Проект в ДОУ "Семейные гербы и родословные"

Разделы: Работа с дошкольниками


Организация-исполнитель: МБДОУ детский сад №9 “Калинка”, группа №2 “Веснушки”.

Руководство проекта: Носарева Т.А.

Сроки выполнения: сроки реализации проекта с 01.11.2010 г. по 31.05.2012 г.

Участники проекта: дети группы “Веснушки”, их родители, бабушки и дедушки, братья и сёстры, воспитатели, музыкальный работник, работники прачечной, пищеблока, дворник детского сада.

Актуальность проекта

В современном мире нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и, прежде всего, в сфере передачи нравственного опыта, жизненных ценностей и установок. В наши дни очень много семей, в которых либо совершенно не задумываются о будущем своих детей, либо серьёзно озабочены только их образованием и развитием, укреплением детского здоровья. Ещё лет 20 тому назад в воспитании дошкольников было ярко представлено формирование уважения к труду, к учению, к старшим, приоритетное место занимали доброта и честность. Установки, которые ребёнок получал в детском саду, совпадали с установками семьи. Современные же родители часто либо не имеют никаких моральных ориентиров, и поэтому ничего не могут передать своим детям, либо растят ребёнка “для него самого”, то есть воспитывают индивидуалиста, который не всегда может строить гармоничные отношения с другими людьми, так как не понимает другого, не учитывает его интересы и потребности. Кроме того, в одних семьях детей ориентируют в будущем на материальный достаток и успешность; в других – на образованность и интеллект; в третьих – на творческое самовыражение; в четвёртых – на духовный рост. В такой ситуации очень важно заложить основы душевного здоровья. Необходимое условие этого – наличие моральных ориентиров. Так как сформированность нравственных ценностей является важнейшим условием формирования целостной личности, самостоятельной и ответственной, способной услышать и почувствовать другого человека, откликнуться на его боль. И этим вопросом родители и педагоги должны заниматься совместно, потому что в образовании ребёнка учреждения играют важную роль, а в его воспитании определяющей силой является семья.

Цели проекта:

  • формирование представлений о семье, о родословной и семейных гербах, привитие уважения, любви и привязанности ребёнка к своей семье, воспитание у него гордости за принадлежность к своему роду, желания стать продолжателем лучших качеств своих предков.

Задачи проекта:

1) раскрыть понятия: семья, родословная, семейный герб;
2) познакомить с понятиями, на которых строятся взаимоотношения в семье: любовь, взаимопомощь, взаимопонимание, сострадание, доброта, уважение;
3) сформировать у детей представления о профессиях, которыми занимаются их родители;
4) поднять авторитет отца;
5) развивать умение дружить с членами своей семьи и проявлять любовь, уважение, заботу по отношению к ним;
6) развивать коммуникативные навыки у дошкольников;
7) научить определять настроение и чувства членов своей семьи и проявлять соответствующую данной ситуации заботу о них;
8) воспитывать гордость за принадлежность к своему роду, прививать желание стать продолжателем лучших качеств своих предков.

Идея этого проекта возникла неслучайно. Набирая группу детей летом 2010 года, мы проводили анкетирование среди родителей (смотреть приложение 1), изучая вопросы внутрисемейных отношений. В результате мы выявили, что всего 35% дошкольников воспитываются в неполных семьях. Не смотря на это, воспитанием 70% детей занимаются бабушки, так как материальное положение в этих семьях на невысоком уровне, поэтому родители большую часть времени проводят на работе. 30% дошкольников либо предоставлены сами себе, либо бабушкам и дедушкам, по причине низких моральных ориентиров родителей. Около 50% детей растут индивидуалистами, то есть “сами для себя”, так как либо являются единственным ребёнком в семье (40%), либо братья и сёстры всего лишь приходят в гости, а не живут с ними. Кроме того, на это влияют семейные ориентиры, которых взрослые придерживаются, воспитывая своё чадо: для 70% родителей важную роль играет только образованность и интеллект ребёнка; для 15% – творческое самовыражение; а 15% не смогли чётко ответить на поставленный вопрос. Наряду со всем вышеперечисленным 25% дошкольников находятся под излишней опекой старших членов семьи, у 65% детей нет систематических общих дел с родителями, а у 75% семей нет никаких семейных традиций. После анализа анкет родителей, мы провели наблюдение за детьми, когда дошкольники играют в сюжетно-ролевые игры: “Дочки-матери”, “Мама укладывает дочку спать”, “День рождение”, игры, придуманные детьми; беседовали с детьми об их семьях и после прочтения сказок: “Колобок”, “Теремок”, “Курочка Ряба”, “Волк и семеро козлят”. В итоге, как и после анализа анкет родителей были выявлены проблемы в стиле взаимоотношений между детьми и взрослыми в семье, в результате которых возникает отчужденность, наблюдается конфликтный характер общения. Часто присутствует либо излишняя опека со стороны взрослых, либо заброшенность детей; наблюдается неумение родителей передавать опыт, который существует в микрокультуре семьи. Для решения этих проблем был реализован социально-нравственный проект для детей младшего дошкольного возраста (3-5лет) “Семейные гербы и родословные”.

