Цели:
- познакомить с биографией С.Я.Маршака;
- обобщить знания о прочитанных произведениях писателя;
- прививать любовь у учащихся к творчеству С.Я.Маршака.
Оборудование: портрет С.Я. Маршака, выставка книг, выставка детских рисунков по произведениям Маршака, мультимедийная презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
Сегодняшний наш урок мне хотелось бы начать словами из стихотворения С.Я.Маршака “Пожелание друзьям”. Пусть они станут девизом нашего урока:
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Мы не случайно сегодня будем говорить о Самуиле Яковлевиче Маршаке. Ведь 3 ноября мы отмечаем 125-летие со дня рождения известного детского писателя. Родился 22 октября (3 ноября н.с.) в Воронеже в семье заводского техника в 1887 году. Русский поэт, переводчик, драматург, литературный критик. Писал стихи, сказки, пьесы для детей. Делал переводы Р. Бернса, сонетов У. Шекспира, сказок разных народов и др. Удостоен Государственной премии СССР (1942, 1946, 1949, 1951).Первые стихотворения начал сочинять ещё в 4 года. В 12 лет писал уже целые поэмы. Самуил Яковлевич был верным товарищем и добрым другом детей. Он учил их любить поэзию, показывал чудесную силу и красоту родного языка. Он не только сам писал для детей, но и привлёк к детской литературе многих других известных писателей. Первая детская книга Самуила Яковлевича Маршака называлась — “Детки в клетке” и была выпущена в 1923 году. Герои многих произведений Самуила Яковлевича Маршака – животные. Рассказывая о них, писатель подразумевает поступки людей и взаимоотношения между ними. С.Я.Маршак был человеком удивительной работоспособности. Проработал в литературе без малого 60 лет и оставил большое наследие: стихи для детей, взрослых, сказки для чтения и представления, песни, переводы. Ещё при жизни Самуила Яковлевича Маршака один замечательный детский врач, настоящий "доктор Айболит", Георгий Нестерович Сперанский, опираясь на свой многолетний опыт общения с детьми, рекомендовал прописывать малышам стихи Маршака как целебное средство, как один из самых надёжных "витаминов роста".
3. Основной вопрос урока.
К сегодняшнему уроку вы перечитали много произведений Маршака. Как вы думаете, какую задачу на уроке мы будем решать?
Ответы детей (Постараемся вспомнить стихи и сказки Маршака)
Правильно. Для этого мы проведём литературную викторину по произведениям Маршака и определим победителей. Некоторые ребята из нашего класса к сегодняшнему уроку нарисовали рисунки к любимым произведениям С.Маршака, которые вы ,наверное, уже узнали. Желаю всем удачи!
4. Совместное открытие знаний.
Угадайте, из каких произведений взяты эти строчки?
Жила-была девочка...
И был у нее... Кто у нее был?
Серый, усатый, весь полосатый.
Кто это такой? Котёнок.
Стала девочка котёнка спать укладывать.
Вот тебе под спинку
Мягкую перинку.
Сверху на перинку
Чистую простынку.
Вот тебе под ушки
Белые подушки.
Одеяльце на пуху
И платочек наверху.
Уложила котёнка, а сама пошла ужинать
Приходит назад, – что такое?
(Усатый полосатый)
Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Вещи везут на перрон. Кидают в открытый вагон. Готово. Уложен багаж:
Диван, чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка
И маленькая собачонка.
Но только раздался звонок, удрал из вагона щенок...
(Багаж)
Дали туфельку слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: – Нужны пошире,
И не две, а все четыре!Рвать цветы легко и просто детям маленького роста,
Но тому, кто так высок, нелегко сорвать цветок!Я – страусенок молодой,
Заносчивый и гордый.
Когда сержусь, я бью ногой
Мозолистой и твердой.
Когда пугаюсь, я бегу,
Вытягиваю шею.
А вот летать я не могу,
И петь я не умею.Взгляни на маленьких совят –
Малютки рядышком сидят.
Когда не спят, они едят,
Когда едят, они не спят.
Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы!
(Детки в клетке)
У Скворцова Гришки
Жили-были книжки –
Грязные, лохматые,
Рваные, горбатые,
Без конца и без начала,
Переплёты – как мочала,
На листах – каракули.
Книжки горько плакали.
