Психолого-педагогическо-логопедическое сопровождение учебного проекта

Разделы: Внеклассная работа


Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности.

В школе  проекты готовятся и защищаются в рамках школьных предметов, их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов, при этом сама проектная деятельность, особенно на начальном этапе,  интересует,  как правило успешных учащихся,  да и учитель чаще всего привлекает к проектной деятельности ребят без проблем в учебе, так как роль учителя здесь весьма значительна, хотя основную работу все же учащийся выполняет самостоятельно.

Между тем, проектная работа, как правило, затрагивает не только и не столько интеллектуальную сферу детей, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, свои ценностные ориентации. Создается атмосфера доверия, в которой дети чувствуют себя достаточно безопасно, могут свободно мыслить и выражать свое мнение. Отсутствует стереотип «делай, как все», «рассказывай, как все» и т.д., имеет личностно значимую для учащегося цель, сформулированную в виде проблемы. Решая проблему, автор проекта определяет свою стратегию и тактику, распределяет время, привлекает необходимые ресурсы, в том числе информационные. У детей улучшаются показатели произвольной регуляции поведения, формируется учебная мотивация, развивается операционный компонент деятельности (функции контроля и оценки). При этом повышается уверенность в своих силах, улучшаются взаимоотношения со сверстниками.

Поэтому, привлечение к проектной деятельности особенно важно для учащихся с проблемами в учебе, общении.

В нашей школе стартовал долгосрочный интегрированный проект «Дом моей мечты», предполагающий участие в проекте всех учеников 2 класса «А». Принимая во внимание разный уровень обученности  и  способностей учащихся, их  достаточно низкий уровень учебной мотивации, сложные детско-родительские и учительско-родительские отношения в классе, к сопровождению проекта подключились психолог и логопед. Такое сотрудничество является очень важным для обеспечения стыковки представлений, понимания, умений  с целью выработки единства требований к ученику. Подобная координация позволяет учащимся постепенно преодолевать затруднения и создает условия для успешной работы над проектом.

Началось все с  уроков окружающего мира. Изучая тему: «Человек – изобретатель», ребята узнали, что в древности люди сперва учились строить своё жилище у животных из имеющихся природных материалов, но постепенно изобрели совершенно новые способы строительства, новые орудия труда, строительные материалы, каких не знает природа. Им стало интересно: «Какие дома смогли построить люди?» Они задумались: «Чем был бы интересен фантастический дом»? Ребятам самим захотелось построить свой дом. Так родилась идея проекта, была  поставлена цель: создать дом своей мечты.

И мы предположили, что работа над данным проектом позволит положительно повлиять на учебную мотивацию учащихся, повысит заинтересованность  родителей учебной деятельностью детей, улучшив тем самым детско-родительские отношения в семьях, сплотит детский коллектив.

В данной таблице приведены  направления работы специалистов на всех этапах работы над проектом.

Этапы

Учитель

Психолог

Логопед

1. Подготовительный Цель: погружение в проект.
Формулирование проблемы. Определение цели, задач проекта и планирование работы. Формирование рабочих групп, чёткое распределение ролей в группе, способствующее более эффективной организации работы.
Цель: определение индивидуальных особенностей участников проекта.
Диагностика учебной мотивации, (65%) межличностных отношений, кол-во аутсайдеров (26%) средних.выборов (69%) латеральности, уровня развития познавательных процессов,  самооценки  учащихся  (адекватная – 32%)
осуществления индивидуального подхода в обучении и воспитании, а так же распределения функций каждого ребенка в группе.
Цель: выявление речевых нарушений у учащихся 2«а» класса.
Характеристика устной речи учащихся.
Установление наличия  специфических ошибок в письме и чтении
Определение направления коррекционно-развивающей работы в соответствии с логопедическим  заключениием.
В результате обследования выявилось у 6-ти  учащихся 2 «а» класса нарушения письменной речи, обусловленные Ф.Ф.Н.Р.
2. Реализация проекта Цель:  совместный поиск решения проблемы проекта практическим путём, формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. 
Сбор и систематизация  информации:
– о многообразии домов, – об истории создания жилища,
– о строительных профессиях.
Экскурсия в музей кочевой культуры для
знакомства детей со взаимосвязью жилья с народными традициями и природными условиями.
Рассказ родителя о домах будущего.
Совместное с родителями изготовление макета дома.
Написание мини-сочинения «Дом моей мечты».
Цель: гармонизация и развитие детско-родительских отношений и взаимодействия со сверстниками.
Проведение:
– цикла занятий  по авторской  программе «Я и другие», целью которого было формирование положительного образа Я, которое в свою очередь способствует развитию навыков и умений, необходимых для уверенного поведения, для преодоления трудностей в учебе и общении;
– серии деловых игр для родителей  с целью ознакомления их с понятием и задачами проектной деятельности учащихся.
Цель:  устранение речевых нарушений учащихся логопедическими средствами, формирование предпосылок для успешной социаизации и личностной реалиизации каждого ребенка в проектной деятельности.
Развитие фонематического восприятия, фонемного анализа и синтеза
Расширение, уточнение и активизация словарного запаса.
Формирование правильного  навыка письма
Развитие  письменной речи как формы общения (работа над сочинением) .    Развитие основных психических процессов: памяти, внимания, мышления , восприятия (зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое).

Консультации для родителей,  учителей по работе с нарушениями речи детей.

3. Рефлексивный Цель: анализ проделанной работы, демонстрация результатов. Проведение совместного детско-родительского праздника «Семья – дом, где раскрываются сердца» для активизации семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитания у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью, сплочения классного коллектива.
Представление проекта на школьном и окружном конкурсах проектных работ «Горизонты открытий».
Цель: помощь в предъявлении роста своей компетентности, самоанализа, оценка эффективности работы.
Участие в подготовке и проведении праздника «Семья – дом, где раскрываются сердца» Повторная диагностика
Адекватная самооценка  учащихся 43% Межличностные  отношения: кол-во аутсайдеров 17%, кол-во ср.выборов 78%; Мотивация к учебной деятельности 85% (учебная + внешняя).
 

Осуществление проекта вылилось для ребят в серию мини-открытий, которыми они с удовольствием делились с одноклассниками. Ценно, что ребята открыли в проекте самих себя и осознали свои потенциальные возможности.

Важным результатом проектной работы стали выводы, которые сделали  учащиеся:

1. Не важно из чего строится жилище – из дерева или снега, звериных шкур или травы, пластилина или картона, важно, что это самый удобный, уютный, самый родной дом на свете.
2.  Настоящий дом, как о нём не мечтай, нельзя получить в подарок, его можно построить совместными усилиями всей семьи.
3.  Настоящий дом – это тот дом, в котором хорошо всем, где тебя всегда любят и ждут, куда хочется возвращаться вновь и вновь.

Во время выполнения этого проекта основным стал принцип сотрудничества детей и взрослых, сочетание коллективного и индивидуального в педагогическом процессе.
Ребят увлёк процесс совместной деятельности. Они приобрели опыт общения с одноклассниками и своими родителями. Опыт совместных переживаний, опыт разнообразной деятельности.

Этот учебный проект показал, что такая форма работы  позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулирует их самостоятельность, развивает интеллектуальные способности.

Проектирование будущего позволяет детям почувствовать свои силы в решении актуальных проблем, приобрести необходимый личный опыт, ведь недаром народная мудрость гласит: «Не учись разрушать, а учись строить».

Результаты проекта вдохновили всех участников, и родителей, и детей на  продолжение совместной работы.

Приложение