и ценящим творческие поиски, пришлось пойти на изменение времени открытого урока. И завуч наш нас поддержала – открытый урок решили проводить сразу на двух уроках.
Первый был предоставлен полностью в распоряжение учащихся, рассматривающих этапы формирования мирового хозяйства, а на втором уроке выступали еще два ученика – один готовил презентацию о том, что такое глобализация, каковы ее признаках и причины, и как этот процесс развивается в мир, А второй ученик готовил материал о влиянии процесса глобализации на экономику России и о вступлении ее в ВТО. Следует отметить, что для проведения данного интегрированного урока мы объединили вместе два десятых класса, т.к. школа у нас малокомплектная и в классе всего по 8 учеников. И урок в нашей школе длится всего 40 минут.
Для оформления результатов работы, мы с Ольгой Николаевной разработали технологическую карту, которую все учащиеся заполняли по мере выступления ведущих учеников по их презентациям, а выводы по окончании ее заполнения и стали итогом нашего интегрированного урока (Анализ исторических и географических событий в процессе глобализации мира – Приложение 1).
И вот, подготовка закончена, на уроке
присутствую гости – учителя
естественно-научного объединения и завучи по
учебной работе. Тему урока мы формируем
совместно с детьми и звучит она так: Эпоха
Великих Географических открытий и ее влияние на
формирование Мирового хозяйства. Глобализация,
как завершающий этап формирования мировой
экономики. И далее работаем по нашему обычному
плану, разработанному вместе с учениками. Он
выглядит таким образом:
План изучения новой темы:
- Название темы урока
- Целеполагание
- Планирование и прогнозирование
- Рефлексия
Поскольку тема очень объемная, мы решили ее структурировать, разбив на несколько подтем. Итак, цели нашего интегрированного урока, поставленные самими ребятами:
- Узнать, что такое глобализация
- Выявить взаимосвязи между историческими процессами и географическими открытиями
- Объяснить влияние географических открытий на формирование политической карты мира и Мирового хозяйства
- Познакомиться с положительными и отрицательными сторонами вступления России в ВТО.
Следуя этому плану мы и начали заслушивать выступающих. После просмотра каждой презентации, мы давали время для заполнения технологической карты по рассматриваемому временному отрезку. Забегая вперед, скажу, что во время рефлексии (в чем ее и ценность) мы узнали, что многим ребятам было сложно работать в таком высоком темпе, и им хотелось бы большего времени для осмысления и записи услышанного.
Таким образом на первом уроке учащиеся заслушивали подготовленные сообщения и презентации к ним и заполняли технологическую карту по временным этапам.
А второй урок был отдан для двух выступающих по темам глобализация в мире и глобализация в России (вступление РФ в ВТО – за и против), оформления выводов в технологической карте, дебатов, которые возникли стихийно, и рефлексии урока. Тема вступления России в ВТО оказалась настолько актуальной и волнующей большинство учеников, что дебаты были очень аргументированные и эмоциональные.
Консенсуса мы не достигли, но выслушать всех желающих смогли. Так что выводы, которые ребята оформляли, работая в парах, были достаточно полярные.
А рефлексия, которую ребята провели в конце урока, помогла и самим учащимся разобраться в своих пробелах, да и нам, как организаторам интегрированного урока и педагогам-предметникам показала недочеты в нашем начинании.
Самое главное, ребята работали с интересом, многие нашли любопытнейшие материалы, работали творчески, высказывались активно, споры были нешуточные, что называется, у всех глаза горели – у кого от желания высказаться, у кого от интереса узнать мнение других.
Администрация и коллеги оценили нашу работу по достоинству. А мы с Ольгой Николаевной открыли для себя новых географов и историков – ведь, как показывает практика, только нетрадиционные формы обучения позволяют раскрыться тем ученикам, которые при обычной форме обучения, может быть так и не узнали, насколько они способны к творчеству и, даже талантливы.
Так что первый опыт наш с коллегой по истории удался, и мы планируем и дальше организовывать подобные интегрированные уроки и в других праллелях.