Один из способов построения графиков в MS Excel

Разделы: Информатика


ЦЕЛИ УРОКА:

Познавательная: дать представление о методах проведения исследования; познакомить учащихся с дополнительными возможностями электронных таблиц – построением графиков; отработать основные приемы работы с электронными таблицами; использовать знания, полученные на уроках информатики по технологии решения задач на компьютере;.

Развивающая: учить логически мыслить, развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; ставить и решать проблемы; уметь применять полученные знания при решении задач различной направленности.

Воспитательная: вовлечь в активную практическую деятельность, воспитывать общую и информационную культуру, внимательность, аккуратность, трудолюбие, усидчивость, терпение, бережное отношение к вычислительной технике.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • научиться элементарным навыкам исследовательской работы;
  • научиться использовать электронные таблицы для автоматизации расчетов;
  • научиться применять построитель графиков и диаграмм для решения задач;
  • закрепить приобретенные навыки по построению, заполнению и форматированию графиков;
  • развивать умение слушать объяснение учителя, самостоятельно выполнять задания учителя;
  • продолжить работу над воспитанием терпеливого и внимательного отношения к выполняемой работе;

К этому уроку учащиеся знают:

  • Что такое “электронные таблицы”, их назначение. Интерфейс табличного процессора Microsoft Excel;
  • Арифметические действия в электронных таблицах, автосуммирование числовых данных, возможности использования встроенных функций;
  • Относительные и абсолютные ссылки;
  • Правила копирования формул;

Учащиеся умеют:

  • составлять и заполнять таблицы;
  • изменять формат ячейки, размер, заливку, объединять ячейки;
  • копировать формулы;
  • использовать относительные и абсолютные ссылки;

Тип урока: Комбинированный урок; урок-исследование.

Техническое обеспечение: компьютерный класс, оснащенный современной техникой, проектор.

Программное обеспечение: ОС Windows, MS Office 2007.

Структура урока:

  1. Организационный этап – 1 мин;
  2. Постановка темы и целей урока – 1 мин;
  3. Фронтальный опрос – 3 мин;
  4. Объяснение нового материала – 15 мин;
  5. Самостоятельная практическая работа – 20 мин;
  6. Выставление оценок (индивидуально) 5 мин.

Ход урока

I. Организационный момент: приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку, отметка отсутствующих, объявление темы и цели урока.

II. Постановка темы и целей урока.

Построение графиков математических функций в среде MS Excel, исследование функций, анализ результатов.

III. Фронтальный опрос.

Вопросы:

  • Сформулируйте назначение программы Excel?
  • Назовите основные элементы документа Excel.
  • Что такое адрес электронной ячейки, из чего он состоит?
  • Как производится ввод данных в ячейку?
  • Какие форматы данных вы знаете?
  • Как производится копирование содержимого ячейки?

IV. Объяснение нового материала.

Любой график представляется двумя способами: в виде таблиц числовых значений или в виде графического отображения этих значений в одной из систем координат.

Для построения графика необходимо выполнить следующие действия:

  1. Построить таблицу, в одну строку (столбец) которой заносится информация об аргументе функции, в другую строку (столбец) – информация о значениях функции по данному аргументу. Полученные значения – числовое представление заданного графика.
    1. Аргумент выстраивается относительно заданного начального значения. При построении используются свойства относительных ссылок.
    2. Результат – арифметическая последовательность вида ai=ai-1+sch, ai – значение аргумента, ai-.1 – предыдущее значение аргумента, sch – шаг изменения аргумента. Первая ячейка – пустая.

    3. Для первого числового значения вычисляется значение функции (по заданной формуле, значения аргумента – в строке вверху). Используя свойства относительных ссылок, копируем данную формулу для всех числовых значений аргумента.
    4. Полученная таблица – числовое представление заданной функции. В данной таблице, все элементы, кроме первого заданного – зависимые, вычисляемые величины.

    Изменяя первоначальное значение можно проследить, как изменяется значение функции на различных интервалах аргумента.

  2. По вычисленным значениям построим график функции. Для того чтобы первая строка (столбец) воспринималась как аргумент, необходимо, чтобы первая ячейка была пустой (не содержала информацию).
  3. При выборе графика выбрать первый тип графиков (Отображает развитие процесса с течением времени).

    Изменение графика при изменении значения аргумента. Изменяем начальное значение аргумента. Автоматически изменяются все значения аргумента и соответствующие им значения функции.

  4. Оформление графика производится на закладках “Конструктор”, “Макет” и “Формат”. Они открываются вместе с редактируемым объектом.

а) На листе “Конструктор” можно выбрать типовые стилевые оформления

б) Или создать собственное оформление, используя закладку формат.

V. Самостоятельная практическая работа. Пример задания для учеников.

  1. Построить график функции. Диапазон аргумента x=,
  2. Определить, как влияет значение коэффициента а, на угол наклона ветвей параболы.
  3. Определить что происходит с графиком параболы при изменении значения с – свободного члена уравнения.
  4. Что происходит с функцией на заданном интервале [-2;0] (возрастает, убывает)?
  5. Как изменится график функции, если изменить шаг изменения аргумента? (с 0,5 на 1)
  6. По графику определить максимальное и минимальное значение функции на заданном интервале[-2;0]
  7. Определить значения точек пересечения с осью х;
  8. Определить пересекает ли данный график ось y;
  9. Для оформления графика использовать готовый стиль №36.
  10. Оформить результаты работы в виде отчета в программе текстового редактора.
    1. Пункты задания оформит в виде списка;
    2. Скопировать график и поместить его в отчет.
    3. Отчет поместить в личную папку учащегося.

VI. Оценка работ учащихся.

Каждого индивидуально.