Цели:
- Коррекционно-образовательные: автоматизировать звук «Р» в словах и в предложениях. Активизировать словарь детей по теме «Продукты», упражнять в подборе антонимов. Закреплять зрительный образ буквы «Р». Учить анализировать слова, читать слоги. Упражнять в произношении слов сложной слоговой структуры, в образовании прилагательных от существительного.
- Коррекционно-развивающие:развивать фонематические представления, зрительное восприятие, память, словесно-логическое мышление, навыки самоконтроля, общую и мелкую моторику рук.
- Воспитательные: воспитание доброжелательности, отзывчивости и взаимопомощи.
Оборудование:
- космическая карта с планетами и разными маршрутами,
- предметные картинки со звуками «Р»,
- слоги: АН, УР,
- звуковые домики и звуковые коробочки для определения позиции звуков (начало, середина, конец),
- магнитофон с аудиозаписью космической музыки,
- наборы для игры «Повара» (какие блюда?)
- муляжи: сыр, мороженое, рыба,
- наборы цифр.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
– Ребята, я получила письмо от одного мальчика, которого зовут Марсиком, он живет на планете Марс. У них на планете закончились арбузные семена, а для них арбуз – это самая любимая ягода, без которой они не могут прожить и дня. Он просит отправить им семена. Давайте отвезем сами семена, а на чем мы с вами отправимся в путешествие, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звезд.
Наш народ построил эту
Межпланетную … (ракету).
– Молодцы! Мы действительно полетим на ракете.
2. Изолированное произнесение звука «Р»
Скафандр мы с тобой надели,
Мотор ракеты уж ревет,
Нас в путешествие зовет: (р-р-р-р).
Вы догадались, с каким звуком мы отправимся в путешествие? (Со звуком «Р»).
3. Автоматизация звука «Р» в словах
– С собой в путешествие, кроме семян, вы можете взять только те предметы, в названии которых слышится звук «Р». Назови нужный предмет, правильно произнося звук «Р».
Д: Рыба, робот, шарф, гранат, сыр, гармошка, куртка, рукавицы
Л: Какие предметы лишние и почему?
Д: Стол, дудочка, стакан. Они лишние потому, что в словах нет звука «Р».
4. Закрепление зрительного образа буквы «Р». Развитие зрительного восприятия
Л: А еще нам с вами необходимо взять
космическую карту, чтобы не сбиться с нужного
пути. Ориентиром нашего курса будет буква «Р».
Лететь нам предстоит далеко, поэтому мы будем
останавливаться на разных планетах и делать
дозаправку топливных баков.
– Начинаем обратный отсчет: «3, 2, 1 – поехали!»
5. Чтение слогов. Составление слова
Л: Вот мы оказались на первой планете, а как она называется, вы сможете узнать, когда прочтете слоги: АН, УР.
Д: Анур
Л: Есть такое слово – АНУР? А если переставить слоги местами, что получится?
Д: УРАН
6. Автоматизация звука «Р» в словах. Подбор антонимов
– На планете Уран происходит «все наоборот»:
Л: Если у нас ночь, то на Уране
Д: утро.
Л: Если землянин ходит медленно, то
инопланетянин
Д: быстро.
Л: Если землянин закрывает дверь,
то инопланетянин
Д: открывает.
Л: На Уране одни жители ленивые, а
другие
Д: трудолюбивые.
Л: Одни жители трусливые, а другие
Д: храбрые.
7. Развитие фонематического слуха. Определение позиции звука «Р» в словах
Л: Продолжаем путешествие. И следующая остановка – на планете Сатурн. Местные жители просят вас помочь им сложить в корзину только те продукты, в названии которых есть звук «Р» и определить, где живет звук «Р» (начало, середина, конец).
Д: В слове СЫР звук «Р» живет в конце
слова (в последнем окошечке);
– В слове МОРОЖЕНОЕ звук «Р» живет в середине
слова (в среднем окошечке):
– В слове РЫБА звук «Р» живет в начале слова (в
первом окошечке).
8. Физминутка
Мы сейчас с вами будем выходить в открытый космос. Напомню, что в открытом космосе все предметы становятся легкими, движения у них будут плавными, потому что эти предметы попали в невесомость.
Звучит космическая музыка, дети имитируют движения в невесомости.
9. Автоматизация звука «Р» в словах. Образование относительных прилагательных
– Посмотрите в иллюминаторы, нам кто – то подает сигналы «SOS»! На планете Меркурий местный повар Меркуша решил приготовить блюда из разных продуктов, но забыл как они будут называться. Поможем ему вспомнить их названия: суп из гороха (какой?) – гороховый; суп из перловки – перловый; пюре из картофеля – картофельное; пюре из фруктов – фруктовое; пирог из рыбы – рыбный; сок из моркови – морковный; сок из груши – грушевый; сок из граната – гранатовый.
10. Автоматизация звука «Р» в предложениях. Составление предложений по сюжетным картинкам
Следующая остановка на планете Юпитер.
11. Пальчиковая игра
На горе мы видим дом Окружает все забор.
Много зелени кругом. За забором – чистый двор.
Вот деревья, вот кусты. Мы ворота открываем,
Вот душистые цветы. К дому быстро подбегаем,В дверь стучимся:
«Тук-тук-тук!»
Кто-то к нам идет на стук.
– А встречают нас местные жители, которые приготовили для вас картинки, по которым необходимо: составить предложения, узнать, сколько слов в предложении и поднять соответствующую цифру.
Д: Крот вырыл нору. (3 слова)
– Корова ест на лугу траву. (5 слов)
– В грузовике сидит кот. (4 слова)
– У Раи красивый сарафан. (4 слова)
– Воробей клюет зернышки в кормушке. (5 слов)
– Отправляемся в путь дальше. Перед нами
планета с женским именем, прочтем ее название.
Д: Венера.
– Местный чародей подписывал открытки к Новому
году, но все перепутал. Он просит вас ему помочь
исправить ошибки.
Л: Огни сверкают елкой. Д: Елка
сверкает огнями.
Л: Маски в детях. Д: Дети в масках.
Л: Елка украшает ребят. Д: Ребята
украшают елку.
Л: Дорога идет по снеговику. Д:
Снеговик идет по дороге.
Л: Молодцы! Вы исправили все ошибки, а мы
подлетаем к планете Марс, где нас ждет Марсик.
Л: Как будут называться жители планеты
Марс?
Д: Марсиане.
Л: Как будут называться новости,
происходящие на Марсе? (Какие?)
Д: Марсианские.
Л: Школа на Марсе (какая школа?)
Д: Марсианская.
– Марсик очень благодарен вам за то, что вы сами
привезли арбузные семечки, и предлагает вместе
посадить их, выложив из семян название планеты
Марс.
12. Итог занятия
– Молодцы, что помогли Марсику! Но, нам пора возвращаться. Скажите, что вам больше всего понравилось? С каким звуком мы путешествовали?