Урок ИЗО по теме "Праздничные народные гулянья". 5-й класс

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Тема раздела: Древние корни в народном искусстве

Тема урока: «Праздничные народные гулянья».

Общедидактическая цель:  создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.

Форма урока: ролевая игра

Цели по содержанию:

  • Образовательные: способствовать формированию у учащихся  представления о главных русских народных праздниках и их значения в жизни наших предков,  дать представление о праздничных народных гуляньях как о синтезе устного и художественного фольклора.
  • Развивающие: формировать умения и навыки в работе с аппликацией, развитие образного и пространственного воображения, эстетического вкуса.
  • Воспитывающие: воспитать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к истории нашей Родины, посредством изобразительного искусства;
  • Валеологические: способствовать формированию правильной осанки, содействовать эмоционально приподнятому настроению.

Методы обучения: информационный, частично-поисковый, репродуктивный.

ФОПД: индивидуальная, групповая, практическая.

Задание: составить композицию  «Ярмарка» с использованием работ учащихся.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, колонки.

Материалы: ножницы, клей, рисунки ребят, основа для композиции, иллюстрация карусели.  (Приложение 3)

Зрительный ряд: Презентация «Праздничные народные гуляния», иллюстрации с изображением русских народных костюмов, костюм скомороха.

Музыкальный ряд: Народные мелодии – плясовые, протяжные; песня «Селезенка утку любит» (Приложение 2),  музыка Стравинского«Петрушка»; «Народные гулянья».

Литературный ряд: Строительство древних городов (Приложение 1), загадки (Приложение 4), слова скомороха (Приложение 5)

Методические рекомендации по проведению урока с ИКТ-сопровождением

  1. Оргмомент
  2. Экспозиция (начало действия).
  3. Завязка (разработка и постановка проблемы).
  4. Кульминация (актуализация, подготовка учащихся к основной работе).
  5. Развязка (практическая деятельность учащихся).
  6. Эпилог (афиширование продукта деятельности).
  7. Рефлексия (повторение и обобщение).
  8. Последействие (домашнее задание).

В конспекте урока текс с подчеркивание отображен на слайдах, переход слайдов по щелчку, вывод информации на одном слайде по щелчку с предыдущим.

В проведении урока принимает участие скоморох и зодчий. Роль скомороха и зодчего выполняет учащиеся этого же класса предварительно подготовленные. Для ученика исполняющего роль скомороха готовиться специальный костюм.

Для проведения практической работы учитель готовит основу для композиции с изображением мостовой, для украшения площади красочную карусель.

ХОД УРОКА

Элементы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оргмомент

 

Экспозиция

Приветствует учащихся, проверяет готовность учеников к работе.

Слайд №2 щелчок.

Вступительное слово учителя.

– Это, что за шум и звон?
– Кто-то в гости к нам идет?

Приветствуют учителя, проверяют свою  готовность к уроку.

 

 

Вбегает скоморох.

Ой, вы люди, люди добрые,
Да люди русские
Други наши верные!
Слушайте все и не говорите,
Что не слышали!
Приглашаем всех на ярмарку
С баранками, медом,
С конфетами мятными,
Пирогами сытными.
А за чаем дома не засиживайтесь.
Вставайте-ка, да водите Хороводы русские
С песнями веселыми,
Шутками задорными,
Играми потешными.

Завязка – Спасибо, скоморох, за приглашение.
– Ребята, а вы хотите побывать на ярмарке?
– А что такое ярмарка?

Слайд №3 щелчок;   №4 щелчок; 
 №5 щелчок;  №6 щелчок.

Ярмарка – это праздник, веселье.
Там людей развлекали скоморохи, дрессированные медведи, зимой горки, веселые молодецкие забавы.

– Давайте попробуем назвать тему нашего урока.

Называет тему урока. «Праздничные народные гулянья»

Слайд №7 щелчок.

Сегодня на уроке мы  познакомимся с русскими народными праздниками и их значениями в жизни наших предков; побываем на празднике и с помощью ваших рисунков составить композицию  «Ярмарка»

 

Отвечают на вопрос.

 

 

 

Называют тему урока.

Кульминация Настраивает учащихся на выполнение основного задания.
Рассказывает  о праздниках.

– Ребята, а вы любите праздники?
У каждого народа есть праздники.
Все люди любят праздники.
Возникли праздники неслучайно.
С древних времен,  чувствуя себя частью природы, люди жили с ней в едином ритме.
– Ребята, какие ассоциации возникают у вас со словом праздник?
– Какие русские народные праздники знаете вы?
Слайд №8 щелчок.
Праздником на Руси всегда встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение работ.
Праздник – это яркое зрелище, нарядные одежды, песни, танцы, театрализованные представления.

Слайд №9 щелчок;  №11  щелчок;  №12 щелчок;  №13 щелчок;  №14 щелчок;  №15 щелчок.

