Цель урока: Закрепить знания учащихся об основных географических объектах планеты и океанических движениях в Мировом океане.
Задачи:
- развивать познавательный интерес к предметам естественного цикла
- создать условия для комплексного использования ранее полученных знаний
- учить работать в группе на общий результат
- расширять кругозор, разрабатывать память и логическое мышление.
Тип урока: закрепление нового материала
Технология: Работа по информационным картам
Структура урока:
1. Организационный момент – приветствие, тема и цель урока, ход урока.
2. Активизация учащихся на урок:
Учитель: А эпиграфом нашего урока предлагаю взять слова великого русского путешественника Николая Михайловича Пржевальского. (слайд № 3)
А еще жизнь хороша тем,
что можно путешествовать!
Н.М. Пржевальский 2.
Кто из нас не мечтает о путешествиях? Новые земли, города. Но путешествия – это не только открытия, это трудности, необходимость быстро принимать решения, опасности, подстерегающие в пути. Не каждого возьмут в путешествие. А возьмут ли вас? Это мы узнаем, если правильно подскажем путешественнику географические названия. Под партой я вижу какую-то бутылку. Возьмем ее . Да это же бутылочная почта!
А, вы знаете, что бутылочная почта была изобретена Христофором Колумбом, тем самым, который открыл Америку. Возвращаясь обратно, его эскадра попала в сильный ураган. Опасаясь гибели кораблей, Колумб написал отчет о путешествии, адресовав его испанской королеве, вложил его в скорлупу кокосового ореха, а орех – в просмоленный бочонок, и бросил в море. Так было положено начало "бутылочной почте". Послание достигло берегов Испании через … 358 лет, бочонок выловили в 1850 году испанские рыбаки 1 (слайд №4 (Учитель достает бутылку, из нее – бумагу с “посланием”). Документ сильно попорчен морской водой, но некоторые слова можно разобрать. Давайте попробуем восстановить текст документа, вписав пропущенные слова.
Задание № 1 - в парах
Анкета нашей планеты - (Земля)
- Форма - (Шар)
- Естественный спутник Земля - (Луна)
- Кто первым увидел 3еммлю из космоса - Ю.Гагарин
- Если на Землю смотреть из космоса, она имеет цвет, потому что - (голубой, т.к. большую часть занимают моря и океаны)
- Время оборота вокруг собственной оси-(24 час)
- Время обращения вокруг Солнца - (1 год – 365 дней…)
- Число полюсов - (2)
- Число материков - (6)
- Самый большой материк - (Евразия)
- Самый большой океан - (Тихий) 3 (слайд №5 )
Учитель : Работа по карте – вызов ученика к доске “Физическая карта мира”.
(показать Тихий океан) Но на нём какие – то цветные линии. Что такое? Дети отвечают - течения.
3. Работа с информационными картами - в парах.
Морские течения — постоянные или периодические потоки в толще мирового океана и морей. Различают постоянные, периодические и неправильные течения; поверхностные и подводные, теплые и холодные течения. В зависимости от причины течения, выделяются ветровые и плотностные течения.1 (слайды №6-8 )
Информационная карта “
Океанические течения” Морские течения, океанические течения – это поступательные движения масс воды в морях и океанах. На поверхности океана они распространяются широкой полосой, захватывая слой воды той или иной глубины. На больших глубинах и у дна существуют значительно более медленные перемещения частиц воды в определённом генеральном направлении, составляющие часть общего круговорота вод Мирового океана. Морские течения - вызываются действием силы трения между водой и воздухом, движущимся над поверхностью моря, градиентами давления, возникающими в воде, и приливообразующими силами Луны и Солнца. На направление течений большое влияние оказывает сила вращения Земли, под влиянием которой потоки вод отклоняются в Северном полушарии вправо, в Южном — влево. Если температура воды течения выше температуры окружающих вод, то его называют тёплым, если ниже — течение называют холодным. Тёплые течения движутся из низких широт в высокие, а холодные — из высоких в низкие. |
|
Север Тихого океана | Североэкваториальное (Северное пассатное) течение ·Аляскинское течение ·Куросио ·Северное Тихоокеанское течение ·Калифорнийское течение ·Экваториальное противотечение |
Юг Тихого океана | Южное Пассатное (Южное Экваториальное) течение ·Восточно-Австралийское течение ·Антарктическое циркумполярное течение ·Перуанское течение (течение Гумбольдта) ·Течение мыса Горн |
Северная Атлантика | Североэкваториальное течение ·Гольфстрим ·Северо-Атлантическое течение ·Канарское течение ·Течение Ирмингера ·Лабрадорское течение ·Гвианское течение ·Течение Ломоносова ·Восточно-Исландское течение |
Южная Атлантика | Южное Пассатное (Южное Экваториальное) течение ·Бразильское течение ·Антарктическое циркумполярное течение ·Бенгельское течение ·Ангольское течение ·Течение Ломоносова |
Индийский океан | Южное Пассатное (Южное Экваториальное) течение ·Сомалийское течение ·Мозамбикское течение ·Мадагаскарское течение ·течение Агульяс ·Течение мыса Игольного ·Антарктическое циркумполярное течение ·Западно-Австралийское течение ·Экваториальное противотечение |
Нетропические круговые течения | Течение Бофорта ·Мусонное течение ·Антарктическое циркумполярное течение ·Антарктические течения2 |
4. Физминутка – Течения: теплые – руки в сторону, холодные – сжаться в комочек. (слайд №9 )
5. Практическая работа № 6. Тема: Определение по карте основных океанических движений и течений” - слайд № 10
Маршрутный лист плавания дать каждому ученику.
- Задание № 1. Назвать материки и океаны (подписать ручкой) – 10 баллов
- Задание № 2. Отметить экватор (провести линию ручкой) и подписать – 1 балл
- Задание № 3. Отметить по 5 теплых (красные) и 5 холодных (синие) океанические течения и подписать их - 20 баллов.
- Задание № 4. – 20 баллов
Отметить на карте: острова Мадагаскар и Гренландия. Сравнить их климат и объяснить, почему разный климат.
- Задание № 5 – дополнительно – 20 баллов
- Обвести границу России и отметить основные океанические движения, которые влияют на климат нашей страны.
Итого: “5” -51- 45 балл “4”- 44 -35 баллов “3”-34 – 20 баллов “2” - 19 и меньше баллов.
6. Закрепление. Выводы по уроку. Домашнее задание. (слайды №11-16 )
7. Домашнее задание – карточка (на контурной карте России изобразить теплые и холодные течения)
Литература.
1. География материков и океанов. 7 класс. : Атлас. М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2008.
2. Сухова Т.С. Природоведение: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С.Сухова, В.И.Строганов.- М.: Вентана – Граф, 2010.
3. Сухова Т.С., Строганов В.И. Природоведение: 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2008.
Образовательные электронные ресурсы:
1. "Википедия" - версия энциклопедии на русском языке
2. Большая детская энциклопедия “Природоведение”. ООО “Издательство”, Россия, 2008. СД – диск
3. География. 6-11 класс, СД – диск