Регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание и прогнозирование.
Цели урока:
- Формирование навыка правописания сочетаний жи-ши ча-ща, чу-щу в словах.
- Развитие умения формировать цель своей работы и прогнозировать ее результаты.
- Продолжение формирования самооценки деятельности обучающихся с использованием разноуровневых заданий.
- Формирование коммуникативных умений сотрудничать в группе, выстраивать контакт между собой и с коллективом.
- Продолжение работы над обогащением словарного запаса обучающихся.
Оборудование:
Компьютерные слайды, индивидуальные разноуровневые карточки, иллюстрация летучей мыши, автопортрет мышонка Степы.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас,
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья!
2. Оформление работы.
Перед тем, как начать работать, давайте проведем пальчиковый тренинг:
– погреем ладошки (потирание ладошек);
– погрейте каждый пальчик (потираем каждый пальчик);
– “Скалка” (покатайте ручку между ладонями);
– “Готовим тесто” (одну ладонь кладем на парту и катаем по ней ручку);
– похлопаем в ладоши “Какие мы молодцы!”;
– откроем тетрадки и оформим работу.
– Какая буква у нас сегодня на минутке чистописания вы узнаете послушав стихотворение
Два барашка братца
Вышли пободаться.
Положи конец борьбе-
Преврати их в букву…Б
– Что вы знаете об этой букве?
– Почему эта буква согласная? (она обозначает согласный звук; характеристика звукам : согл., звонкий, твердый или мягкий)
– Придумайте слова с мягким звуком и с твердым звуком.
– Из каких элементов состоит буква Б?
– Положили тетрадки под наклоном, сели правильно и приступили к работе.
– Подчеркните ту букву, которая получилась у вас лучше всего. (Самооценка)
– Ребята, а пока вы старались писать красиво к нам в гости кто-то пришел. Отгадайте, кто это?
Живу в пушистой шубе
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу (белка)
– Правильно, какие вы у меня молодцы.
– Нашего гостя зовут Рыжик. Он еще очень маленький. И вот однажды он прыгнул на одну ветку, на вторую, на третью и заблудился.
Рыжик хорошо помнит, что на его дереве росло много листочков. Но вдруг подул ветер и листочки все разлетелись. На каждом листочке было написано слово. Но вот беда: листики соединились и получилось одно длинное слово. Давайте найдем эти слова и прикрепим на наше дерево, группируя их по найденному признаку. (Прикрепить 2 слова на одну веточку) Какие группы получились?
Машинарощащукалыжичайникчудо (машина, роща, щука, лыжи, чайник, чудо)
I группа | II группа | III группа |
машина | роща | щука |
лыжи | чайник | чудо |
(Последовательность групп может не совпадать)
Слайд с правильным разбиением слов на группы
– На какие группы разделили слова? Прочитайте 1 группу. По какому признаку сгруппировали?
– Прочитайте 2 группу слов. По какому признаку сгруппировали?
– Прочитайте 3 группу слов. По какому признаку сгруппировали?
Цветик-семицветик
– Ребята, наш бельчонок вас благодарит за помощь и каждому из вас он дарит цветочек. Но цветочек не простой – это цветик-семицветик. Возьмите этот цветочек и на одном из лепестков поставьте знак “+”– если вы выполнили задание верно и “-” – если испытывали затруднения при выполнении задания. САООЦЕНКА НА ЦВЕТИКЕ-СЕМИЦВЕТИКЕ
– Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?
– Кто сформулирует тему нашего урока? (повторение написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Какую цель мы поставим перед собой? На веточки дерева прикрепляются надписи – цели урока
- Безошибочно писать орфограммы.
- Уметь применять правила при письме.
- Уметь оценивать свою работу и работу своих товарищей.
– Еще раз прочитайте, чему мы должны научиться. Если у нас все цели будут достигнуты, то наш бельчонок вернется по этим веточкам домой.
– Кто помнит, как зовут нашего гостя? (Рыжик)
– В его в имени нашего встретилась орфограмма? (да)
– Какая?.(жи-ши пиши с буквой И)
– А бельчонок не знает, почему он слышит звук Ы, а писать надо букву И. Давайте ему расскажем. (давайте)
– Ну, тогда сели поудобнее и послушайте сказку
“Как поссорились шипящие с некоторыми гласными”
(Сказка)
(ЗВУЧАТ СКАЗОЧНЫЕ ФАНФАРЫ)
АВТОР. Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, (буквы выходят вперёд), а неподалёку жили гласные А, Я, У, Ю, И, Ы (буквы выходят вперёд). Жили очень дружно. И вот однажды буквы решили поиграть:
Ж: – Давайте поиграем в прятки!
Ш: – Давайте!
Ч: А кто будет водить?
Щ: – Давайте посчитаемся!
СЧИТАЛОЧКА
А:
Раз, два, три, четыре!
Жили мышки на квартире,
Чай пили,
Чашки били,
По три денежки платили!
Кто не хочет платить,
Тому
И водить!
ШИПЯЩИЕ (хором) Мы водим! Прячьтесь!
(МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАСТАВКА)
(Шипящие ищут, шипят, во все щели заглядывают. Уже нашли А, У, И.)
ШИПЯЩИЕ (по очереди):
Ж: Где же остальные буквы? МЕДЛЕННАЯ
Ш: – Мы устали!
Щ: – Хотим есть! ОТБИВКА
Ч: – Пойдём домой!
(Идут, а на лавочке сидят Я, Ю, Ы и играют.)
Ш: А они играют!
Ч: Они вообще не хотят нас знать!
Ж: Сами играют, а с нами не хотят водиться!
Ш: – Всё, мы с вами больше никогда играть не будем!