Этапы проведения проекта смотреть в приложении 2.

Предполагаемые результаты:

  1. Раскрыты понятия: семья, родословная, семейный герб.
  2. Дети знакомы с понятиями, на которых строятся взаимоотношения в семье: любовь, взаимопомощь, взаимопонимание, сострадание, доброта, уважение.
  3. У 90% детей сформированы представления о профессиях, которыми занимаются их родители.
  4. У 80% дошкольников поднят авторитет отца.
  5. У 85% детей развито умение дружить с членами своей семьи и проявлять любовь, уважение, заботу по отношению к ним.
  6. У 80% дошкольников развиты коммуникативные навыки.
  7. 70% детей умеют определять настроение и чувства членов своей семьи и проявлять соответствующую данной ситуации заботу о них.
  8. 75% дошкольников гордятся своим родом и хотят стать продолжателями лучших качеств своих предков.

Необходимые ресурсы для обеспечения результатов:

  1. Сотрудничество родителей, братьев и сестёр, музыкального работника, работников прачечной, пищеблока, дворника детского сада с воспитателями гр. “веснушки”
  2. Наличие оборудованных уголков для сюжетно-ролевых игр, дидактических игр, книг, картин, игрушек, масок и настольных кукольных театров, соответствующих теме данного проекта.
  3. Рекомендуемая методическая литература (любого года издания):
  • Волчкова В.Н., Степанова Н.В.. “Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ”.
  • Гербова В.В. “Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада”.
  • Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. “Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы”.
  • Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. “Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Средняя группа”.
  • Истоки: Базисная программа развития ребёнка-дошкольника. Под редакцией Курнешовой Л.Е.– М.:Издательский дом “Карапуз” 2001.– 304с.
  • Князева О.Л., Стёркина Л.Б. “Весёлые, грустные…: Учебное наглядное пособие для детей среднего дошкольного возраста”.
  • Князева О.Л., Стёркина Л.Б. “Что тебе нравится?: Учебное наглядное пособие для детей среднего дошкольного возраста”.
  • Князева О.Л., Стёркина Л.Б. “Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста”.
  • Козлова С.А. “Мой мир: Приобщение ребёнка к социальному миру”.
  • Лиштван З.В. “Конструирование”.
  • Лыкова И.А. “Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Вторая младшая группа”.
  • Лыкова И.А. “Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа”.
  • Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Ахтян А.Г. “Социально– нравственное воспитание детей от 2 до5 лет”.
  • “Развивающие занятия с детьми 4-5 лет” под редакцией Парамоновой Л.А.
  • Соломенникова О.А. “Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий”.
  • Ушакова О.С. “Занятия по развитию речи в детском саду”.
  • Хухлаева О.В. “Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки”.
  • Швайко Г.С. “Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Средняя группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений”.

Возможные риски:

  1. Отказ от сотрудничества родителей, братьев и сестёр, музыкального работника, работников прачечной, пищеблока, дворника детского сада с воспитателями гр. “веснушки”.
  2. Отсутствие необходимых дидактических игр, книг, картин, игрушек.
  3. Отсутствие детей по болезни.