Образовательная программа спецкурса "Техника вокруг нас"

Разделы: Технология

Классы: 7, 8, 9


Пояснительная записка

На современном этапе развития общества дети получают значительный объем технической информации. Источниками ее служат электронные и механические игрушки, собственные наблюдения и рассказы взрослых, телевидение, интернет. С самого раннего детства ребенок сталкивается с миром техники. Уже в 2-х летнем возрасте малыши увлеченно катают механические игрушки, дети постарше, управляют радио- и электрифицированными моделями. В процессе игры у ребят возникает множество вопросов: как устроена машинка? почему движется корабль? Как самому сделать похожую игрушку… Все эти вопросы приводят детей к увлечению техническим моделированием и конструированием.

В программе спецкурса удачно сочетается практика и теория, учитываются современные требования к созданию моделей, технологиям и материалам, применяемым для их изготовления. В процессе изучения курса ребята узнают историю технического моделирования, значение технической терминологии; этапы моделирования автомобиля, колеса, кузова, шин. В результате трудовой деятельности учащиеся получают новые знания о свойствах таких материалов, как изопинк, шпатлёвка, аракал. Техника изготовления моделей из изопинка проста и доступна для ребят любого возраста. В начале обучения, подростки, рассматривают образец, анализируют его конструкцию, приемы выполнения. Работа в технике «авто, авиамоделирования» формирует у ребят такие качества как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, аккуратность, усидчивость, учит анализировать, сравнивать, обобщать.

Курс обучения построен по принципу «от простого к сложному». Для стимулирования интереса детей к деятельности предусмотрены различные формы и методы обучения. В занятия включены элементы частично-поисковых и развивающих технологий. Применяются дидактические игры, задания, направленные на развитие интеллектуальных и творческих способностей детей. В ходе реализации программы, для более полного и глубоко усвоения знаний проводятся беседы, демонстрации, применяются технические средства обучения, разрабатываются эскизы, схемы рисунков, чертежей. Индивидуальные и групповые задания дают возможность развивать познавательную деятельность, создают ситуацию успеха, стимулируют к самопознанию, самовыражению. Занятия проводятся в доступной, увлекательной форме (элементы игры, викторины, кроссворды, выставки, мини-проекты).
Программа спецкурса «Техника вокруг нас» разработана с учетом особенностей временного детского коллектива, отражает специфику смен. Возраст ребят 13-17 лет. Особой подготовки не требуется. Количество занятий, предусмотренных программой 10-12 часов, обязательным
элементом занятий являются физ.минутки, для более комфортного и эмоционального состояния идет музыкальное сопровождение.
Несмотря на кратковременные сроки программы, она призвана помочь подростку в формировании его жизненной позиции, способствует его профессиональному самоопределению. Получив первоначальную техническую подготовку по моделированию, ребенок может продолжить свое самообразование и достичь более значительных результатов. Это дает ему возможность легче адаптироваться в сложных жизненных ситуациях, сформировать свой стиль, свою индивидуальность.

Цель: Овладение основами технического моделирования.

Задачи:

  • Обучающие:
    • ознакомление с содержанием курса обучения;
    • обучение основам авто, авиа моделирования;
    • изучение свойств и технологий обработки различных материалов;
    • обучение основам инженерной графики;
    • усвоение технической терминологии, понятий и сведений.
  • Развивающие:
    • формирование интереса к технике и техническим видам деятельности;
    • развитие технического мышления, творческой инициативы, фантазии, изобретательности;
    • расширение кругозора в области технических наук или дисциплин.
  • Воспитательные:
    • воспитание чувства патриотизма и гражданственности;
    • воспитание настойчивости в преодолении трудностей, достижения поставленных задач;
    • воспитание аккуратности, дисциплинированности, ответственности за порученное дело;
    • формирование профессионального интереса к занятиям технического моделирования.

Для реализации поставленных задач используются следующие формы организации деятельности участников программы:

  • Опрос
  • Анкетирование
  • Тестирование
  • Мозговой штурм
  • Инструктаж
  • Анализ
  • Синтез
  • Обсуждение
  • Демонстрация
  • Выполнение практических упражнений
  • Решение творческих заданий
  • Защита проектов
  • Организация конкурсов
  • Оформление выставок
  • Фотографирование конкурсных работ
  • Педагогическая диагностика
  • Игровая деятельность
  • Работа в группах
  • Индивидуальная работа с участниками программы
  • Самооценка деятельности учащихся
  • Демонстрация технических средств обучения

Принципы:

  • Доступности – изучение материала ведется от простого к сложному
  • Наглядности – показ фотографий, рисунков, чертежей, готовых моделей
  • Научности – программа основывается на первоисточниках, на достоверной и проверенной информации, на современных технических достижениях.

Предполагаемый результат

  • Участники программы будут знать:
    • основные этапы изготовления моделей автомобиля;
    • основные типы моделей, их составные части;
    • значение основных понятий, категорий, терминов;
    • особенности построения чертежей, схем;
    • содержание курса обучения;
    • основные свойства материалов;
    • технику безопасности в мастерской;
    • приемы обработки, покраски и декорирования автомобиля.
  • Участники программы будут уметь:
    • изготавливать модель автомобиля;
    • самостоятельно составлять чертежи, рисунки, схемы, наброски,
    • технологические карты;
    • резать корпус, колеса, детали кабины;
    • красить, собирать и декорировать изделия;
    • экономно расходовать материалы;
    • выполнять правила по технике безопасности в мастерской.

