Телепортация в клетку. Урок-зачет по разделу "Клеточный уровень" в виде интеллектуальной игры

Разделы: Биология


Биология – сложный предмет, насыщенный многочисленными терминами. Бывает, что за один урок учащиеся должны запомнить много новых слов. Интересная образная информация усваивается еще на уроке при интересном рассказе учителя, но сложная терминология, не подкрепленная выполнением домашнего задания, сводит на нет его работу. И снова каждый педагог, влюбленный в свою работу ищет новые способы и приемы вовлечения ребят в удивительный мир растений, животных, познания своего организма.

Чтобы не быть просто рассказчиком, даже таким, какого слушают затаив дыхание, необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы ребята стремились максимально участвовать в процессе урока. Дух соперничества, желание победить, попробовать свои силы, заложены в детях с самого маленького возраста. Эти качества можно использовать для активизации познавательной работы учащихся через игровые формы.

Клетку ученики изучают с шестого класса, постоянно углубляя знания. Но и в 9-м классе и в 10-м, остаются пробелы в знаниях о процессах жизнедеятельности клетки. Поэтому типичный зачет по главе “Клеточный уровень” в 9-м классе я заменила интеллектуальной игрой в стиле телепередачи “Самый умный”. Он включает всестороннюю проверку и закрепление знаний о строении, жизнедеятельности растительной и животной клеток. Способы выполнения заданий направлены на поиск новых идей в системе оценивания. В ходе урока ребята активно применяют полученные знания для выполнения заданий.

Групповые формы работы способствуют развитию речи и умению работать в коллективе; лаконично излагать свои мысли и анализировать полученные результаты, делать выводы и видеть свою значимость на фоне общей деятельности. В индивидуальных заданиях с самооценкой я уделяю внимание формированию умений сравнивать и сопоставлять. Дифференцированные задачи, кроссворды, блиц – вопросы, творческие домашние задания помогают поддерживать активность учащихся, переключая их внимание, но, не отдаляясь от темы занятия.

Применяемые мной формы выполнения и оценивания упражнений, позволяют не только усовершенствовать и разнообразить зачетную систему, но и выявить проблемные вопросы. Сразу становиться видно слабые стороны каждого ученика: строение клетки, процессы жизнедеятельности, терминология и т.д. Но самое главное это то, что ребята сами видят свои пробелы в знаниях. Игровая форма увлекая, ведет их к более серьезному и углубленному изучению темы.

Краткая аннотация: Зачет по главе “Клеточный уровень” в 9-м классе включает всестороннюю проверку и закрепление знаний о строении, жизнедеятельности растительной и животной клеток. Групповая и индивидуальная формы работы на уроке хорошо сочетаются в интеллектуальной игре. Основополагающие вопросы, дающиеся учащимся с большим трудом, легче усваиваются и закрепляются в стремлении победить, быть лучшими. Способы выполнения заданий направлены на поиск новых идей в системе оценивания учащихся.

Цель урока: проверка уровня усвоения теоретических знаний и умения применять их на практике.

Задачи урока:

  1. Образовательная – научить использовать полученные знания при выполнении заданий.
  2. Воспитательная – воспитание у учащихся интереса к предмету, доброжелательности, умению работать в коллективе и индивидуально.
  3. Развивающая – продолжить формировать умения сравнивать и сопоставлять, анализировать полученные результаты, делать выводы; способствовать развитию речи, умению лаконично излагать свои мысли.

Методы и методические приемы: объяснительно-иллюстративный; словесно-наглядный; эвристический; методы проекта, сравнения, сопоставления, анализа; творческое задание.

Оборудование: доска, компьютерная презентация, раздаточный материал – путевые листы и изображения клетки 2Х2 для подсчета баллов.

Структура урока:

  1. Организация, мотивация, стимулирование деятельности учащихся.
  2. Зачет по группам по принципу игры “Самый умный” с выбором цифр игрового сектора, с последующим изображением органоида и дополнительными вопросами.
  3. Индивидуальное задание №1, основанное на сравнении признаков клеток. Заполнить таблицу “Характерные признаки растительной и животной клетки”.
  4. Индивидуальное задание №2, основанное на сопоставлении процессов, происходящих в клетке.
  5. “Догонялки” – дифференцированное задание на знание терминов по теме. Экстравертам предлагаются блиц – вопросы, интровертам – решение кроссворда.
  6. Корректировка знаний и рефлексия.
  7. Домашнее задание.