(Книжка про книжки)
Отгадайте загадки:
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадает.
И никуда я не иду,
Покуда он идет.
(Дождь)
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу
(Очки)
Синий домик у ворот.
Угадай, кто в нем живёт.
Дверца узкая под крышей –
Не для белки, не для мыши,
Не для вешнего жильца,
Говорливого скворца.В эту дверь влетают вести,
Полчаса проводят вместе.
Вести долго не гостят –
Во все стороны летят!
(Почтовый ящик}
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела
Дуб, дуб,
Поломала
Зуб. зуб.
(Пила)
Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью.
(Сапоги)
Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут!
(Мяч)
Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днём терял он вес
И, наконец, совсем исчез.
(Календарь)
Была зелёной, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая.
Держусь рукой за тросточку.
Тебя давно я жду.
Ты съешь меня, а косточку
Зарой в своем саду.
(Вишня)
Как называется это произведение С.Я.Маршака?
Уговорились я и мама
Дождаться выходного дня
И посмотреть ги-ги-топама...
Нет, ги-попо-тото-попама...
Нет, ги-тото-попо-потама...
Пусть мама скажет за меня!
Вошли в открытые ворота
И побежали мы вдвоем
Взглянуть на ги... на бегемота.
Мы чаще так его зовем.
Он сам имён своих не знает.
Как ни зовите,– всё равно
Он из воды не вылезает,
Лежит, как мокрое бревно.
(Про гиппопотама)
Эта страница зелёного цвета,
Значит, на ней постоянное лето.
Если бы здесь уместиться я мог
Я бы на этой странице прилёг.
Бродят в траве золотые букашки.
Вся голубая, как бирюза,
Села, качаясь на венчик ромашки,
Словно цветной самолёт, стрекоза.
(Разноцветная книга)
А это страница – морская,
На ней не увидишь земли.
Крутую волну рассекая,
Проходят по ней корабли.
Дельфины мелькают, как тени,
Блуждает морская звезда.
И листья подводных растений
Качает, как ветер, вода.
(Морская страница)
Вы любите ребята
Пересыпать песок.
В руках у вас лопата,
Ведёрко и совок.
Как нитка золотая,
У вас из кулака
Бежит струя густая
Прохладного песка.
Садовая дорога
Усыпана песком.
Но плохо, если много
Песка лежит кругом.
(Жёлтая страница)
Это – снежная страница.
Вот прошла по ней лисица,
Заметая след хвостом.
Тут вприпрыжку по странице
В ясный день гуляли птицы,
Оставляли след крестом...
Цепь следов по снежной глади
Остается, как строка
В чистой, новенькой тетради
Первого ученика.
(Белая страница)
Перед нами – страница ночная.
Столица окутана тьмой.
Уходят на отдых трамваи
Троллейбусы мчатся домой.
Спешат на ночлег пешеходы.
Нигде не увидишь ребят.
И только вокзалы, заводы,
Часы и машины не спят.
(Ночная страница)
Жили были серый ёж и его ежиха.
Серый ёж был очень тих
И ежиха тоже.
И ребёнок был у них –
Очень тихий ёжик.
Всей семьёй идут гулять
Ночью вдоль дорожек
Ёж отец, ежиха – мать и ребенок – ёжик.
Вот идут на грабежи
Тихим шагом волки...
Услыхали их ежи,
Подняли иголки.
Стали круглыми, как мяч,
– Ни голов, ни ножек.
(Тихая сказка)
5. Применение знаний.
Разгадайте кроссворд.
По горизонтали:
1. Чем писали лодыри на катке?
2. Куда поэт рекомендует записать все цифры по порядку?
3. “Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной.
Надевать он стал…..
Говорят ему: не то”. Что же он стал надевать? .
4. Одна из нянек глупого мышонка
5. Кто на уроке пенья вышел из терпенья?
6. Он поднял шум в 1-м классе.
По вертикали:
Кто обедал в зоопарке у зверей?
6. Итог урока.
Что нового вы узнали о С.Я.Маршаке? Что особенно запомнилось на уроке? Что оказалось трудным?
А теперь давайте вернёмся к тем строчкам, с которых мы начинали урок. Мне бы тоже хотелось вам пожелать то, что написал С.Я.Маршак в стихотворении “Пожелания друзьям”
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Дается нам недешево!