Учебно-тематическое планирование

Тема занятий

Кол-во часов

Теория

Практика

1 Введение в образовательную программу спец.курса
«Техника вокруг нас». Создание эскиза будущей модели

1

0.3

0,7

2 Изготовление корпуса, фюзеляжа модели. Работа над проектом

1

0.3

0,7

3 Обработка корпуса, фюзеляжа (деталей) наждачной бумагой. Шпатлевание

1

0,2

0,8

4 Обработка корпуса (фюзеляжа) и деталей моделей наждачной бумагой. Покраска.

1

0.1

0,9

5 Изготовление шин для колес (шасси), дисков. Изготовление бампера, хвостовых деталей.

1

0.2

0,8

6 Декорирование фюзеляжа авиамодели.
Нанесение декорирования на корпус автомодели.

1

0.2

0,8

7 Сборка и склеивание деталей. Подведение итогов реализации
программы спецкурса.

1

0,3

0,7

  Итого:

7

1,6

5,4

Условия реализации программы

Для выполнения программных задач необходимы специальные условия, которые способствуют качественному усвоению знаний. Учащиеся занимаются в кабинете с достаточным освещением для моделирования. Количество столов и стульев соответствует возрасту и росту ребят. В кабинете располагается следующее оборудование:

  • стенды
  • шкафы (для канц.товаров)
  • тумба для раздаточного материала
  • стол для педагога – 1 шт.
  • столы для учащихся – 3 шт.; скамейки –3 шт.

Инструменты и материалы:

  • изопинк
  • шпатлевка
  • наждачная бумага
  • пластиковые бутыли
  • шило швейное
  • ножницы
  • карандаши простые
  • ластики, скотч
  • линейки, циркули
  • клей «Момент»
  • клей ПВА
  • цветной картон, аракал
  • бархатная бумага, цветная бумага
  • резаки, копировальная бумага
  • эскизы

Наглядные пособия:

  • технологические карты, схемы
  • образцы изделий
  • методические пособия
  • дидактические игры
  • стенд

Техническое обеспечение:

  • компьютер

Механизм оценивания реализации программы

Данная программа рассчитана на временный детский коллектив. В таких условиях механизм оценивания реализации программы становится особо значимым и актуальным. В течение смены (на вводном, итоговом занятиях) проводится анкетирование. Анкеты отражают тематику смен и дают возможность оценить качество усвоенных знаний по программе. О комфортном психологическом климате в мастерской можно узнать из «Экрана настроения», который заполняется детьми после каждого занятия. Один из эффективных методов оценивания реализации данной программы являются контрольные вопросы и задания. В течение смены идет подготовка работ к выставке детского творчества. Отбор работ на выставку проходит по следующим критериям.

Самостоятельность в работе:

самостоятельное выполнение работ (от выбора модели техники до исполнения);
выполнение работы с небольшой помощью педагога;
выполнение работы под контролем педагога.

Трудоемкость:

сложная модель;
достаточно простая модель;
очень простое изделие.

Креативность:

самостоятельное создание эскиза предстоящей модели;
оптимальный выбор конструктивного решения модели;
модель изготовлена на основе образца.

Цветовое решение:

гармоничное цветовое решение;
неудачное цветовое решение.

Аккуратность выполнения:

очень аккуратно: гладко ошкурено, плотно и точно склеены и соединены детали
выполнено с соблюдением технологии изготовления;
модель содержит небольшие технологические дефекты;
модель имеет технологические дефекты: плохо отшлифована;
не аккуратно вырезаны отдельные детали.

Наградой для подростка является участие его работ в выставке детского творчества. На выставке демонстрируются успехи и достижения участников программы. Лучшие модели награждаются грамотами ВДЦ «Океан». Об эффективности реализации данной программы можно судить по отзывам детей, посещающих мастерскую. Участники программы советуют друзьям, приезжающим в Центр, заниматься этим видом деятельности.

Список литературы для педагога:

  1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности/ К. А, Абульханова – Славская. – М.: Наука, 1980. – 335с.
  2. Баннов, И. Е. Проектирование как условие развития личностных качеств старших школьников (Электронный вариант): дис…канд. Психолог. Наук / И. Е. Баннов. – М, 1998. – 178с.
  3. Бедерханова, В. П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых / В. П. Бедерханова / Развитие личности, – 2000. – №1, – С.24-36.
  4. Драгунов, Г. Б. Автомодельный кружок / Г, Б. Драгунов – М.: Издательство ДОСААФ СССР, 1988 – 120с.
  5. Симакова, Т. А. Диагностические материалы к образовательной программе/ Т. А. Симакова – М.: ИД ООО «Витязь-М» – 2010, – 6с.
  6. Мацко, Л. А. Проектные технологии в дополнительном образовании / Л. А. Мацко – М.: ИД ООО «Витязь-М» – 2010, – 4с.
  7. Борисова, М. И. Использование игровых технологий в кружках / М. И. Борисова – М.: ИД ООО «Витязь-М» – 2010, – 3с.
  8. Харитонов, Н. П. Методические основы организации и осуществления учебно-исследовательской деятельности с учащимися/ Н. П. Харитонов – М.: ООО «Рампак» – 2010, – 44с.

Список литературы для детей:

  1. Балдина, Н. А, Техника вокруг нас (энциклопедия)/ Н. А. Балдина – М.: РОСМЕН, 2007. – 143с.
  2. Заворотов, В. А. От идеи до модели / В. А. Заворотов. – М.: Просвещение, 1982. – 143с.
  3. Замотин, О. Е. Твори, выдумывай, пробуй/ О. Е. Замотин, – М.: Просвещение, 1981, – 143с.
  4. Столяров, Ю. С. Моделист-конструктор / Ю. С. Столяров. – М.: Молодая гвардия, 1987, – 49с.

Презентация

Приложение 1