ЦЕЛИ УРОКА:
Познавательная: дать представление о методах проведения исследования; познакомить учащихся с дополнительными возможностями электронных таблиц – построением графиков; отработать основные приемы работы с электронными таблицами; использовать знания, полученные на уроках информатики по технологии решения задач на компьютере;.
Развивающая: учить логически мыслить, развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; ставить и решать проблемы; уметь применять полученные знания при решении задач различной направленности.
Воспитательная: вовлечь в активную практическую деятельность, воспитывать общую и информационную культуру, внимательность, аккуратность, трудолюбие, усидчивость, терпение, бережное отношение к вычислительной технике.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- научиться элементарным навыкам исследовательской работы;
- научиться использовать электронные таблицы для автоматизации расчетов;
- научиться применять построитель графиков и диаграмм для решения задач;
- закрепить приобретенные навыки по построению, заполнению и форматированию графиков;
- развивать умение слушать объяснение учителя, самостоятельно выполнять задания учителя;
- продолжить работу над воспитанием терпеливого и внимательного отношения к выполняемой работе;
К этому уроку учащиеся знают:
- Что такое “электронные таблицы”, их назначение. Интерфейс табличного процессора Microsoft Excel;
- Арифметические действия в электронных таблицах, автосуммирование числовых данных, возможности использования встроенных функций;
- Относительные и абсолютные ссылки;
- Правила копирования формул;
Учащиеся умеют:
- составлять и заполнять таблицы;
- изменять формат ячейки, размер, заливку, объединять ячейки;
- копировать формулы;
- использовать относительные и абсолютные ссылки;
Тип урока: Комбинированный урок; урок-исследование.
Техническое обеспечение: компьютерный класс, оснащенный современной техникой, проектор.
Программное обеспечение: ОС Windows, MS Office 2007.
Структура урока:
- Организационный этап – 1 мин;
- Постановка темы и целей урока – 1 мин;
- Фронтальный опрос – 3 мин;
- Объяснение нового материала – 15 мин;
- Самостоятельная практическая работа – 20 мин;
- Выставление оценок (индивидуально) 5 мин.
Ход урока
I. Организационный момент: приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку, отметка отсутствующих, объявление темы и цели урока.
II. Постановка темы и целей урока.
Построение графиков математических функций в среде MS Excel, исследование функций, анализ результатов.
III. Фронтальный опрос.
Вопросы:
- Сформулируйте назначение программы Excel?
- Назовите основные элементы документа Excel.
- Что такое адрес электронной ячейки, из чего он состоит?
- Как производится ввод данных в ячейку?
- Какие форматы данных вы знаете?
- Как производится копирование содержимого ячейки?
IV. Объяснение нового материала.
Любой график представляется двумя способами: в виде таблиц числовых значений или в виде графического отображения этих значений в одной из систем координат.
Для построения графика необходимо выполнить следующие действия:
- Построить таблицу, в одну строку (столбец) которой заносится информация об аргументе функции, в другую строку (столбец) – информация о значениях функции по данному аргументу. Полученные значения – числовое представление заданного графика.
- Аргумент выстраивается относительно заданного начального значения. При построении используются свойства относительных ссылок.
- Для первого числового значения вычисляется значение функции (по заданной формуле, значения аргумента – в строке вверху). Используя свойства относительных ссылок, копируем данную формулу для всех числовых значений аргумента.
- Полученная таблица – числовое представление заданной функции. В данной таблице, все элементы, кроме первого заданного – зависимые, вычисляемые величины.
- По вычисленным значениям построим график функции. Для того чтобы первая строка (столбец) воспринималась как аргумент, необходимо, чтобы первая ячейка была пустой (не содержала информацию).
- Оформление графика производится на закладках “Конструктор”, “Макет” и “Формат”. Они открываются вместе с редактируемым объектом.
Результат – арифметическая последовательность вида ai=ai-1+sch, ai – значение аргумента, ai-.1 – предыдущее значение аргумента, sch – шаг изменения аргумента. Первая ячейка – пустая.
Изменяя первоначальное значение можно проследить, как изменяется значение функции на различных интервалах аргумента.
При выборе графика выбрать первый тип графиков (Отображает развитие процесса с течением времени).
Изменение графика при изменении значения
аргумента. Изменяем начальное значение
аргумента. Автоматически изменяются все
значения аргумента и соответствующие им
значения функции.
а) На листе “Конструктор” можно выбрать типовые стилевые оформления
б) Или создать собственное оформление, используя закладку формат.
V. Самостоятельная практическая работа. Пример задания для учеников.
- Пункты задания оформит в виде списка;
- Скопировать график и поместить его в отчет.
- Отчет поместить в личную папку учащегося.
VI. Оценка работ учащихся.
Каждого индивидуально.