“…не обрушивайте на ребенка лавину знаний, не стремитесь на занятиях рассказать все, что вы знаете – под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребенком окружающий мир… оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку еще раз возвратиться к тому, что он узнал”.
В.А.Сухомлинский.
Познавательная активность – это желание уточнить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы; проявлении творчества, в умении усваивать способ познания и применять его на другом материале. (Познавательной активности близко понятие любознательности, любопытства).
Ученые, изучающие познавательную активность маленького ребенка, отмечают, что уже в 3-3,5 месяца в поведении малыша можно видеть элементы экспериментирования.
Экспериментирование является одним их видов познавательной деятельности детей раннего возраста. Это объясняется следующим. На третьем году жизни наглядно-действенное мышление достигает своего максимального развития, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует возрастным особенностям.
Совершенно очевидно, что экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, пробуждает в детях инициативу, желание достичь результата, умение анализировать делать элементарные выводы. В процессе экспериментирования активизируются мыслительные процессы, происходит накопления сенсорного опыта.
Дети раннего возраста любят экспериментировать, и наша задача, как педагогов, поддержать и развить в ребенке интерес к простейшему исследованию, открытию.
Предлагаю вниманию коллег перспективный план, который апробирован в течение года в работе с детьми третьего года жизни, куда включены наблюдения, игровые задания, эксперименты и занятия. Приложение
Экспериментирование стараюсь организовать в трех основных формах (занятие, совместная деятельность с детьми, а также самостоятельная деятельность детей).
В результате данных занятий дети в интересной и доступной форме знакомятся с явлениями и объектами неживой природы, учатся определять взаимосвязь с другими объектами.
Занятия являются итоговой формой работы, по какой-то исследуемой проблеме позволяющей систематизировать представления детей. Такие занятия я провожу одно в месяц.
Периодичность игр-экспериментов один раз в неделю в первую или вторую половину дня. В зависимости от сложности действий: индивидуально или по подгруппам по 3-5 человек продолжительностью до 7-10 минут.
Проблемные ситуации, экспериментирование могут быть отдельным этапом любого другого занятия с детьми (по развитию речи, конструированию, изобразительной деятельности).
По характеру познавательной деятельности предлагается поисковое экспериментирование (дети не знают заранее, каков будет результат).
Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Список используемой литературы:
- Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2009.
- В.Афимьина. Маленькие экологи. Журнал “Ребёнок в детском саду” №1, 2010г.
- Баранова, Е. В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. Для детей 2—4 лет / — Ярославль: Академия развития, 2009.
- Смирнова Е.О. Мещерякова С.Ю. Ермолова Т.В. Игры и игрушки для детей раннего возраста. – М.: МГППУ, 2004. – 72 с.
- Материалы и оборудование для детского сада: пособие для воспитателей и заведующих/ДороноваТ, Н., ЕрофееваТ. И, Короткова Н. А., Рунова М. А.; под ред. Т. Н. Дороновой, Н. А. Коротковой, – Л.: Линка-Пресс, 2004. — 64 с.
- Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада: пособие воспитателя детсада / В. В. Гербова, А. И. Максаков. — М. Просвещение, 1986.
- Первые шаги. Материалы московского городского конкурса “Первые шаги” (Модель воспитания детей раннего возраста) 2001 – 2002 года. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2002.
- Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов) / Авт.-сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2005.
- Хрестоматия для дошкольников 2-4 года. Пособие для воспитателей детского сада и родителей. /Сост. Н.П.Ильчук и др. – 1-е издание. М., АСТ, 1998.