Слайд 2. Наш зачет по строению растительной и животной клетки переносит вас в микромир.

Слайд 3. Единственный ваш шанс вернуться назад лежит через препятствия в виде органоидов. Вам необходимо раскрыть строение и функции всех органоидов, объяснить процессы, происходящие в клетках растений и животных. Побеждает команда – первая, достигшая цели. Перед вами лежат путевые листы с индивидуальными заданиями и командными. Вам нужно заполнять их по мере приближения к цели.

Ваши команды называются (сама расставляю на столах названия команд): хемотрофы, фототрофы, автотрофы и гетеротрофы. Первым приступает к игре тот, кто расшифрует название раньше других.

Слайд 4-17. Телепортируемся… (Идет отработка изученного материала в групповой и индивидуальной формах работы, по принципу игры “Самый умный”. На экране расположено табло из 13 цифр с гиперссылками органоидов. Зеленым цветом, закрашены поля органоидов, которые есть в растительной и животной клетке. Выбирая цифру, учащиеся попадают в органоид, который должны описать или ответить на соответствующие вопросы.)

Органоиды клеток:

1.Ядро. Вы достигли первого этапа пути и получаете 1 балл, если открываете нам биологическое значение ядра и строение, расположение ядра растительной клетки. Дополнительные 7 баллов, вы получаете при быстром ответе на вопросы:

  • Нити ДНК в ядре – это … (хроматин)
  • Нити хроматина, накрученные на специальные белки – это… (Хромосомы)
  • Одинаковые хромосомы называются …. (гомологичными)
  • Набор хромосом в клетке определенного вида организмов – это… (кариотип)
  • Жидкое содержимое ядра – это… (кариоплазма)
  • В ядрах соматических клеток набор хромосом …. (диплоидный)
  • В ядрах половых клеток набор хромосом … (гаплоидный)

2. Митохндрии. 1 балл. Строение и значение. Вы попали в лабиринт из крист. Чтобы быстрее выбраться из него нужно ответить на блиц – вопросы и получить 2 дополнительных балла:

  • В каких клетках нет митохондрий? (прокариоты)
  • Почему считают, что предки митохондрий были свободноживущими? (двойная мембрана, ДНК, локализация в эукариотической клетке)
  1. Комплекс Гольджи. 1 балл. Строение и значение.
  2. Эндоплазматическая сеть.1 балл. Строение и виды ЭПС, значение.
  3. Пластиды. 2 балла. Классификация, строение, значение.
  4. Ядрышко. 1 балл. Локализация, значение.
  5. Органоиды движения. 1 балл. Строение; чем жгутики и реснички укреплены в цитоплазме?
  6. Цитоплазма. 1 балл. Что собой представляет? Значение цитоплазмы. Вы угодили в вязкое вещество. Чтобы выбраться из него с двумя дополнительными баллами, вам нужно ответить на вопрос: Кто и в каком веке является создателем клеточной теории? (Шван и Шлейден, середина XIX века)
  7. Лизосомы.1 балл. Строение и значение. Вы угодили в эпицентр пищеварительных ферментов и подвергаетесь большой опасности, быть переваренными. Вас могут спасти блиц – ответы на вопросы, за которые можно получить 2 дополнительных балла:
  • Как называется процесс саморазрушения клетки? (автолиз)
  • Привести пример, когда питательные вещества при разрыве лизосомы не теряются, а расходуются на образование новых органов. (Отпадение хвоста у головастика)
  1. Клеточная мембрана. Команда может получить 3 балла, выполнив задания.
  • Назовите 5 функций мембраны (отделяет от внешней среды, защищает содержимое клетки, поддерживает форму, избирательная проницаемость, связь клеток между собой).
  • Охарактеризуйте строение мембраны (2 слоя липидов с молекулами белков).
  • Отличительные особенности внешней оболочки растительной клетки.

Избирательная проницаемость клетки позволяет именно вашей команде заработать еще 4 балла. Но отвечать может только один человек из команды.

