Пояснительная записка
На современном этапе развития общества дети получают значительный объем технической информации. Источниками ее служат электронные и механические игрушки, собственные наблюдения и рассказы взрослых, телевидение, интернет. С самого раннего детства ребенок сталкивается с миром техники. Уже в 2-х летнем возрасте малыши увлеченно катают механические игрушки, дети постарше, управляют радио- и электрифицированными моделями. В процессе игры у ребят возникает множество вопросов: как устроена машинка? почему движется корабль? Как самому сделать похожую игрушку… Все эти вопросы приводят детей к увлечению техническим моделированием и конструированием.
В программе спецкурса удачно сочетается практика и теория, учитываются современные требования к созданию моделей, технологиям и материалам, применяемым для их изготовления. В процессе изучения курса ребята узнают историю технического моделирования, значение технической терминологии; этапы моделирования автомобиля, колеса, кузова, шин. В результате трудовой деятельности учащиеся получают новые знания о свойствах таких материалов, как изопинк, шпатлёвка, аракал. Техника изготовления моделей из изопинка проста и доступна для ребят любого возраста. В начале обучения, подростки, рассматривают образец, анализируют его конструкцию, приемы выполнения. Работа в технике «авто, авиамоделирования» формирует у ребят такие качества как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, аккуратность, усидчивость, учит анализировать, сравнивать, обобщать.
Курс обучения построен по принципу «от
простого к сложному». Для стимулирования
интереса детей к деятельности предусмотрены
различные формы и методы обучения. В занятия
включены элементы частично-поисковых и
развивающих технологий. Применяются
дидактические игры, задания, направленные на
развитие интеллектуальных и творческих
способностей детей. В ходе реализации программы,
для более полного и глубоко усвоения знаний
проводятся беседы, демонстрации, применяются
технические средства обучения, разрабатываются
эскизы, схемы рисунков, чертежей. Индивидуальные
и групповые задания дают возможность развивать
познавательную деятельность, создают ситуацию
успеха, стимулируют к самопознанию,
самовыражению. Занятия проводятся в доступной,
увлекательной форме (элементы игры, викторины,
кроссворды, выставки, мини-проекты).
Программа спецкурса «Техника вокруг нас»
разработана с учетом особенностей временного
детского коллектива, отражает специфику смен.
Возраст ребят 13-17 лет. Особой подготовки не
требуется. Количество занятий, предусмотренных
программой 10-12 часов, обязательным
элементом занятий являются физ.минутки, для
более комфортного и эмоционального состояния
идет музыкальное сопровождение.
Несмотря на кратковременные сроки программы, она
призвана помочь подростку в формировании его
жизненной позиции, способствует его
профессиональному самоопределению. Получив
первоначальную техническую подготовку по
моделированию, ребенок может продолжить свое
самообразование и достичь более значительных
результатов. Это дает ему возможность легче
адаптироваться в сложных жизненных ситуациях,
сформировать свой стиль, свою индивидуальность.
Цель: Овладение основами технического моделирования.
Задачи:
- Обучающие:
- ознакомление с содержанием курса обучения;
- обучение основам авто, авиа моделирования;
- изучение свойств и технологий обработки различных материалов;
- обучение основам инженерной графики;
- усвоение технической терминологии, понятий и сведений.
- Развивающие:
- формирование интереса к технике и техническим видам деятельности;
- развитие технического мышления, творческой инициативы, фантазии, изобретательности;
- расширение кругозора в области технических наук или дисциплин.
- Воспитательные:
- воспитание чувства патриотизма и гражданственности;
- воспитание настойчивости в преодолении трудностей, достижения поставленных задач;
- воспитание аккуратности, дисциплинированности, ответственности за порученное дело;
- формирование профессионального интереса к занятиям технического моделирования.
Для реализации поставленных задач используются следующие формы организации деятельности участников программы:
- Опрос
- Анкетирование
- Тестирование
- Мозговой штурм
- Инструктаж
- Анализ
- Синтез
- Обсуждение
- Демонстрация
- Выполнение практических упражнений
- Решение творческих заданий
- Защита проектов
- Организация конкурсов
- Оформление выставок
- Фотографирование конкурсных работ
- Педагогическая диагностика
- Игровая деятельность
- Работа в группах
- Индивидуальная работа с участниками программы
- Самооценка деятельности учащихся
- Демонстрация технических средств обучения
Принципы:
- Доступности – изучение материала ведется от простого к сложному
- Наглядности – показ фотографий, рисунков, чертежей, готовых моделей
- Научности – программа основывается на первоисточниках, на достоверной и проверенной информации, на современных технических достижениях.
Предполагаемый результат
- Участники программы будут знать:
- основные этапы изготовления моделей автомобиля;
- основные типы моделей, их составные части;
- значение основных понятий, категорий, терминов;
- особенности построения чертежей, схем;
- содержание курса обучения;
- основные свойства материалов;
- технику безопасности в мастерской;
- приемы обработки, покраски и декорирования автомобиля.
- Участники программы будут уметь:
- изготавливать модель автомобиля;
- самостоятельно составлять чертежи, рисунки, схемы, наброски,
- технологические карты;
- резать корпус, колеса, детали кабины;
- красить, собирать и декорировать изделия;
- экономно расходовать материалы;
- выполнять правила по технике безопасности в мастерской.
