Электронное приложение к учебнику «Русская азбука» является составной частью учебно-методического комплекта по обучению грамоте и развитию речи детей в начальной школе В.Г. Горецкого. Основной элемент организации материала электронного приложения — электронная демонстрационная таблица с выделенными активными зонами. Каждая из выделенных активных зон содержит задания, анимации, интерактивные модели, схемы. Электронное приложение интегрировано в методическую систему УМК, что позволяет значительно расширить и дополнить содержание урока и облегчить совместное использование электронного приложения с другими составными частями комплекта. Электронное приложение помогает учителю провести интересные уроки с использованием мультимедийных ресурсов и повысить уровень мотивации учащихся.
Интерактивные демонстрационные таблицы могут быть использованы как на уроках обучения грамоте, так и на логопедических занятиях при знакомстве с буквами и звуками.
Дети с большим интересом осваивают процесс печатания букв, слогов. Очень интересна и полезна детям работа со звуковыми схемами. Изучению отдельного звука посвящен целый урок, начиная с первичного знакомства со звуком и заканчивая закреплением навыка чтения.
Учитель, по своему усмотрению, подбирает на урок наиболее эффективные задания. Необязательно использовать все виды работ, важно выбрать те, с помощью которых можно достигнуть нужных результатов. Каждый урок следует менять перечень используемых заданий, чтобы детям было интересно выполнять разные типы заданий. Можно дополнять материал, представленный в электронном приложении, авторскими презентациями по аналогичным темам.
Далее представлен конспект логопедического занятия в 1 классе. На занятии одновременно используется электронное приложение к «Азбуке» и авторская презентация «Знакомство с буквой А», сочетающиеся с различными развивающими педагогическими технологиями.
Логопедическое занятие «Звук [а]. Знакомство с буквой А».
Продолжительность урока – 35 минут (1 класс).
Тип урока – объяснение нового материала.
Цель: первичное усвоение новых знаний и способов учебных действий через игровые задания на материале темы «Знакомство со звуком и буквой А (а)».
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить учащихся с характеристиками звука [а].
- Научить выделять звук [а] в словах, в звуковом потоке.
Коррекционные:
- Развивать и совершенствовать связи между произносительным и слуховым образом звука, между звуком и буквой.
- Развивать фонематический анализ и синтез слов различной звукослоговой структуры, совершенствовать фонематические представления.
- Развивать зрительное восприятие, слуховую память, внимание, логическое мышление, ориентировку в пространстве и времени.
- Развивать общую моторику.
- Создать условия для развития познавательной активности детей, умения рассуждать, делать выводы.
- Развивать самостоятельность, самоконтроль.
Воспитательные:
- Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
- Воспитывать у учащихся умения взаимодействовать друг с другом и учителем на уроке.
Методы проведения урока: беседа с закреплением материала в ходе урока, практические упражнения, самостоятельная работа учащихся под контролем учителя.
Представление о планируемых результатах:
Личностные результаты учащихся: осознавать смысл изучения звуков и букв; развитие навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками на уроке.
Метапредметные результаты:
- Регулятивные: оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами своих одноклассников.
- Познавательные: строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; осуществлять поиск информации для выполнения учебного задания.
- Коммуникативные: внимательно слушать друг друга; уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Предметные результаты: получить необходимый уровень знаний по теме «Звук [а]. Знакомство с буквой А.»
Образовательные технологии: компьютерные технологии, элементы развивающего обучения Воскобовича В.В., злементы пескотерапии, элементы авторской технологии «Цветное настроение» (работа с разноцветными камнями «Марблс»).
Оборудование: интерактивная доска, авторская презентация «Знакомство с буквой А», Игнатьева Т.В. «Обучение грамоте 1 класс» Интерактивные таблицы к учебнику В.Г. Горецкого (идет в комплекте к каждому учебнику), коврограф «Ларчик», «Забавные буквы» («Развивающие игры Воскобовича»), диск «Логопедические распевки», «Подвижные игры, физминутки с речью и музыкой» Овчинникова Т.С., разноцветные камни «Марблс».