  • Толщина клеточной мембраны. (Одинакова у всех, 8 нм)
  • В какой микроскоп можно увидеть клетку, а в какой органоиды? (световой, электронный)
  • Каким способом поступают в клетку питательные вещества и выводятся из нее? (фагоцитоз, пиноцитоз)
  • Чем внешняя оболочка растительной клетки отличается от животной? (целлюлозная клеточная стенка)
  1. Вакуоли. 1 балл. Значение. Есть ли вакуоли в животной клетке? (Да, мелкие)
  2. Рибосомы.1 балл. Строение и значение.
  3. Клеточный центр.1 балл. Строение и значение. Есть ли в растительной клетке? (Только у низших растений)

Молодцы! Ваша главная задача выполнена. Опознаны все органоиды растительной и животной клеток, и выполняемые ими функции.

Слайд. 18. Пока я подвожу итоги общекомандного зачета, вы приступаете к зачету личному. Вам предстоит подтвердить свои знания о процессах, происходящих в клетках, выполнив задания №1 и №2 инструкционной карты.

Слайд 19-20. Сравните ваши ответы с ответами на экране и проведите самооценку.

Ваши результаты в командном зачете:

  1. Фототрофы…..
  2. Автотрофы…..
  3. Гетеротрофы…
  4. Хемотрофы….

Предлагаю командам попытаться догнать и обогнать друг друга, сыграв в “догонялки”. По 2 человека от команды выходят к доске и готовятся быстро отвечать на вопросы. Остальная команда догоняет друг друга по путевым листам, отгадывая кроссворд.

“Догонялки”

(За правильный ответ выдается жетон с изображением клетки для быстрого подсчета правильных ответов)

  1. Организмы, питающиеся мертвыми органическими остатками (сапрофиты).
  2. Универсальный источник энергии (АТФ).
  3. Последний этап синтеза белка (трансляция).
  4. Последовательность из трех нуклеотидов (триплет).
  5. Участок ДНК с информацией о первичной структуре белка (ген).
  6. Пластический обмен клетки (ассимиляция).
  7. Жиры распадаются до…..(глицерина и жирных кислот).
  8. Превращение органических веществ в минеральные под действием бактерий (хемосинтез).
  9. Главный источник энергии для растений (Солнце).
  10. Энергетический обмен клетки (диссимиляция).
  11. Углеводы распадаются до……(глюкозы или моносахаридов)
  12. Поглощение углекислого газа и выделение кислорода (фотосинтез).
  13. Неполное, бескислородное, ферментативное расщепление глюкозы (гликолиз).
  14. Разложение воды под действием солнца (фотолиз).
  15. Обмен веществ (метаболизм).
  16. Способ деления клетки (митоз).
  17. Гетеротрофы, способные поедать, переваривать и всасывать переваренные вещества (голозои).
  18. Белок распадается до……(аминокислот)
  19. Триплет, кодирующий одну аминокислоту (кодон).
  20. Что общего между всеми живыми организмами? (состоят из клеток)
  21. Назовите отличительные признаки живого от неживого (самовоспроизведение).

Спасибо команды. Вы прошли через все испытания, а значит, все сдали зачет. Ваша оценка будет складываться из двух оценок: общекомандной и индивидуальной.

Слайд 21. Мы возвращаемся, и мне хочется, чтобы вы поделились своими впечатлениями о преодолении препятствий.

Рефлексия

  • Каковы ваши главные результаты, что вы поняли, чему научились?
  • Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?
  • Как вы выполняли задания, какими способами? Что вы чувствовали при этом?
  • С какими трудностями вы столкнулись и как вы их преодолевали?

Домашнее задание

Пройдя все испытания, вы теперь обладаете фундаментальными знаниями о клетке. Поэтому можете приступить к творческому заданию. Все органоиды можно сравнить с предметами нашего быта. Например: ядро – с жестким диском процессора, хранящим важную информацию; аппарат Гольджи – с тумбочкой для продуктов, из которой всегда можно достать все необходимое для еды. Я предлагаю вам дома найти аналогичные сравнения для остальных органоидов клетки.

Приложение 1. Ответы на кроссворды

Приложение 2. Ответы к заданиям 1, 2

Приложение 3

Презентация