Учебно-тематическое планирование
№ |
Тема занятий |
Кол-во часов |
Теория |
Практика |
1 | Введение в образовательную программу
спец.курса «Техника вокруг нас». Создание эскиза будущей модели |
1 |
0.3 |
0,7 |
2 | Изготовление корпуса, фюзеляжа модели. Работа над проектом | 1 |
0.3 |
0,7 |
3 | Обработка корпуса, фюзеляжа (деталей) наждачной бумагой. Шпатлевание | 1 |
0,2 |
0,8 |
4 | Обработка корпуса (фюзеляжа) и деталей моделей наждачной бумагой. Покраска. | 1 |
0.1 |
0,9 |
5 | Изготовление шин для колес (шасси), дисков. Изготовление бампера, хвостовых деталей. | 1 |
0.2 |
0,8 |
6 | Декорирование фюзеляжа авиамодели. Нанесение декорирования на корпус автомодели. |
1 |
0.2 |
0,8 |
7 | Сборка и склеивание деталей. Подведение итогов
реализации программы спецкурса. |
1 |
0,3 |
0,7 |
Итого: | 7 |
1,6 |
5,4 |
Условия реализации программы
Для выполнения программных задач необходимы специальные условия, которые способствуют качественному усвоению знаний. Учащиеся занимаются в кабинете с достаточным освещением для моделирования. Количество столов и стульев соответствует возрасту и росту ребят. В кабинете располагается следующее оборудование:
- стенды
- шкафы (для канц.товаров)
- тумба для раздаточного материала
- стол для педагога – 1 шт.
- столы для учащихся – 3 шт.; скамейки –3 шт.
Инструменты и материалы:
- изопинк
- шпатлевка
- наждачная бумага
- пластиковые бутыли
- шило швейное
- ножницы
- карандаши простые
- ластики, скотч
- линейки, циркули
- клей «Момент»
- клей ПВА
- цветной картон, аракал
- бархатная бумага, цветная бумага
- резаки, копировальная бумага
- эскизы
Наглядные пособия:
- технологические карты, схемы
- образцы изделий
- методические пособия
- дидактические игры
- стенд
Техническое обеспечение:
- компьютер
Механизм оценивания реализации программы
Данная программа рассчитана на временный детский коллектив. В таких условиях механизм оценивания реализации программы становится особо значимым и актуальным. В течение смены (на вводном, итоговом занятиях) проводится анкетирование. Анкеты отражают тематику смен и дают возможность оценить качество усвоенных знаний по программе. О комфортном психологическом климате в мастерской можно узнать из «Экрана настроения», который заполняется детьми после каждого занятия. Один из эффективных методов оценивания реализации данной программы являются контрольные вопросы и задания. В течение смены идет подготовка работ к выставке детского творчества. Отбор работ на выставку проходит по следующим критериям.
Самостоятельность в работе:
– самостоятельное выполнение работ (от
выбора модели техники до исполнения);
– выполнение работы с небольшой помощью
педагога;
– выполнение работы под контролем педагога.
Трудоемкость:
– сложная модель;
– достаточно простая модель;
– очень простое изделие.
Креативность:
– самостоятельное создание эскиза
предстоящей модели;
– оптимальный выбор конструктивного
решения модели;
– модель изготовлена на основе образца.
Цветовое решение:
– гармоничное цветовое решение;
– неудачное цветовое решение.
Аккуратность выполнения:
– очень аккуратно: гладко ошкурено, плотно
и точно склеены и соединены детали
– выполнено с соблюдением технологии
изготовления;
– модель содержит небольшие
технологические дефекты;
– модель имеет технологические дефекты:
плохо отшлифована;
– не аккуратно вырезаны отдельные детали.
Наградой для подростка является участие его работ в выставке детского творчества. На выставке демонстрируются успехи и достижения участников программы. Лучшие модели награждаются грамотами ВДЦ «Океан». Об эффективности реализации данной программы можно судить по отзывам детей, посещающих мастерскую. Участники программы советуют друзьям, приезжающим в Центр, заниматься этим видом деятельности.
Список литературы для педагога:
- Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности/ К. А, Абульханова – Славская. – М.: Наука, 1980. – 335с.
- Баннов, И. Е. Проектирование как условие развития личностных качеств старших школьников (Электронный вариант): дис…канд. Психолог. Наук / И. Е. Баннов. – М, 1998. – 178с.
- Бедерханова, В. П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых / В. П. Бедерханова / Развитие личности, – 2000. – №1, – С.24-36.
- Драгунов, Г. Б. Автомодельный кружок / Г, Б. Драгунов – М.: Издательство ДОСААФ СССР, 1988 – 120с.
- Симакова, Т. А. Диагностические материалы к образовательной программе/ Т. А. Симакова – М.: ИД ООО «Витязь-М» – 2010, – 6с.
- Мацко, Л. А. Проектные технологии в дополнительном образовании / Л. А. Мацко – М.: ИД ООО «Витязь-М» – 2010, – 4с.
- Борисова, М. И. Использование игровых технологий в кружках / М. И. Борисова – М.: ИД ООО «Витязь-М» – 2010, – 3с.
- Харитонов, Н. П. Методические основы организации и осуществления учебно-исследовательской деятельности с учащимися/ Н. П. Харитонов – М.: ООО «Рампак» – 2010, – 44с.
Список литературы для детей:
- Балдина, Н. А, Техника вокруг нас (энциклопедия)/ Н. А. Балдина – М.: РОСМЕН, 2007. – 143с.
- Заворотов, В. А. От идеи до модели / В. А. Заворотов. – М.: Просвещение, 1982. – 143с.
- Замотин, О. Е. Твори, выдумывай, пробуй/ О. Е. Замотин, – М.: Просвещение, 1981, – 143с.
- Столяров, Ю. С. Моделист-конструктор / Ю. С. Столяров. – М.: Молодая гвардия, 1987, – 49с.