Основные русские народные праздники – это Новый год и Рождество, святки, масленица, пасха, троица и другие.
В том, как проводится праздник – в обрядах, в поведении людей, в их одеждах, песнях и плясках – ярко проявляется душа народа, его характер.
Народный праздник как бы раскрывает мечту о прекрасной жизни, какой она должна быть, к чему надо стремиться.
Каждый праздник – это определенный итог, подводимый крестьянами после очередного нелегкого трудового периода – сбора урожая,  изготовления большого запаса утвари: посуды, корзин, тканевых изделий.
Праздником всегда было и устройство ярмарок. К ним готовились, их с нетерпением ждали, всяк по-своему.
Одни – товар продать, другие – купить обновки, третьи – балаганные представления  посмотреть.
Здесь же люди  встречались, а потому надевали самое лучшее, парадное, себя показать – других посмотреть.
На праздники крестьяне надевали не просто наряды, а традиционные праздничные костюмы.
Слайд №16  щелчок.
– Вспомните названия одежды, головных уборов, в которые наряжались люди по праздникам на Руси?

Предлагаю рассмотреть репродукции картин 

Слайд №17 щелчок.

Б. Кустодиев «Праздник в деревне»

– О чем хотел рассказать нам художник?

Слайд №18  щелчок.

Б. Кустодиев «Ярмарка»

– Что делает ярмарку праздничной, шумной, яркой, нарядной,  звонкой?
– Назовите мастеров, торгующих своими товарами, и то, что они продают.

Внимательно слушают учителя, участвуют в беседе.

 

 

 

Называют ассоциации к слову праздник.

Перечисляют праздники

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

Отвечают на вопросы.
Описывают представленные картины.

Развязка – Давайте и мы отправимся на ярмарку! Но вот беда, куда,  же нам ехать?

На доске открывается «голый» лист с мостовой.

– Города-то нет.

Задание: Давайте вместе с вами построим городок.

В старину строителя называли зодчий.
У нас в классе тоже есть зодчий, который      расскажет нам о том, как строились древние русские города.

Слайд №19  щелчок.

– Каждый из вас может стать зодчим и поучаствовать в строительстве города, а в центре города у нас будет рыночная площадь.
Предлагаю вырезать фронтоны домов, выполненные вами  и построить город.

Инструктаж по технике безопасности.

– Вот и готов наш городок.
В каждом городе была рыночная площадь, вот туда мы с вами и приехали.
Учитель приклеивает в центр площади иллюстрацию карусели 
– Нарядная  у нас площадь?
– Кого-то у нас еще не хватает на площади?
В Русских городах и больших торговых селах шумели, галдели, зазывали  своим товаром веселые ярмарки.

Задание:  Давайте оживим нашу площадь.

На предыдущих уроках мы с вами рисовали людей в праздничных одеждах. Предлагаю вырезать и разместить их на нашей площади.

Ну вот, товары проданы, обновки куплены, теперь можно и повеселиться.

 

 

 

Слайд №20  щелчок.

  • И языка нет, а правду скажет. (Книга)
  • На стене висит, болтается, за него всяк хватается. (Полотенце)
  • Зимой протянулся, а летом свернулся. (Шарф)
  • Зубов много, а ничего не ест. (Расческа)
  • Я бел как снег, в чести у всех и нравлюсь вам во вред. (Сахар)

Музыка.

Предлагает закончить урок народной запевкой «Селезенька утку любит».

Выбирается селезень и утка. Они уходят под руку, то входят в круг поющих, то выходят из него.  Каждый раз «утка» быстро надевает обновку,  которую затем всем показывает.
Можно продолжить праздник исполнением частушки.

Выход скомороха.

– Внимание, внимание, внимание!
Открывается гуляние.
Торопись, честной народ, тебя ярмарка зовет!

 

 

 

 

Зодчий рассказывает о строительстве древних русских городов

Учащиеся  вырезают фронтоны домов и наклеивают их на лист  мостовой.

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

Вырезают людей и приклеивают их на лист, туда, где им нравится.
Прибирают свой рабочий стол.

Выход скомороха. 

– Сколько собралось умных да смышленых, сейчас я вас проверю да загадки загадаю про ярмарку,  про товар,  что купцы привозили на ярмарку.
Загадывает загадки, ребята отвечают.

Отгадывают загадки.

 

 

 

 

Дети выходят, становятся группами  и запевают песню.

Эпилог Посмотрите, какая красивая и веселая   получилась у нас «Ярмарка».
– Понравился ли вам праздник?
– Какой этап урока вам больше всего понравился?
– Что нового вы узнали на уроке?
 

Отвечают на вопросы.

Рефлексия – Наш урок подошел к концу.
Все в жизни меняется, а праздники остаются.
Эй, напелись, наплясались.
«Ой, полным-полна моя коробочка,
Есть и ситец и парча», –
Так поется в песне,
Но у нас с вами,
Коробка уже пуста.

Слайд 21  щелчок.

Вот и солнце закатилось
Наша ярмарка закончилась.
Приходите в гости к нам
Рады мы всегда гостям!

Слайд №22 щелчок; №23  щелчок.

– Спасибо за праздник.

Афиширование продукта деятельности, выставление оценок.

 
Последействие Объясняет домашнее задание. Подобрать иллюстрации на тему «Древние образы в современных народных игрушках»