Логопедическое занятие в группе, для детей имеющих фонетический дефект звуков [р] и [р']. 1-й класс

Разделы: Логопедия

Класс: 1


Цель: закрепить правильное произношение звука [р] в трехсложных словах и в предложениях.

Задачи:

Обучающие: закрепить умение составлять предложение, умение делить слова на слоги. Закрепить характеристику звука [р].

Развивающие: развивать фонематический анализ, представление на основе фонематического восприятия и фонематического анализа, языковой анализ, грамматическое оформление речи, речеслуховую память, логическое мышление, артикуляционную и общую моторику.

Коррекционные: автоматизировать произношение звука [р] в трехсложных словах и в предложениях.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, трудолюбие, умение слушать инструкции логопеда.

План занятия

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.

III. Артикуляционная гимнастика.

IV. Основная часть.

V. Физминутка

VI. Самостоятельная работа учащихся.

VII. Итог.

Ход занятия

I. Организационны момент

На свои места сядут дети, которые мне назовут любое слово-предмет в названии которого звук [р] стоит в начале слова.

(Ручка, радуга, ромашка, рыбак, ролики, рот, ракета, ранец).

Характеристика звука [р] (согласный, звонкий, может быть твёрдым и мягким).

II. Сообщение темы и цели занятия.

Сегодня на занятии мы будем произносить слова и предложения со звуком [р]. Белоснежка (Приложение 1) хотела прийти к нам в гости, но по дороге её гномы все растерялись. Давайте поможем ей их найти. За каждого гнома нужно выполнить одно задание. Сколько всего заданий нам нужно выполнить? Дети: “Семь”.

Учитель-логопед: “Вперёд!”.

III. Артикуляционная гимнастика.

Задание 1

(Мимические упражнения)

Учитель-логопед: “Давайте представим, что мы съели:

1. “Кислый лимон”.
2. “Сладкую конфетку”.

Артикуляционная гимнастика.

“Блинчик”

“Дятел”

“Маляр”

“Грибок”

“Блинчик”

Учитель-логопед: “Молодцы, первый гном нашёлся. А у него в руках одна буква. Это буква К”.

IV. Основная часть.

Задание 2

“Доскажи словечко”

Миша сорвал с грядки красный поми...(дор).

У нас просторная кварти…(ра).

На перекрестке зажёгся свето...(фор).

Он забавная игрушка, а зовут его Пет…(рушка).

На день рождения Рома купил пода… (рок).

В лесу растёт ядовитый мухо…(мор).

Назовите ещё раз каждый своё слово. Сколько слогов в этом слове? (3) Все слова трёхсложные.

Молодцы, второй гном нашёлся. А у него в руках одна буква. Это буква О

Задание 3 (карточка-задание)

Прочитать по одному слову из правого и левого столбика, подчеркнуть слова, в которых три слога.

тротуар   граница
крот   грамота
размер   забор
телевизор   крокодил
дырка   награда
рубашка   пар
рукава   норка
шар   крыжовник
дорога   кенгуру
куртка   карусель
экран   гараж

Молодцы, третий гном нашёлся. А у него в руках одна буква. Это буква Р.

Задание 4

Закончите предложение так, чтобы в названии был звук [р].

Рома играет с кораблём.
Маруся стирает куртку.
Кира строит железную дорогу.
Эдуард конструирует грузовик.
Варвара строит пирамидку.
В магазине Марат выбрал ролики

Молодцы, четвёртый гном нашёлся. А у него в руках буква. Это буква А.

Задание 5

Каждый ребёнок получает карточку

Составьте предложения из слов, изменяя окончание (по очереди)

у, розы, Тамары, красный

ручка, Тимур, черная, у

подъемный, на, стройка, нужен, кран

увидели, Маруся, радуга, и, Тамара

дорога, едет, машина, по, красная

Ещё раз прочитайте предложение. (По очереди)

Молодцы, пятый гном нашёлся. А у него в руках одна буква. Это буква П.

Задание 6. Это физ.минутка.

V. Физминутка

Встали, подравнялись.

Если в слове один звук [р], то подпрыгнуть вверх, руки на поясе. Если два звука [р], то присесть, а руки на поясе А если нет звука [р], то встать прямо, а руки вытянуть вперёд.

(Ведро, реклама, лестница, палитра, разговор, рак, квартира, рама, лимонад, двор, кольцо, плитка, маршрут, книга, добро, шар, фонарь, дырка, прорубь, рябина, клетка, перо, тротуар, долька, рука, детвора, рыбак, лес, трактор, вор, колесо, гора).

Молодцы, шестой гном нашёлся. А у него в руках одна буква. Это буква Д.

VI. Самостоятельная работа учащихся.

Задание 7 (карточка-задание)

Закончите и запишите предложение словом, в названии которого есть звук [р].

Макар метёт … .

Рыбаки вытащили сети с … .

Корова щиплет … .

У Ромы в пенале чёрная … .

Молодцы, седьмой гном нашёлся. А у него в руках одна буква. Это буква О.

VII. Итог.

Внимание на экран. Составьте слово из данных букв.

К О Р А П Д О (Подарок)

Загляните в конверты и вы увидите подарки. Это детские календари.

Белоснежка благодарит вас за помощь. Теперь все гномы вместе.

Что мы делали на занятии?

Какие слова приходили в гости? Назовите.

Дети, а почему слово “подарок” загадали гномы?

Презентация

Приложение