Содержание занятия
I. Организационный момент.
- Сядет тот, в чьем полном имени после [А]- [Н]
- Сядет тот, чья фамилия начинается со звука [К]
- Сядет тот, в чьем полном имени первый звук [В,], последний [jа]. И т.д.( Учащиеся садятся на свои места.)
Раз, два три – слушай и смотри.
Три два, раз – приготовился весь класс!
II. Сообщение темы.
– В нашем классе сегодня праздник. У нашей одноклассницы сегодня День рождения. Догадайтесь, о ком идет речь: добрая, отзывчивая, симпатичная, с длинной косой. (Аня).
- С какого звука начинается это имя? Вот сегодня мы и будем говорить об этом звуке. (Cо звука |a|.) Слайд 2.
III. Основная часть.
1. Уточнение артикуляции, характеристики звука /а/. Слайд 2.
- Распевка «Пароход» (Овчинникова Т.С. «Логопедические распевки». Нажатие на значок 2 «рупор») Слайд 2.
- Зарисовка условного обозначения звука..
- Пропевание «Песенки гласных» по условным обозначениям. Слайд 3
2. Уточнение связи звука и буквы. Слайды 4-6.
- Зрительный гнозис букв. Нахождение букв,написанных разным шрифтом.
- Работа на коврографе «Ларчик» с «Забавными буквами».
А) Из каких элементов состоит каждая буква?
Б) Какие элементы одинаковые?
В) Каким элементом отличаются?
- Произнесение и письмо букв в воздухе ручкой.
- Написание букв на песке.
3. Развитие фонематического восприятия. Слайд 7-10.
- Назовите слова, которые начинаются со звука /а/.(Слайд 7 – демонстрация задания, слайд 8 – проверка с музыкальным сопровождением при нажатии значка «рупор»)
- Обведите картинки, в названии которых слышится звук /а/. (Слайд 9 – демонстрация задания, слайд 10 – проверка)
4. Физминутка «Аист». Слайд 11.
Учащиеся выполняют физминутку под музыкальное сопровождение. (Музыкальное сопровождение при нажатии значка «рупор». - Овчинникова Т.С. «Подвижные игры, физминутки с речью и музыкой»)
5. Игра «Кто? Что?» Назвать слова. Выделить общий признак слов. Найти слова, которые отвечают на вопрос «Кто?», выделить их нажатием кнопки.
6. Работа с интерактивной программой Игнатьевой Т.В. «Обучение грамоте 1 класс. Интерактивные таблицы к учебнику В.Г. Горецкого»
А) Развитие языкового анализа и синтеза.
Составление звуковых схем слов: АРФА, ТРУБА, ЦАПЛЯ, АИСТ.
Б) Развитие фонетико-фонематических процессов, логического мышления.
-Найти лишнее слово: Астра, роза, ландыш, ромашка, ирис.
- Найди на картинке предметы, в названии которых встречается звук /а/.
В) Развитие связной речи.
Просмотр мультфильма о цапле. Составление рассказа по опорным картинкам по сюжету просмотренного мультфильма.
IV. Подведение итогов.
- С каким звуком мы сегодня познакомились? Что вы запомнили об этом звуке?
- Выложите из камешков «Марблс», букву, с которой мы знакомились сегодня.
Если учащиеся затрудняются выложить букву самостоятельно, можно дать трафарет буквы.
Литература
- Александрова Э.И. Живые звуки, или фонетика для дошкольников. – М.: Детство-Пресс, 2005.
- Костыгова А.Е. Учебно-методические материалы по использованию электронного приложения к «Азбуке» В.Г.Горецкого - http://www.prosv.ru
- Овчинникова Т.С. Музыкальное приложение к книге. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой. – ООО «ИПЦ КАРО», 2008. (Мелодии с диска). Овчинникова Т.С. Музыкальное приложение к книге. Логопедические распевки. – ООО «ИПЦ КАРО», 2007. (Мелодии с диска)