АВТОР: С тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят вместе, а только так: ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
1-е ЗАДАНИЕ
Слайд: жи-ши, ча-ща,чу-щу.
– А вы, ребята, как думаете, почему не нужно писать после Ж и Ш – Ы? После Ч и Щ –Я? После Ч и Щ –Ю?
– Скажем спасибо нашим артистам, а сами отправимся с Рыжиком дальше.
“Рифмовки-запоминалки” по рядам
– Давайте ребята вспомним рифмовки-запоминалки на наши правила.
1 ряд:
Жи-ши, жи-ши
Только с И всегда пиши!
2 ряд:
В сочетаниях ча-ща
Пишем только букву А
3 ряд:
В сочетаниях чу-щу
Пишут только букву У
– А для чего нам необходимо знать эти правила? (чтобы правильно писать слова)
2-е ЗАДАНИЕ
– Ребята, посмотрите какое интересное задание нам принес бельчонок со своим другом летучей мышью. Как вы думаете, что нам предстоит сделать? (вставить буквы) Правильно
Слайд с заданием на ЖИ-ШИ
Вставьте буквы вы в слова
Запишите их, друзья
1 вариант на ШИ
А второй уже на ЖИ
– Какие слова надо выписать 1 варианту, а 2 варианту? Справитесь? Значит, приступаем к работе.
– Проверьте, правильно ли вы выполнили задание и оцените свою работу на цветике-семицветике.
Коллективная проверка (слайд) САМООЦЕНКА НА ЦВЕТИКЕ-СЕМИЦВЕТИКЕ
ШИ – мыши, крыши, карандаши, пиши
ЖИ – ёжики, лыжи, лужи, моржи, чижики, стрижи, жирафы
– Ну а сейчас мы вместе с бельчонком немного отдохнем.
Физзарядкой белочке не лень
Заниматься целый день.
С одной ветки прыгнув влево,
На сучок она присела.
Вправо прыгнула потом,
Покружилась над дуплом.
Влево-вправо целый день
Прыгать белочке не лень.
3-е ЗАДАНИЕ
Наш Рыжик, вот проказник,
Хочет вас опять проверить:
Слоги все он разбросал
И в слова их не собрал
Слоги вы соедините
И слова скорей пишите.
– Что надо сделать?
Коллективная работа у доски с последующей записью в тетрадь.
– Подчеркните орфограммы.
4-е ЗАДАНИЕ
Вот задание труднее
Вы послушайте, друзья
Из кругов возьмите слоги
ЧУ и ЩУ к ним припишите
И тогда уж очень быстро
Все слова в тетрадь пишите.
Слайд
– Ребята, как вы думаете, сможете ли вы справиться с этим трудным заданием? Ну давайте попробуем!
Самостоятельная работа (1 слово разобрать коллективно)
1 человек зачитывает слова, а остальные проводят взаимопроверку
САООЦЕНКА НА ЦВЕТИКЕ-СЕМИЦВЕТИКЕ
5-е ЗАДАНИЕ
Дифференцированное задание
Правила мы вспомнили
Все мы их запомнили
А теперь их примени
Сам задания для себя определи.
У вас на столах лежат карточки. Прочитайте задание и поднимите руку те ребята, у кого возникли вопросы по заданию. Слайд с заданием
1-й уровень. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни орфограммы.
Чиж…, лыж…, щ…ка, ч…ща, ч..жой,, ош…бка,, трещ…т.
2-й уровень. Допишите. Подчеркни орфограммы.
Ёж… и уж… – это…..
Ч..йки и стриж… – это …….
3-й уровень. Составьте предложения и запишите. Подчеркни орфограммы.
щ…ка, в, ж…вёт, реке
стоит, на, ч…йник, печке.
– Ребята, ваше задание я проверю, когда соберу тетрадки и оценю выполнение задания.
Итог урока.
Ну вот, ребята, пришло время прощаться с нашим бельчонком Рыжиком.
Давайте посмотрим, справились мы с поставленными целями или нет?
Если справились, то бельчонок прыгнет на эту веточку, а если цели не достигнуты, то он так и останется ночевать в лесу около дерева.
(Зачитываются цели, написанные на веточках и бельчонок перепрыгивает с ветки на ветку)
Но почему он не запрыгивает в дупло? Он, наверное, хочет знать, как вы оцените свою работу на уроке?
А для этого я вам предлагаю провести блиц опрос и показать Рыжику наши знания. Если на вопрос вы отвечаете “да” – то на лепестке ставите “+”, если “нет” – “-”.
- “жи-ши” – пиши с буквой “И”.
- В конце предложения ставим точку.
- В слове “чайник” есть буква “А”.
- В слове “чудесный” после буквы “ч” стоит буква “у”.
– Ребята, если у вас на листочках все “+”, то с целями урока вы справились, а если есть “-”, то вы испытали небольшие затруднения, но мы будем продолжать работать и в дальнейшем, я надеюсь, вы не будите испытывать их.
IV. Рефлексия и оценивание.
А сейчас, ребята, возьмите сигнальные карточки на которых изображены смайлики и покажите, как вы оценили свою работу на уроке. (Комментирование детей, самооценка)
Изобразите данное личико у себя в тетрадях на полях
(Те, кто теперь сможет всегда правильно писать слова с сочетаниями ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ покажите значок значок “Я всё понял” (веселая рожица).
Те, кто иногда испытывал затруднения в выполнении задания – поставьте значок “У меня есть вопросы”.
Те, кто выполнял задания с помощью товарищей или учителя нарисуйте значок “Пока не всё понятно”.
– На следующих уроках вы будете продолжать и, наверное, тогда вы все сможете нарисовать значок “Я все понял” и никто не будет испытывать затруднения в написании сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши!)
Дети объясняют результаты своей самооценки.
Урок окончен.