Цели урока:
- Обучающие – ввести понятие иррациональных уравнений, рассмотреть методы их решения.
- Развивающие – развивать творческую активность учащихся, их познавательную деятельность, логическое мышление, память, умение работать в проблемной ситуации, добиваться умения правильно, последовательно, рационально излагать свои мысли, расширить кругозор учащихся, повышать уровень их математической культуры.
- Воспитательные – воспитывать стремление к самосовершенствованию, трудолюбие, формировать умение грамотно и аккуратно выполнять математические записи, воспитывать активность, содействовать побуждению интереса к математике.
Тип урока: комбинированный. Урок рассчитан на 1час 30 мин.
Оборудование: Презентация к уроку (Презентация), карточки для самостоятельной и индивидуальной работы учащихся. (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3).
Ход урока
I. Организационный момент.
Взаимное приветствие; проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, внешний вид); организация внимания.
Учитель сообщает учащимся тему урока, цели (слайд 2) и поясняет, что во время урока будет использоваться тот раздаточный материал, который находится на партах.
II. Устная работа.
(слайд 3)
1) Найдите область определения функции:
х≥6 х>0 х>-2 х≥0
Из последнего промежутка найти наименьшее положительное целое число (1)
2) Упростите выражение: (слайд 4)
3) Решите уравнение (слайд 5)
х=1 | нет корней | нет корней |
4) «Найди ошибки» (слайд 6)
Решение уравнений
x3=8 | x3=-8 | |||||
Х= | Х= | Нет корней | Х= |
Применение формул сокращённого умножения
(х+2)2=x2-4х+4
(3х+2)2= 3x2+12х+4
(2y-4)2=4y- 16y
5) Является ли число x0 корнем уравнения? (слайд 7)
Числом какого вида является ? ( - иррациональное число)
III. Историческая справка.
(слайд 8)
А сейчас небольшая историческая справка, (выходит учащийся и рассказывает наизусть):
История иррациональных чисел восходит к удивительному открытию Пифагорийцев ещё в VI веке до н.э. А началось все с простого, казалось бы вопроса – каким числом выражается длина диагонали квадрата со стороной 1?
Пифагорийцы доказали, что – нельзя выразить отношением некоторых целых чисел m и n– по их мнению вообще не было числом. Открыв новый математический объект они пришли в полное замешательство. В основе всеобщей гармонии мира, считали они, должны лежать целые числа и их отношения. Никаких других чисел они не знали. И вдруг эта гармония рушится – существуют величины, которые отношением целых чисел, в принципе – не являются.
В переводе с латыни “irrationalis” – “неразумный”. Любопытно, что в средневековой Европе наряду с “irrationalis” в ходу был еще и другой термин “surdus” – “глухой” или “немой”. Судя по такому названию, математикам средневековья иррациональные числа представлялись чем-то настолько “неразумным”, что “ни высказать, ни выслушать”. Удивление и досада, с которыми древние математики в начале восприняли иррациональные числа, впоследствии, сменились интересом и пристальным вниманием к новым математическим объектам.
IV. Изучение нового материала.
Вот и мы сейчас с таким же интересом и вниманием обратимся не к иррациональным числам, но к иррациональным уравнениям. Открываем тетради, записываем тему урока: “Иррациональные уравнения». (слайд 9)
(слайд 10) Определение: Уравнения, в которых переменная содержится под знаком корня, называются иррациональными.
Выбрать иррациональное уравнение: (Приложение 1)
Решите уравнение (слайд 11)
2x+1=9
x=4
Решите уравнение: (слайд 12)
2х-5=4х-7
х=1
Проверим, верно ли мы решили уравнение.
Проверка:
не существует
Значит, х=1 посторонний корень
Ответ: решений нет.
Вернёмся к первому уравнению и выполним проверку (вдруг тоже посторонний корень) (слайд13)
2x+1=9
x=4
Проверка:
3=3 верно
Ответ: х=4
Мы решили два иррациональных уравнения, применяя один и тот же приём. Какой? (Возвели обе части уравнения в квадрат, т.к. корень квадратный). Такой метод называется методом возведения в квадрат. (слайд 14). Запишем в тетрадь этот алгоритм.
Метод возведения в квадрат
- Уединить корни
- Возвести обе части уравнения в квадрат.
- Решить уравнение
- Сделать проверку!!!
V. Закрепление.
Решите уравнение. (задание №1 из Приложения 2)(ученик у доски)
Уединим корень
-3х+3=x2-2х+1
x2+х-2=0
D=9, х1=1, x2=-2
Проверка:
х=1 0=0 верно
х=-2 3=-3 неверно
ответ: х=1
Решите уравнение самостоятельно: (задание №2 из Приложения 2)
Проверить уравнение по слайду 15.
5х-16=x2-4х+4
x2-9х+20=0
D=1, х1=5, x2=4
Проверка:
х=5 3=3 верно
х=4 2=2 верно
Ответ: х1=5, x2=4
Физкультминутка (слайд 16-19)
Решите уравнение (задание №3 из Приложения 2)
В какую степень нужно возвести обе части уравнения? (в третью, т.к. корень третьей степени)
Решают самостоятельно, потом ученик пишет на доске своё решение.
x2-28=8
x2=36
Х=±6
Можно ли обойтись без проверки? (Да, т.к. корень нечётной степени существует из любого числа)
(слайд 20) Возведение в чётную степень из неверного равенства может сделать верное, например,
1=-1 неверно
(1)2=(-1)2 верно
При возведении в нечётную степень такого не произойдёт, т.к. преобразования равносильные. Поэтому, (слайд 21 )при возведении обеих частей уравнения
- в чётную степень проверка обязательна;
- в нечётную степень – проверка не нужна.
Решите уравнение самостоятельно с последующей проверкой (задание №4 из Приложения 2) (слайд22)
Х+12=64
Х=52
Если квадратных корней в иррациональном уравнении много, то приходится возводить в квадрат несколько раз.
Решите уравнение на доске (задание №5 из Приложения 2)
x2-44х+84=0
D=1600 х1=42, x2=2
Проверка: х=42 посторонний корень
18=0 неверно
Х=2 0=0 верно
Ответ: х=2
Решите уравнение самостоятельно с последующей проверкой (задание №6 из Приложения 2): (слайд 23-24)
х-4=0
х=4
Проверка: х=4
1=1 верно
Ответ: х=4
Иногда удобнее решать иррациональные уравнения, используя равносильные переходы. (слайд 25)
(задание №7 из Приложения 2)
посторонний корень
Ответ: х=11
Проверка не нужна, т.к. все преобразования были равносильными.
Решите уравнение, используя равносильные переходы, самостоятельно с последующей проверкой(задание №8 из Приложения 2) (слайд26)
посторонний корень
Ответ: х=8
VI. Проверочная работа.
(Приложение 3) (слайд 27)
Карта ответов к тесту (слайд 28)
Вариант 1 | Вариант 2 | |
3 балла | В Б Б | А Б Г |
4 балла | А Г Г | Б Г Б |
5 баллов | Б Г В | Г Б А |
VII. Итоги урока.
С какими уравнениями вы познакомились на уроке? (с иррациональными)
Какими методами вы решали иррациональные уравнения? (метод возведения в степень корня, метод равносильных преобразований)
Когда нужно делать проверку корней иррационального уравнения? (при возведении в чётную степень)
VIII. Домашнее задание.
(Приложение 1) (слайд 29)
Решить все иррациональные уравнения с Карточки 1
IX. Рефлексия.
(слайд 30)