Практическая работа по теме "Определение по карте основных океанических движений и течений". 5-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель урока: Закрепить знания учащихся об основных географических объектах планеты и океанических движениях в Мировом океане.

Задачи:

  • развивать познавательный интерес к предметам естественного цикла
  • создать условия для комплексного использования ранее полученных знаний
  • учить работать в группе на общий результат
  • расширять кругозор, разрабатывать память и логическое мышление.

Тип урока: закрепление нового материала

Технология: Работа по информационным картам

Структура урока:

1. Организационный момент – приветствие, тема и цель урока, ход урока.

2. Активизация учащихся на урок:

Учитель: А эпиграфом нашего урока предлагаю взять слова великого русского путешественника Николая Михайловича Пржевальского. (слайд № 3)

А еще жизнь хороша тем,
что можно путешествовать!
Н.М. Пржевальский 2.

Кто из нас не мечтает о путешествиях? Новые земли, города. Но путешествия – это не только открытия, это трудности, необходимость быстро принимать решения, опасности, подстерегающие в пути. Не каждого возьмут в путешествие. А возьмут ли вас? Это мы узнаем, если правильно подскажем путешественнику географические названия. Под партой я вижу какую-то бутылку. Возьмем ее . Да это же бутылочная почта!

А, вы знаете, что бутылочная почта была изобретена Христофором Колумбом, тем самым, который открыл Америку. Возвращаясь обратно, его эскадра попала в сильный ураган. Опасаясь гибели кораблей, Колумб написал отчет о путешествии, адресовав его испанской королеве, вложил его в скорлупу кокосового ореха, а орех – в просмоленный бочонок, и бросил в море. Так было положено начало "бутылочной почте". Послание достигло берегов Испании через … 358 лет, бочонок выловили в 1850 году испанские рыбаки 1 (слайд №4 (Учитель достает бутылку, из нее – бумагу с “посланием”). Документ сильно попорчен морской водой, но некоторые слова можно разобрать. Давайте попробуем восстановить текст документа, вписав пропущенные слова.

Задание № 1 - в парах

Анкета нашей планеты - (Земля)

  • Форма - (Шар)
  • Естественный спутник Земля - (Луна)
  • Кто первым увидел 3еммлю из космоса - Ю.Гагарин
  • Если на Землю смотреть из космоса, она имеет цвет, потому что - (голубой, т.к. большую часть занимают моря и океаны)
  • Время оборота вокруг собственной оси-(24 час)
  • Время обращения вокруг Солнца - (1 год – 365 дней…)
  • Число полюсов - (2)
  • Число материков - (6)
  • Самый большой материк - (Евразия)
  • Самый большой океан - (Тихий) 3 (слайд №5 )

Учитель : Работа по карте – вызов ученика к доске “Физическая карта мира”.

(показать Тихий океан) Но на нём какие – то цветные линии. Что такое? Дети отвечают - течения.

3. Работа с информационными картами - в парах.

Морские течения — постоянные или периодические потоки в толще мирового океана и морей. Различают постоянные, периодические и неправильные течения; поверхностные и подводные, теплые и холодные течения. В зависимости от причины течения, выделяются ветровые и плотностные течения.1 (слайды №6-8 )

Информационная карта “ Океанические течения”

Морские течения, океанические течения – это поступательные движения масс воды в морях и океанах. На поверхности океана они распространяются широкой полосой, захватывая слой воды той или иной глубины. На больших глубинах и у дна существуют значительно более медленные перемещения частиц воды в определённом генеральном направлении, составляющие часть общего круговорота вод Мирового океана. Морские течения - вызываются действием силы трения между водой и воздухом, движущимся над поверхностью моря, градиентами давления, возникающими в воде, и приливообразующими силами Луны и Солнца. На направление течений большое влияние оказывает сила вращения Земли, под влиянием которой потоки вод отклоняются в Северном полушарии вправо, в Южном — влево. Если температура воды течения выше температуры окружающих вод, то его называют тёплым, если ниже — течение называют холодным. Тёплые течения движутся из низких широт в высокие, а холодные — из высоких в низкие.

Север Тихого океана Североэкваториальное (Северное пассатное) течение ·Аляскинское течение ·Куросио ·Северное Тихоокеанское течение ·Калифорнийское течение ·Экваториальное противотечение
Юг Тихого океана Южное Пассатное (Южное Экваториальное) течение ·Восточно-Австралийское течение ·Антарктическое циркумполярное течение ·Перуанское течение (течение Гумбольдта) ·Течение мыса Горн
Северная Атлантика Североэкваториальное течение ·Гольфстрим ·Северо-Атлантическое течение ·Канарское течение ·Течение Ирмингера ·Лабрадорское течение ·Гвианское течение ·Течение Ломоносова ·Восточно-Исландское течение
Южная Атлантика Южное Пассатное (Южное Экваториальное) течение ·Бразильское течение ·Антарктическое циркумполярное течение ·Бенгельское течение ·Ангольское течение ·Течение Ломоносова
Индийский океан Южное Пассатное (Южное Экваториальное) течение ·Сомалийское течение ·Мозамбикское течение ·Мадагаскарское течение ·течение Агульяс ·Течение мыса Игольного ·Антарктическое циркумполярное течение ·Западно-Австралийское течение ·Экваториальное противотечение
Нетропические круговые течения Течение Бофорта ·Мусонное течение ·Антарктическое циркумполярное течение ·Антарктические течения2

4. Физминутка – Течения: теплые – руки в сторону, холодные – сжаться в комочек. (слайд №9 )

5. Практическая работа № 6. Тема: Определение по карте основных океанических движений и течений” - слайд № 10

Маршрутный лист плавания дать каждому ученику.

  • Задание № 1. Назвать материки и океаны (подписать ручкой) – 10 баллов
  • Задание № 2. Отметить экватор (провести линию ручкой) и подписать – 1 балл
  • Задание № 3. Отметить по 5 теплых (красные) и 5 холодных (синие) океанические течения и подписать их - 20 баллов.

 

  • Задание № 4. – 20 баллов

Отметить на карте: острова Мадагаскар и Гренландия. Сравнить их климат и объяснить, почему разный климат.

  • Задание № 5 – дополнительно – 20 баллов

- Обвести границу России и отметить основные океанические движения, которые влияют на климат нашей страны.

Итого: “5” -51- 45 балл “4”- 44 -35 баллов “3”-34 – 20 баллов “2” - 19 и меньше баллов.

6. Закрепление. Выводы по уроку. Домашнее задание. (слайды №11-16 )

7. Домашнее задание – карточка (на контурной карте России изобразить теплые и холодные течения)

Литература.

1. География материков и океанов. 7 класс. : Атлас. М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2008.

2. Сухова Т.С. Природоведение: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С.Сухова, В.И.Строганов.- М.: Вентана – Граф, 2010.

3. Сухова Т.С., Строганов В.И. Природоведение: 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2008.

Образовательные электронные ресурсы:

1. "Википедия" - версия энциклопедии на русском языке

2. Большая детская энциклопедия “Природоведение”. ООО “Издательство”, Россия, 2008. СД – диск

3. География. 6-11 класс, СД – диск