Тема раздела: Древние корни в народном искусстве
Тема урока: «Праздничные народные гулянья».
Общедидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.
Форма урока: ролевая игра
Цели по содержанию:
- Образовательные: способствовать формированию у учащихся представления о главных русских народных праздниках и их значения в жизни наших предков, дать представление о праздничных народных гуляньях как о синтезе устного и художественного фольклора.
- Развивающие: формировать умения и навыки в работе с аппликацией, развитие образного и пространственного воображения, эстетического вкуса.
- Воспитывающие: воспитать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к истории нашей Родины, посредством изобразительного искусства;
- Валеологические: способствовать формированию правильной осанки, содействовать эмоционально приподнятому настроению.
Методы обучения: информационный, частично-поисковый, репродуктивный.
ФОПД: индивидуальная, групповая, практическая.
Задание: составить композицию «Ярмарка» с использованием работ учащихся.
Оборудование: Компьютер, проектор, экран, колонки.
Материалы: ножницы, клей, рисунки ребят, основа для композиции, иллюстрация карусели. (Приложение 3)
Зрительный ряд: Презентация «Праздничные народные гуляния», иллюстрации с изображением русских народных костюмов, костюм скомороха.
Музыкальный ряд: Народные мелодии – плясовые, протяжные; песня «Селезенка утку любит» (Приложение 2), музыка Стравинского«Петрушка»; «Народные гулянья».
Литературный ряд: Строительство древних городов (Приложение 1), загадки (Приложение 4), слова скомороха (Приложение 5)
Методические рекомендации по проведению урока с ИКТ-сопровождением
- Оргмомент
- Экспозиция (начало действия).
- Завязка (разработка и постановка проблемы).
- Кульминация (актуализация, подготовка учащихся к основной работе).
- Развязка (практическая деятельность учащихся).
- Эпилог (афиширование продукта деятельности).
- Рефлексия (повторение и обобщение).
- Последействие (домашнее задание).
В конспекте урока текс с подчеркивание отображен на слайдах, переход слайдов по щелчку, вывод информации на одном слайде по щелчку с предыдущим.
В проведении урока принимает участие скоморох и зодчий. Роль скомороха и зодчего выполняет учащиеся этого же класса предварительно подготовленные. Для ученика исполняющего роль скомороха готовиться специальный костюм.
Для проведения практической работы учитель готовит основу для композиции с изображением мостовой, для украшения площади красочную карусель.
ХОД УРОКА
Элементы урока | Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Оргмомент
Экспозиция |
Приветствует учащихся, проверяет
готовность учеников к работе. Слайд №2 щелчок. Вступительное слово учителя. – Это, что за шум и звон? |
Приветствуют учителя, проверяют свою
готовность к уроку.
Вбегает скоморох. Ой, вы люди, люди добрые, |
Завязка | – Спасибо, скоморох, за приглашение. – Ребята, а вы хотите побывать на ярмарке? – А что такое ярмарка? Слайд №3 щелчок;
№4 щелчок; Ярмарка – это праздник, веселье. – Давайте попробуем назвать тему нашего урока. Называет тему урока. «Праздничные народные гулянья» Слайд №7 щелчок. Сегодня на уроке мы познакомимся с русскими народными праздниками и их значениями в жизни наших предков; побываем на празднике и с помощью ваших рисунков составить композицию «Ярмарка» |
Отвечают на вопрос.
Называют тему урока. |
Кульминация | Настраивает учащихся на выполнение
основного задания. Рассказывает о праздниках. – Ребята, а вы
любите праздники? Слайд №9 щелчок; №11 щелчок; №12 щелчок; №13 щелчок; №14 щелчок; №15 щелчок. Основные русские народные праздники
– это Новый год и Рождество, святки, масленица,
пасха, троица и другие. Предлагаю рассмотреть репродукции картин Слайд №17 щелчок. Б. Кустодиев «Праздник в деревне» – О чем хотел рассказать нам художник? Слайд №18 щелчок. Б. Кустодиев «Ярмарка» – Что делает ярмарку праздничной, шумной,
яркой, нарядной, звонкой? |
Внимательно слушают учителя, участвуют
в беседе.
Называют ассоциации к слову праздник. Перечисляют праздники
Отвечают на вопросы.
Отвечают на вопросы. |
Развязка | – Давайте и мы отправимся на ярмарку! Но
вот беда, куда, же нам ехать? На доске открывается «голый» лист с мостовой. – Города-то нет. Задание: Давайте вместе с вами построим городок. В старину строителя называли зодчий. Слайд №19 щелчок. – Каждый из вас может стать зодчим и
поучаствовать в строительстве города, а в центре
города у нас будет рыночная площадь. Инструктаж по технике безопасности. – Вот и готов наш городок. Задание: Давайте оживим нашу площадь. На предыдущих уроках мы с вами рисовали людей в праздничных одеждах. Предлагаю вырезать и разместить их на нашей площади. Ну вот, товары проданы, обновки куплены, теперь можно и повеселиться.
Слайд №20 щелчок.
Музыка. Предлагает закончить урок народной запевкой «Селезенька утку любит». Выбирается селезень и утка. Они уходят под руку,
то входят в круг поющих, то выходят из него.
Каждый раз «утка» быстро надевает обновку,
которую затем всем показывает. |
Выход скомороха. – Внимание,
внимание, внимание!
Зодчий рассказывает о строительстве древних русских городов Учащиеся вырезают фронтоны домов и наклеивают их на лист мостовой.
Отвечают на вопросы.
Вырезают людей и приклеивают их на лист, туда,
где им нравится. Выход скомороха. – Сколько собралось умных да смышленых, сейчас
я вас проверю да загадки загадаю про ярмарку,
про товар, что купцы привозили на ярмарку. Отгадывают загадки.
Дети выходят, становятся группами и запевают песню. |
Эпилог | Посмотрите, какая красивая и
веселая получилась у нас «Ярмарка». – Понравился ли вам праздник? – Какой этап урока вам больше всего понравился? – Что нового вы узнали на уроке? |
Отвечают на вопросы. |
Рефлексия | – Наш урок подошел к концу. Все в жизни меняется, а праздники остаются. Эй, напелись, наплясались. «Ой, полным-полна моя коробочка, Есть и ситец и парча», – Так поется в песне, Но у нас с вами, Коробка уже пуста. Слайд 21 щелчок. Вот и солнце закатилось Слайд №22 щелчок; №23 щелчок. – Спасибо за праздник. Афиширование продукта деятельности, выставление оценок. |
|
Последействие | Объясняет домашнее задание. | Подобрать иллюстрации на тему «Древние образы в современных народных игрушках» |